Легендарная компания-производитель кинокамер Arri может быть продана

Немецкий производитель профессионального оборудования для съемок высокобюджетного кино, Arri находится на распутье, сообщает Bloomberg. Рассматривается вариант продажи компании. Сделка может серьезно повлиять на киноиндустрию. Главный конкурент Arri — американская RED ранее была выкуплена компанией Nikon за скромные 85 млн долларов. Теперь главный вопрос: кто выкупит Arri? Из всех производителей фототехники только у Panasonic сейчас нет действующего подразделения кинокамер (последняя модель была выпущена почти 10 лет назад).

Новость о возможной продаже Arri последовала аккурат за последним релизом частной компании — была представлена новая кинокамера Arri Alexa 35 Xtreme, стоимостью 55 млн долларов. Photar.ru ранее публиковал большой материал об этой новинки.

Издание Bloomberg сообщает, что руководство и владельцы Arri Group ведут «предварительные переговоры с потенциальными консультантами» в рамках работы над сделкой по продаже доли в Arri. В настоящее время рассматриваются варианты продажи как миноритарных, так и контрольных пакетов акций.

По словам источников одновременно с рассмотрением возможности продажи компания Arri сотрудничает с консалтинговой группой AlixPartners с целью «оптимизации своего бизнеса».

Почему владельцы Arri могут продать компанию со столетней историей?

Аналитики называют несколько факторов, которые могут серьезно повлиять на бизнес Arri, и привести, в частности, к его продаже.

Компания работает уже более века и имеет отличную репутацию на рынке киноиндустрии. Однако немецкий производитель столкнулся с рядом трудностей: сначала пандемия COVID-19 серьезно затормозила съемки и релизы новых проектов, под которые могли браться кинокамеры Arri.

Затем последовали забастовки сценаристов и актеров. При этом специфика Arri заключается в том, что на их ультрадорогие кинокамеры снимают исключительно высокобюджетное кино, клипы и рекламу. В номенклатуре Arri нет дешевых камер, которые могли бы себе позволить многочисленные создатели контента и операторы.

При этом, даже главный конкурент — американская компания RED в определенный момент поняла, что упускает полноценный сегмент оборудования, которое очень востребовано: кинокамеры бюджетного уровня, стоимостью примерно в 5-6 тысяч долларов.

Тогда RED выпустили RED Komodo — компактную модульную кинокамеру, которая достаточно быстро стала популярной у независимых кинематографистов.

Конкурировать RED Komodo могла с флагманскими беззеркальными фотоаппаратами, которые оснащены продвинутыми функциями видеосъемки: Nikon Z9, Sony A1, Canon EOS R1. Конечно же, у нее были конкуренты и в профессиональной киносреде, но RED Komodo стала первой моделью бренда, которую могли себе позволить небольшие студии или даже независимые документалисты и блогеры.

Arri упустили сегмент бюджетных компактных кинокамер

Проблема заключалась не только в том, что Arri совершенно проигнорировали один из самых денежных сегментов рынка — потребителей, нацеленных на более бюджетные решения. Производитель лишь недавно начал выпускать в том числе более-менее компактные кинокамеры: например, среднеформатную Arri Alexa 265.

Все дело в том, что габариты и вес кинокамеры обуславливают, в том числе, и конфигурации обвеса, который будет использоваться.

RED Komodo и даже более продвинутая модель V-Raptor могут устанавливаться на современные относительно недорогие стабилизаторы, в то время как громоздкая Arri Classic (и последующие аналогичные модели) потребует массивной системы Arri Trinity, которая накладывает ряд ограничений на работу в узких пространствах, требует особых навыков работы и повышает бюджет проекта.

Таким образом, кинокамеры Arri были нацелены исключительно на высокобюджетное кино. Причем проектов в нем гораздо меньше, чем в среднем сегменте коммерческих видео. И как только рынок кино просел (из-за COVID-19 и забастовок) компания также столкнулась с трудностями.

Bloomberg сообщает, что Arri уже продала «непрофильные активы», включая осветительные приборы, чтобы выручить средства.

Кто купит Arri?

Качественное изображение, которое демонстрируют кинокамеры Arri — уже не является эксклюзивом для камер подобной стоимости. Конечно же, есть ряд технических аспектов, более глубоких тонких настроек и возможностей постобработки.

Но если оставить все это за скобками, то обычный зритель не всегда заметит разницу между изображением, снятым на Arri и картинкой, полученной с гораздо более дешевой кинокамеры (например, компактной Blackmagic Pyxis 12K). В этой связи, конечно же, Arri должна перестроить свой бизнес.

Потенциально, компанию могут выкупить крупнейшие производители фототехники: Sony, Canon, Fujifilm — однако проблема заключается в том, что все они (в отличии от Nikon) уже выпускают собственные кинокамеры и имеют соответствующие подразделения.

А вот компания Panasonic выпуск кинокамер по какой-то причине прекратила, однако активно сотрудничает с Arri при релизе собственных беззеркальных гибридов, которые оснащает плоскими профилями ARRI LogC3.

Последняя кинокамера, которую выпустила Panasonic — это Panasonic AU-EVA1 (в 2017 году). Внешне она чем-то напоминает модель Sony FX3:

У Sony и Canon есть собственные подразделения по разработке кинокамер, они работают в своей экосистеме и постоянно совершенствуются. Fujifilm также готовится представить свою первую кинокамеру — среднеформатную Fujifilm GFX Eterna (подробнее читай здесь).

Таким образом, из крупнейших фотопроизводителей лишь для Panasonic потенциальная сделка выглядит логично. Однако давайте взглянем на цифры и попытаемся понять, насколько подобная вероятность существует.

Может ли Panasonic купить Arri? В цифрах

Итак, Panasonic — это крупный японский промышленный холдинг. Он выпускает продукцию совершенно разных сегментов: от телевизоров до медицинского оборудования и, конечно же, программного обеспечения. Выручка Panasonic в 2024 году составила порядка 54-58 млрд долларов.

В то же время, оценочная выручка Arri составляет около 500 млн долларов в год. Данные на 2024 финансовый год не раскрываются. Таким образом, потенциально (то есть с точки зрения цифр) у Panasonic есть возможность выкупить Arri и полноценно переформатировать собственное присутствие в профессиональной киноотрасли.

Одновременно с этим, компания могла бы добиться еще больших успехов с внедрением кодеков Arri в собственные беззеркальные камеры, а также установив байонет L-mount в будущие кинокамеры и обеспечить таким образом совместимость с оптикой Leica, Sigma и Panasonic.

Однако в настоящий момент никаких заявлений от Panasonic или Arri по поводу возможной сделки не было. В данном материале мы лишь оценочно исследовали подобную вероятность.

Холдинг Arri Group, основанная в 1917 году Августом Арнольдом и Робертом Рихтером — это частная компания, полностью принадлежащая семье Шталь, наследникам Роберта Рихтера. Семья Шталь приобрела 50% акций Arri у наследников Августа Арнольда более десяти лет назад.

Источники Bloomberg сообщают, что семья Шталь не придерживалась какого-либо конкретного плана продажи, и вполне возможно, что продажа вообще не состоится.

DJI могут купить Arri?

Еще одним любопытным ходом могло бы стать приобретение Arri китайской компанией DJI. В 2017 году DJI уже выкупили именитый фотобренд Hasselblad (конкретная сумма сделки не была названа). Это дало возможность DJI оснащать дроны и компактные камеры технологиями Hasselblad.

Сами DJI также очень заинтересованы в кинорынке. Компания уже выпускает кинокамеры с продвинутой стабилизацией — Ronin 4D. Потенциальная интеграция с Arri создала бы нового полноценного игрока на рынке и обеспечила бы DJI выход на еще более высокобюджетный кинорынок.