Галисийский фотограф Ксан Падрон (Xan Padrón) получил свою первую камеру от фотожурналиста Энрике Резы. Последний пробудил в нём страсть к повседневной фотографии, который, как и его отец, журналист Луис Падрон, привил ему терпение слушать и наблюдать за прохожими в поисках сюжетов.
После нескольких проектов уличной фотографии в Нью-Йорке в 2011 году Ксан начал свой знаменитый проект «Таймлапс» — серия изображений различных городов через людей, которые их населяют. Этот фотопроект был показан в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, экспонировался в здании Pfizer в Нью-Йорке, а также на арт-ярмарках Photo L.A., Art on Paper NYC и The Other Art Fair.
Работы автора были опубликованы на обложке одиннадцатого издания антологии Race, Class and Gender in the United States (MacMillan, 2020), в томе по социологии Personal Networks (Cambridge University Press, 2021), а также в международных изданиях, таких как New England Review (NER), Die Zeit Magazine (Германия), PRISM International (Канада) и Photo World Magazine (Китай).
Фотографии проекта «Таймлапс» были даже на обложке осеннего каталога Saatchi Art (2019). Они были отобраны для нью-йоркской программы Art on Link (#ArtOnLink) (LinkNYC, CityBridge 2020), где социологические портреты Ксана Падрона были представлены на более чем 1700 цифровых киосках по всему городу.
Карьера Ксана Падрона как фотографа также связана с его предыдущей профессией профессионального музыканта. Более десяти лет он гастролировал со своей гитарой и камерой, документируя жизнь музыкантов, с которыми он работал. Как фотограф артистов и концертов, он работал в официальном качестве для APAP (Ассоциация профессионалов исполнительского искусства, США) и для изданий Inside Arts и The Writer Magazine (США).
Ксан Падрон живёт вместе с музыкантом, педагогом и писательницей Кристиной Пато. С 2005 года он постоянно путешествует между Галисией и Нью-Йорком и держит свою фотостудию в Мане Контемпорари (NJ).
Как вы пришли к фотопроекту «Таймлапс»? Может быть, были какие-то конкретные источники вдохновения? На ум приходят новаторские фотоработы Эдварда Мюбриджа.
В 2011 году в Нью-Йорке я работал над другим проектом, посвящённым людям в движении, в рамках которого я перемещался по городу, делая снимки из городских автобусов. В какой-то момент, гуляя по улицам города, я понял, как много жизни происходит в одном месте. Поэтому я просто начал фотографировать всё, что происходило в этом конкретном месте.
Когда я добрался до студии, я начал работать с различными форматами, чтобы собрать все изображения вместе, пока не пришёл к окончательной композиции. Это была первая работа из серии «Таймлапс». Я думаю, это был естественный процесс, который развивался органично. Я не могу сказать, что исследования движения Мьюбриджа были у меня в голове во время процесса, по крайней мере, не в тот конкретный момент, но я понимаю, почему люди ссылаются на его работы, когда говорят о моих.
До начала работы над серией «Таймлапс» вы работали над различными стрит-фотографиями. Изучая городские пейзажи в различных городах мира. Как эти серии повлияли на вашу работу над текущей серией, если повлияли.
Этот проект является логическим развитием всех моих предыдущих проектов. Работая над уличной фотографией, я научился исчезать за объективом своей камеры. Для меня важно стать невидимым и не взаимодействовать с объектами на моих снимках. В проекте «Таймлапс» собрана большая часть сути всех моих предыдущих работ. Кадры, время, но в основном наблюдение за людьми и их поведением на улицах разных городов, где я бываю, попытка передать душу этих городов через людей.
Как вы решаете, где и когда будете фотографировать т.е. как вы выбираете место для съёмки?
Первое, что я делаю, когда приезжаю в город, это ищу фон, который бы меня заинтересовал. Я часами хожу по улицам города, пытаясь прочувствовать атмосферу и записывая места, пока не найду интересный фон. Причины выбора различны.
Иногда я выбираю фон по эстетическим соображениям, а бывает выбираю его, потому что мне нравится атмосфера района или потому что я чувствую, что он может представлять город, в котором я нахожусь в данный момент, и т.д. В таких местах, как Нью-Йорк, где я живу, я постоянно испытываю трепет, потому что даже в моём собственном районе, Вест-Виллидж, за последние 11 лет всё кардинально изменилось, и я пытаюсь документировать эти изменения, снимая одну и ту же стену время от времени.
В вашей серии «Таймлапс» представлена современная эстетика на темы, которые фотографы неуклонно исследовали на протяжении всего времени. Это уличная фотография и портрет. Оказали ли когда-нибудь влияние на ваше творчество работы классических фотографов, таких как Анри Картье-Брессон, Роберт Франк или Эжен Атже?
Все эти уличные фотографы оказали на меня огромное влияние, они были пионерами, которые также популяризировали и открыли дверь тому, что стало, вероятно, самым популярным и коммерциализированным жанром. Знакомство с их работами, когда я был подростком, много лет назад, стало для меня невероятным вдохновением и остаётся им по сей день. Их работы, несомненно, являются эталоном для каждого уличного фотографа. Тем не менее, для меня работы Дайаны Арбус, Кристины Гарсия Родеро, Сола Лейтера и Хелен Левитт также являются невероятным эталоном.
Ваши захватывающие изображения насыщены цветом. Фоны в серии «Таймлапс» часто минималистичны и однородны. Считаете ли Вы, что это влияет на то, как мы можем читать фотографию? Где в каждом кадре меняются только люди, а не фон?
Это абсолютно точно влияет на то, как читаются мои фотографии. Именно так концепция времени входит в мои работы. «Таймлапс» — это момент времени, когда физическое пространство, фон, остаётся неизменным, а люди меняются с течением времени.
Снимки делаются с интервалом примерно в два-три часа, в зависимости от места съёмки. И эти обыденные жесты, вместе взятые, создают уникальное повествование о жизни у стены в каком-то месте мира. Этот проект не о фотографиях, которые я делаю, а о жизни, которая исходит из момента наблюдения, момента паузы. Также увлекательно смотреть на эти снимки с оживлённым фоном, потому что они позволяют по-другому взглянуть на изображение, фон становится более значимым для работы.
Было ли место, которое вы считаете сложным для съёмки и было ли место, которое вы хотели бы снимать не один раз, которое привлекает вас снова и снова?
Есть места, которые были сложными по техническим причинам. Другие сложны потому, что я предпочитаю снимать в дождливые или снежные дни, но есть и такие места, где я работал не один раз. Одно из них — стена рядом с моей квартирой в Вест-Виллидж в Нью-Йорке. Я снимал на этой стене в течение четырёх сезонов: зимы, весны, лета и осени, и я постоянно возвращаюсь сюда. Когда разразилась пандемия, я решил попытаться задокументировать это время, вернувшись к стенам, на которых я работал в прошлом.
Этот процесс происходил в основном в Нью-Йорке, где у меня есть большая коллекция, созданная до COVID. Было что-то завораживающее в том, что одно и то же место было задокументировано до и во время пандемии. На мой взгляд, город сильно изменился. Маски на лицах, отсутствие туристов на улицах, люди работали из дома. Многие жители бежали, подталкиваемые неопределённостью, вызванной пандемией. Человеческий ландшафт Нью-Йорка сильно изменился, как и повседневное поведение тех, кто жил здесь во времена COVID.
Когда вы работаете на природе, снимая свои кадры, заметны ли культурные различия?
Иногда я задаюсь вопросом, что такое культурные различия, особенно в больших городах, в которых все сильно отличаются друг от друга, и все, кажется, продолжают жить своей жизнью, не особо оглядываясь по сторонам, не замечая культурных различий.
Большие города, такие как Нью-Йорк, более сложны демографически и социально, поэтому вы можете почувствовать различные экосистемы в разных районах города. В случае с такими работами, как «Таймлапс», например, улица Реколет, Париж, я снимал утром, в рабочий день, неподалёку от железнодорожного вокзала, чтобы запечатлеть большинство людей, идущих на работу.
Возможно, культурные различия более очевидны при съёмке в небольших местах или сельской местности. Тем не менее как всегда, я просто пытаюсь передать то, что я вижу и как я это вижу.
Является ли работа анонимно, за камерой, с определённой дистанции, отражением отсутствия связи с городом?
И да, и нет, и это моё намерение. Я многому учусь, просто находясь там, наблюдая. Есть что-то в том, как мы живём в городах, которые называем своим домом, что очень увлекательно, ведь то, как мы живём в городах, не так уж сильно отличается от города к городу. Во время съёмки я чувствую себя связанным с окружающей средой, но потом, когда я начинаю собирать кусочки вместе, я стараюсь взглянуть на это с другой точки зрения, что связано с тем, что я занимаюсь и документалистикой и творчеством.
Ваша работа представляет собой изысканную и повторяющуюся композицию, демонстрирующую уникальные характеристики отдельных людей, составляющих большую часть ритмической конфигурации. Могли бы вы сказать, что ваша предыдущая работа в качестве профессионального музыканта повлияла на эстетику ваших картин?
Как музыкант, я был профессиональным бас-гитаристом и много путешествовал. А в свободное время я брал в руки фотоаппарат и документировал города, которые посещал. Я также делал много снимков музыкантов и групп на сцене. Сочетание двух миров — музыки и фотографии — дало мне возможность начать работать профессиональным фотографом, делая снимки для обложек компакт-дисков, концертных афиш и журналов об исполнительском искусстве.
Творчество — это, безусловно, главная связь между музыкой и фотографией, способ выразить свою собственную интерпретацию мира. И в моём случае, есть много общих элементов, которые приходят мне на ум в обеих дисциплинах, особенно в моём проекте «Таймлапс».
Как бас-гитарист, вы одновременно невидимы и необходимы. Вы поддерживаете связь группы с землёй. Вы всегда там, со своим постоянным звуком, но всегда вне его, никогда не в центре внимания. Мне нравится думать о фонах моих изображений как о том, что перед ними — ритм, гармония, узоры, скорость.
Следите ли вы за работами более современных фотографов или художников, работающих в других жанрах?
Меня захватывает практически всё. Мне нравятся работы бразильского художника Вика Муниса, сила изображений Хэнка Уиллиса Томаса, уникальность Тани Бругуэры и, конечно, фотограф Сол Лейтер.
Разные съёмки имеют разную энергетику или ритм?
Конечно! В Нью-Йорке, например, постоянный поток людей, проходящих мимо, даже во время пандемии. Но в большинстве городов мира потоки разные. Есть города, где легче найти подходящее место для съёмок, люди ходят пешком, а не ездят на машинах, ходят в разные места пешком. Но есть и другие города, где, хотя и есть центр, люди просто не так много гуляют.
Поэтому в таких местах мне, возможно, придётся ждать дольше, чтобы получить все материалы, необходимые для создания одной работы. И это не потому, что в городе нет людей, просто их отношение к городу основано на том, как он построен. Я стараюсь изобразить и это.
В интервью вы упоминали, что ваши работы из серии «Таймлапс» имеют социологический элемент, говоря, что это «мини-социологические портреты». Как мы можем взглянуть на ваши работы, чтобы собрать информацию о людях и местах, которые вы запечатлеваете?
Я не социолог, и моя работа не имеет ничего общего с социологическими исследованиями, но как уличный фотограф я считаю улицу большим театром социальной жизни. Мне по-прежнему нравится думать о своей работе как о социологическом портрете, фокусируясь на улице как социальном пространстве.
Мне кажется, то, как мы ходим, как одеваемся, какие вещи носим с собой, — это важные элементы, позволяющие понять энергетику или ритм места (района в городе). Но существует также сильная связь между нами и теми местами, в которых мы живём. Тот, кто впервые идёт по улице, имеет другую манеру ходьбы, чем тот, кто каждое утро ходит по той же улице на работу. То, как мы вписываемся в местность, в которой живём, является частью нашей культурной идентичности, и это, так или иначе, лежит в основе этого проекта, который посвящён не отдельным людям, а всему обществу.
Ещё больше работ автора в социальных сетях: xanpadron.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube