«Когда человек действительно хочет исследовать жизнь, которая его окружает, необходимо найти способ задокументировать то, что невидимо, то, что важно», — делиться своими мыслями талантливая женщина и уличный фотограф — Конча де ла Роса (Concha De La Rosa). Фотограф уверена, что для неё жизненно важно наблюдать повседневную жизнь сквозь камеру показывая, как пролетают дни отдельных людей внутри тех или иных сообществ.
«Мой рабочий процесс основан на наблюдении за интересными для меня ситуациями в близкой и интимной манере, не злоупотребляя моментами. В своей работе я использую объектив с фиксированным фокусным расстоянием 40 мм, поэтому я нахожусь очень близко к своим персонажам. Обычно я делаю только одну фотографию каждого момента, так как из-за близости персонаж чувствует себя не ловко, и пропадает естественность. Меня интересуют повседневные моменты, на которые мы обычно не обращаем внимание. А также моменты, которые отражают иной образ жизни».
«Есть что-то такое в стариках, что заставляет меня чувствовать себя безмятежной», — делится Конча де ла Роса своей любимой тематикой в фотографии. «Их белые волосы, их спокойные жесты, их позы — это всё меня так цепляет за живое».
Делая каждый раз по одному снимку, Конча де ла Роса сквозь фотографию делится с нами своим окружающим миром. Она добилась успеха в качестве фотографа для испанского телевидения и кино, но несмотря на это, талантливая художница не может перестать прогуливаться и фотографировать тех, кого она называет «sus abuelos» или «мои дедушки и бабушки».
В этом интервью, фотохудожница рассказала подробнее о себе и своём творчестве.
Как вы пришли в фотографию?
Мой отец был фотографом, он начал учить меня основам, когда я был ещё совсем малюткой. Я помню первую фотографию, которую я сделала самостоятельно, как будто это было вчера.
Недавно умер мой отец, и в девять лет я не знала, как справиться со своими чувствами. Я просто схватила один из его фотоаппаратов и вышла на улицу, самостоятельно заряжая плёнку.
Помню, как я немного побродила вокруг дома моего детства и нашла неподалёку грязный ручей. Там, среди мусора и растительности, я увидел цветок. Я сделала снимок и проявила его самостоятельно, и тогда поняла то, что фотография останется со мной навсегда.
Неважно, что я чувствовала, неважно, как обстояли дела в жизни, пока у меня была камера, я всегда могла найти что-то красивое вокруг себя. Сейчас у меня довольно хорошая жизнь, но отсутствие возможности фотографировать заставляет меня грустить.
На большинстве ваших фотографий изображены пожилые люди, могу я спросить, почему?
Когда я только начинала заниматься поиском своего рода эстетики, я фотографировала людей всех возрастов, хотя мне больше нравились старики. Однако десять лет назад я сделала этот один снимок в Лувре, на котором была изображена молодая женщина. Что-то в этой фотографии меня раздражало, но я не понимала, что именно.
Через несколько дней я увидела ту же сцену, но на этот раз с пожилым мужчиной. Я обратила внимание на его позу, на то, как он медленно и осторожно двигался. Я понял, что эти вещи, а также то, как пожилые люди обычно одеваются, их седые волосы, приносят какое-то внутреннее спокойствие.
Я поняла, что мне нравится снимать именно стариков.
Как вы подбираете сюжеты для своих работ?
Как вы знаете, я занимаюсь фотографией с девяти лет, то есть уже сорок лет у меня на шее висит фотоаппарат. Благодаря этому у меня развилось техническое чутье, которое позволяет мне снимать в ручном режиме на лету.
Я всегда ношу камеру с собой, поэтому, когда я замечаю что-то, что привлекает моё внимание, я мысленно вижу картинку. Я иду к ней и оцениваю свет, с одной стороны, чтобы люди не заметили моего приближения. Пока я это делаю, я меняю настройки фотоаппарата по своему вкусу, я всегда недоэкспонирую свои снимки, и я всегда повышаю цветовую температуру, чтобы получить тёплый тон независимо от освещения.
Как только я достигаю нужного мне места, я быстро кадрирую, делаю один единственный снимок и навожу камеру в сторону от сцены. Поскольку я работаю с объективом 40 мм, в этот момент я нахожусь примерно в полутора метрах от своих объектов съёмки. Но поскольку я держу большую камеру так близко к ним, многие даже не задумываются, что я могу быть настолько наглой, чтобы сфотографировать их!
Демонстрировали ли вы им свою работу? Узнавал ли кто-нибудь своих близких в ваших социальных сетях?
Так как речь идёт об уличной фотографии, я стараюсь не навредить своими снимками их имиджу в обществе. Поэтому мне не приходится этого делать. Но в некоторых случаях, когда речь идёт о пожилых людях или о ситуациях, когда мне кажется, что у меня вышло снять действительно интимный момент — я с ними общаюсь. Если у них нет электронной почты, я спрашиваю, куда они обычно ходят пить кофе, чтобы принести им отпечаток или флешку с фотографией для их родственников.
Должна сказать, что мне повезло, потому что у меня никогда не было проблем с этим. Более того, есть хороший эпизод, связанный с моими любимыми фотографиями, который вызывает у меня чувство особенной гордости.
Пожалуйста, расскажите нам об этом.
Друг из социальной сети спросил меня, могу ли я сфотографировать его отца, страдающего болезнью Альцгеймера. Он жил в доме престарелых и быстро угасал. Я пришла туда и заметила женщину, которая сидела одна, с таким безупречным стилем в одежде, что я не могла не задаться вопросом. Она одевалась сама? Кто-то другой одевал её? Я просто обязана была её сфотографировать.
Поскольку это был частный дом престарелых, а не открытое помещение, я поговорила с менеджером, и она направила меня к её дочерям. Они ответили мне, что единственное, что до сих пор помнит их мать, — это как одеваться. От этого мне стало невероятно тепло, понимаете? Я заметила единственное, что действительно от неё осталось. Разумеется, у них дома висит эта фотография.
Какую степень обработки вы применяете к своим фотографиям?
Я делаю ненамного больше, чем раньше, в аналоговые времена, когда я проявляла вручную. Поскольку большую часть своей жизни я намеренно снимаю с заниженной экспозицией, чтобы выделить фон и преуменьшить отражения. Единственное, что я иногда делаю, это корректирую свет на объектах съёмки. На самом деле, мои навыки работы в Photoshop просто ужасны!
Значит, ручной режим лучше?
О, нет. Просто я так снимаю. Когда у меня были ученики, я учила их, как снимать в ручном режиме. При этом я всегда говорила, что у них есть и другие варианты работы с камерой. Она попросту ни обязаны, ни должны быть такими же занудами, как я. Все способы фотографирования приемлемы, если только вы вкладываете душу в то, что делаете.
Благодарю. В заключение этого интервью хотелось бы сказать, что недавно вы принимали участие в выставке в Нью-Йорке. Как впечатления?
О да. Это была выставка Women Street Photographers, проходившая в El Barrio Artspace 109. Когда я пришла туда и увидела работы всех этих женщин, так непохожие на мои, я почувствовала себя очень маленькой, понимаете? Но я заметила, что люди стоят в очереди, чтобы посмотреть на мои фотографии, и я была в восторге. У меня появилось много друзей среди этих художников, а некоторые члены комиссии так заинтересовались моими работами, что я скоро смогу выставляться в Париже и Берлине!
Ещё больше работ автора на сайте: conchadelarosa.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube