Предисловие

Автор: Тимофей Изотов
(izotov.info)

Тимофей Изотов

 

В 2000 году мне понадобилось полтора месяца, чтобы посетить десять городов на самом большом континенте и, таким образом, начав движение на юг, я, описав гигантский круг по Евразии, вернулся домой с востока. В то время интернет только зарождался, а цифровые камеры стоили дорого и были малоэффективны. О фототурах никто еще слыхом не слыхивал, а пленочная техника Nikon была в самом ходу. Особенность этого трипа заключается в том, что он был первый в жизни, и весь путь я проехал на поездах. По моему мнению, железная дорога дает возможность прочувствовать не только климатические изменения, но и культурные, ведь на всем протяжении пути живут кроме русских и китайцев, еще и другие народы. Тогда мне казалось, что фотограф документалист профессия серьезная, поэтому я старался увидеть жизнь Китая такой, какая она есть используя всего один зум объектив 28-105 мм. Может быть, это не совсем профессионально, но из всего возможного технического оснащения у меня был только автоматический пленочный фотоаппарат из углепластика, зум-объектив и ролики с пленкой, которые я отстреливал по три штуки в день. Еще я таскал с собой выносную вспышку, но пользовался ей крайне редко, так как в профессиональной среде существовало мнение, что резкий свет в лоб убивает снимок. В таком мнении есть свой резон, но бывают и исключения.

Китай в то время только начинал свой экономический рывок: производство стремительно росло, азиатские рынки наполнялись китайским товаром, а время русских челноков подходила к концу.

Страна развивалась быстро. Быт времен Мао исчезал на глазах. Но фактура «голодного» времени кое-где еще проглядывала. Еще попадались люди обряженные в кителя, по городам с утра до вечера кружила велосипедная туча и кое-где можно было увидеть водовозов и торговцев углем.

Блуждая по городам, я, словно спустившись с горы, погрузился на время в ежедневную суету, в те самые мелочи, который может заметить только приезжий пешеход. У меня небыло гида, поэтому некому было мне растолковывать непонятное. Мои два спутника, друзья, как и я, по китайски не говорили, но тем интереснее было разгадывать дорожные ребусы.

Мы попали в Китай через «Джунгарские ворота» со стороны республики Казахстан. На станции «Дружба» меняли колеса. Дальше поезд шел вдоль хребта Боро-Хоро в конце которого нас ждал первый китайский город.

УРУМЧИ

Столица Синьдзянь-уйгурского автономного округа отличается от остальных городских образований уйгурских земель тем, что в нем проживают почти исключительно китайцы. Это объясняется тем, что город является самым развитым центром округа. Название Урумчи в переводе обозначает «прекрасное пастбище». Никакого пастбища тут давно нет, а есть пыль, грязь и бедность.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Поскольку еще небыло спутниковых карт, я представлял себе город захудалым поселком. Мое воображение рисовало лачуги, вроде тех что мелькают в старом кино о русском востоке. Но утром мы увидели в лучах восходящего солнца целый «мегаполис» в центре которого возвышались небоскребы уйгурской столицы — города равноудаленного от всех морей и океанов.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Торговка лепешками на автобусной станции в Урумчи. Синьдзянь – Уйгурский автономный район отошел к Китаю после русской революции и гражданской войны. Так уйгуры, доминирующая национальность, близкие родственники узбеков, оказались подданными поднебесной. В регионе проживает несколько степных этносов. В основном это дунгане, казахи и, как ни странно, русские. Казаки, потомки белого движения, покинувшие родину во времена большевицкого переворота осели в Синьзяне и стали вести местный образ жизни. Их поселения разбросаны по всему региону. Может быть, один из этих автобусов доставит нас к соотечественникам.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Земля в городе и окрестностях – сухая глина. Ведь ближайший северный пригород, это желтые холмы в которые превратилась горная гряда Боро-Хоро. На склонах она слоиться смешиваясь с мусором трущоб, которые примыкают к железной дороге.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Обитатели кварталов, похожих на городской самострой, днем бродят по городу в поисках подработки. Многие работают уборщиками или носильщиками на рынках города. Такие кварталы населяют мигранты из глубинки, которые по разным причинам так и не уехали на заработки в центральные регионы. Этот жизнерадостный мужчина сидит днем с ребенком, что косвенно указывает на то, что его жена имеет работу, а он нет.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

После малонаселенного Казахстана, где быт, благодаря русскому влиянию лишился наиболее радикальных экзотических особенностей и больше напоминает советский, в Урумчи, экзотика существует в виде простого товара на рынке в виде куч: махорки, семечек, или, как здесь на фото, представлена объектом из корыта и бараньих черепов.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Уйгурская махорка, существующая, кажется, в одном сорте, необыкновенно качественный продукт. Ее легко курить в виде газетной самокрутки. Тот самый товар, который можно отправлять на экспорт.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Вокруг железнодорожного вокзала работает немало пунктов общественного питания. Часто, кухня располагается прямо на тротуаре. Но, бывает, и внутри помещения. Уйгурская, или дунганская отличается не только блюдами, но и чистотой. Китайская же харчевня больше напоминает слесарную мастерскую.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Ребенок из бедного квартала. Эти дети, выглядят беспризорниками, но это не так. Их родители в городе на подработках, а в лачуге за ними присматривают старики. Когда я бродил по трущобе, за мной увязалась целая толпа таких малышей.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Наиболее распространенная «профессия» так называемые – «помогайки». Во времена Пржевальского их называли далялы. Это такой тип посредников на оптовом рынке, между торговцем и покупателем. В сущности – мелкие вымогатели.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Железнодорожный вокзал в Урумчи не имел зала ожидания. Пассажиры толпились на привокзальной площади. Там же они и принимали пищу, которую предлагали разносчики. Как правило, в качестве снеди выступали вареные куриные лапы и яйца.

Китай вчера. Урумчи. Фотограф Тимофей Изотов
© Тимофей Изотов

Приезжих с севера всегда удивляет как праздно и «по домашнему» сидят люди на улице. Кажется, для таких отдыхающих город и есть их родной дом.

Автор текста и фотографий Тимофей Изотов / izotov.info

4 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь