Немецкий производитель профессионального оборудования для съемок высокобюджетного кино, Arri находится на распутье, сообщает Bloomberg. Рассматривается вариант продажи компании. Сделка может серьезно повлиять на киноиндустрию. Главный конкурент Arri — американская RED ранее была выкуплена компанией Nikon за скромные 85 млн долларов. Теперь главный вопрос: кто выкупит Arri? Из всех производителей фототехники только у Panasonic сейчас нет действующего подразделения кинокамер (последняя модель была выпущена почти 10 лет назад).
Новость о возможной продаже Arri последовала аккурат за последним релизом частной компании — была представлена новая кинокамера Arri Alexa 35 Xtreme, стоимостью 55 млн долларов. Photar.ru ранее публиковал большой материал об этой новинки.

Издание Bloomberg сообщает, что руководство и владельцы Arri Group ведут «предварительные переговоры с потенциальными консультантами» в рамках работы над сделкой по продаже доли в Arri. В настоящее время рассматриваются варианты продажи как миноритарных, так и контрольных пакетов акций.
По словам источников одновременно с рассмотрением возможности продажи компания Arri сотрудничает с консалтинговой группой AlixPartners с целью «оптимизации своего бизнеса».
Почему владельцы Arri могут продать компанию со столетней историей?
Аналитики называют несколько факторов, которые могут серьезно повлиять на бизнес Arri, и привести, в частности, к его продаже.
Компания работает уже более века и имеет отличную репутацию на рынке киноиндустрии. Однако немецкий производитель столкнулся с рядом трудностей: сначала пандемия COVID-19 серьезно затормозила съемки и релизы новых проектов, под которые могли браться кинокамеры Arri.

Затем последовали забастовки сценаристов и актеров. При этом специфика Arri заключается в том, что на их ультрадорогие кинокамеры снимают исключительно высокобюджетное кино, клипы и рекламу. В номенклатуре Arri нет дешевых камер, которые могли бы себе позволить многочисленные создатели контента и операторы.
При этом, даже главный конкурент — американская компания RED в определенный момент поняла, что упускает полноценный сегмент оборудования, которое очень востребовано: кинокамеры бюджетного уровня, стоимостью примерно в 5-6 тысяч долларов.
Тогда RED выпустили RED Komodo — компактную модульную кинокамеру, которая достаточно быстро стала популярной у независимых кинематографистов.

Конкурировать RED Komodo могла с флагманскими беззеркальными фотоаппаратами, которые оснащены продвинутыми функциями видеосъемки: Nikon Z9, Sony A1, Canon EOS R1. Конечно же, у нее были конкуренты и в профессиональной киносреде, но RED Komodo стала первой моделью бренда, которую могли себе позволить небольшие студии или даже независимые документалисты и блогеры.
Arri упустили сегмент бюджетных компактных кинокамер
Проблема заключалась не только в том, что Arri совершенно проигнорировали один из самых денежных сегментов рынка — потребителей, нацеленных на более бюджетные решения. Производитель лишь недавно начал выпускать в том числе более-менее компактные кинокамеры: например, среднеформатную Arri Alexa 265.

Все дело в том, что габариты и вес кинокамеры обуславливают, в том числе, и конфигурации обвеса, который будет использоваться.
RED Komodo и даже более продвинутая модель V-Raptor могут устанавливаться на современные относительно недорогие стабилизаторы, в то время как громоздкая Arri Classic (и последующие аналогичные модели) потребует массивной системы Arri Trinity, которая накладывает ряд ограничений на работу в узких пространствах, требует особых навыков работы и повышает бюджет проекта.

Таким образом, кинокамеры Arri были нацелены исключительно на высокобюджетное кино. Причем проектов в нем гораздо меньше, чем в среднем сегменте коммерческих видео. И как только рынок кино просел (из-за COVID-19 и забастовок) компания также столкнулась с трудностями.
Bloomberg сообщает, что Arri уже продала «непрофильные активы», включая осветительные приборы, чтобы выручить средства.
Кто купит Arri?
Качественное изображение, которое демонстрируют кинокамеры Arri — уже не является эксклюзивом для камер подобной стоимости. Конечно же, есть ряд технических аспектов, более глубоких тонких настроек и возможностей постобработки.
Но если оставить все это за скобками, то обычный зритель не всегда заметит разницу между изображением, снятым на Arri и картинкой, полученной с гораздо более дешевой кинокамеры (например, компактной Blackmagic Pyxis 12K). В этой связи, конечно же, Arri должна перестроить свой бизнес.
Потенциально, компанию могут выкупить крупнейшие производители фототехники: Sony, Canon, Fujifilm — однако проблема заключается в том, что все они (в отличии от Nikon) уже выпускают собственные кинокамеры и имеют соответствующие подразделения.
А вот компания Panasonic выпуск кинокамер по какой-то причине прекратила, однако активно сотрудничает с Arri при релизе собственных беззеркальных гибридов, которые оснащает плоскими профилями ARRI LogC3.
Последняя кинокамера, которую выпустила Panasonic — это Panasonic AU-EVA1 (в 2017 году). Внешне она чем-то напоминает модель Sony FX3:

У Sony и Canon есть собственные подразделения по разработке кинокамер, они работают в своей экосистеме и постоянно совершенствуются. Fujifilm также готовится представить свою первую кинокамеру — среднеформатную Fujifilm GFX Eterna (подробнее читай здесь).
Таким образом, из крупнейших фотопроизводителей лишь для Panasonic потенциальная сделка выглядит логично. Однако давайте взглянем на цифры и попытаемся понять, насколько подобная вероятность существует.
Может ли Panasonic купить Arri? В цифрах
Итак, Panasonic — это крупный японский промышленный холдинг. Он выпускает продукцию совершенно разных сегментов: от телевизоров до медицинского оборудования и, конечно же, программного обеспечения. Выручка Panasonic в 2024 году составила порядка 54-58 млрд долларов.
В то же время, оценочная выручка Arri составляет около 500 млн долларов в год. Данные на 2024 финансовый год не раскрываются. Таким образом, потенциально (то есть с точки зрения цифр) у Panasonic есть возможность выкупить Arri и полноценно переформатировать собственное присутствие в профессиональной киноотрасли.
Одновременно с этим, компания могла бы добиться еще больших успехов с внедрением кодеков Arri в собственные беззеркальные камеры, а также установив байонет L-mount в будущие кинокамеры и обеспечить таким образом совместимость с оптикой Leica, Sigma и Panasonic.
Однако в настоящий момент никаких заявлений от Panasonic или Arri по поводу возможной сделки не было. В данном материале мы лишь оценочно исследовали подобную вероятность.
Холдинг Arri Group, основанная в 1917 году Августом Арнольдом и Робертом Рихтером — это частная компания, полностью принадлежащая семье Шталь, наследникам Роберта Рихтера. Семья Шталь приобрела 50% акций Arri у наследников Августа Арнольда более десяти лет назад.
Источники Bloomberg сообщают, что семья Шталь не придерживалась какого-либо конкретного плана продажи, и вполне возможно, что продажа вообще не состоится.
DJI могут купить Arri?
Еще одним любопытным ходом могло бы стать приобретение Arri китайской компанией DJI. В 2017 году DJI уже выкупили именитый фотобренд Hasselblad (конкретная сумма сделки не была названа). Это дало возможность DJI оснащать дроны и компактные камеры технологиями Hasselblad.
Сами DJI также очень заинтересованы в кинорынке. Компания уже выпускает кинокамеры с продвинутой стабилизацией — Ronin 4D. Потенциальная интеграция с Arri создала бы нового полноценного игрока на рынке и обеспечила бы DJI выход на еще более высокобюджетный кинорынок.