Кен Домон: знаменитый фотокорреспондент Японии

Фото: Ken Domon

Кен Домон (Ken Domon) — японский фотокорреспондент, который благодаря своему уникальному стилю внёс огромный вклад в развитие японской фотографии как искусства. Его снимки, насыщенные социальным смыслом и глубиной, отличались от работ других фотографов того времени. Многие любители фотографии учатся на его работах и восхищаются ими.

Фото: Ken Domon

Кен Домон родился 25 октября 1909 года в городе Саката, префектура Ямагата. Ещё с детства он проявлял интерес к устройству мира и учёбе, а также получил сильное влияние от сочинений Тетсуро Ватсудзи, которые были пропитаны философским смыслом. Его отец был местным банкиром, а мать — домохозяйкой. Кен проявлял интерес к фотографии с детства, его первая камера была даром от матери на день рождения в 1923 году.

Фото: Ken Domon

Наиболее известной фотографией Кен Домона является его снимок «Семья на рассвете», сделанный в 1951 году. Это изображение семьи, где мать кормит ребёнка грудью, стало символом возрождения Японии после Второй мировой войны и принесло Домону мировую славу. После окончания школы Кен решил изучать право в университете Нихон, но также вёл социально активную жизнь и участвовал в политической жизни города. Однако администрация университета не одобряла его радикальные взгляды, и он был вынужден покинуть учебное заведение.

Фото: Ken Domon

Это стало переломным моментом в жизни Домона. Он решил попробовать свои силы в живописи и портретной фотографии, и эти эксперименты принесли ему успех. Фотостудия Катаро Мияучи заметила его талант и приняла на работу. Здесь Кен продолжал совершенствовать своё мастерство и разрабатывать свой индивидуальный стиль. В 1935 году он работал вместе с другими фотографами для журнала Nippon и продолжал оттачивать свою технику.

Фото: Ken Domon

Кен Домон был талантливым фотокорреспондентом, который проявлял социальную активность в своей работе. В 1938 году во время военно-японского конфликта, он не мог пройти мимо происходящих событий и вступил в национальную пропагандистскую организацию. Как и многие другие фотографы, Домон активно участвовал в военных действиях, одновременно запечатлевая их ход на своих фотографиях.

Фото: Ken Domon

Параллельно с военными действиями, Кен Домон находил возможность делать фотографии, позволяющие передать всю трагедию ситуации и надежду на светлое будущее. Несмотря на ограниченное время на выстраивание композиции, Домону удавалось делать удачные кадры.

Фото: Ken Domon

После окончания военного конфликта Кен представил свои работы общественности, в которых концентрировал внимание на общественной жизни, ведь наиболее сложная ситуация была у простых людей, не готовых к войне. Как сторонник реализма, Домон передавал на своих снимках всю трагическую ситуацию и одновременно вносил надежду на лучшее будущее.

Фото: Ken Domon

Также известно, что Домон был ярким представителем течения «живой фотографии», не признававшим снимков, где модели позировали в студийных условиях. Для фотокорреспондента каждая работа была отдельной историей, и его творчество было узнаваемо в кругах фотолюбителей, особенно за первые 10 лет после окончания войны. В коллекции работ Домона много фотографий, на которых запечатлены выжившие после ядерной бомбардировки Хиросимы люди. Серия работ, посвящённых жизни бедного народа, занимающегося добычей угля и проживающего на острове Кюсю, особенно примечательна. Кроме того, Домон уделял особое внимание детям, которые несмотря на сложные обстоятельства находили время и силы на игры.

Фото: Ken Domon

За свои работы в 1958 году Кен Домон был удостоен двух премий от Японской ассоциации фотокритиков: «Фотограф года» и «Фотография Майничи». В следующем году он был отмечен наградой от Министерства искусств, а в 1960 году получил премию конгресса журналистов.

Фото: Ken Domon

В ходе своих путешествий по стране, Кен Домон уделял внимание также буддистским храмам. С 1963 по 1975 годы он работал над проектом Koji junrei, который он называл самым значимым в своей жизни. Однако из-за осложнений после перенесённых в 1960, 1968 и 1976 годах инсультов талантливый фотокорреспондент больше не мог удерживать камеру в руках. Кен Домон скончался 15 сентября 1990 года.

Фото: Ken Domon

Кен Домон объединил в своих работах традиции, культуру и современность. Наблюдая за его фотографиями, зритель с лёгкостью воспринимает чувства людей, которые попали в объектив камеры. Домон никогда не придерживался жёстких правил и не стремился к идеальной композиции, он всегда действовал исходя из своих чувств. Возможно, именно поэтому его стиль неповторим. Для Домона ставить постановочные кадры, чтобы передать дух времени, культуру людей и их эмоции было невозможно.

Фото: Ken Domon

Однако Кен Домон снимал храмы и статуи иначе, нежели людей. Он хотел передать красоту и величие объекта, а не конкретный момент или эмоции. Перед тем, как взять камеру в руки, Домон внимательно изучал постройки и выбирал ракурсы, чтобы запечатлеть особенности храмов и произведений архитектурного искусства, на которые человек не всегда обращает внимание. В коллекции работ фотокорреспондента можно найти портреты, снимки буддийских статуй и культурных ценностей.

Фото: Ken Domon

В 1974 году Кен Домон решил подарить все свои фотографии своему родному городу. Власти города Саката приняли подарок, и в 1983 году был открыт музей фотографий Кена Домона. Музей был построен в лесопарковой зоне архитектором Йошио Танигучи, и в выставочных залах можно найти порядка 70 000 снимков. Среди наиболее узнаваемых работ в музее можно назвать «Дети Чикухо», «Храм Муроджи» и «Хиросима». Кроме того, в музее представлены работы друзей Кена Домона, которые последовали его примеру и подарили свои фотографии городу.

Фото: Ken Domon

Кен Домон — простой человек, но его влияние на развитие фотографии в Японии и во всем мире невозможно переоценить. Стремясь сделать фотографию более популярной в Японии, он без колебаний публиковал свои советы и рекомендации фотографам-любителям в журнале Kamera, а также терпеливо анализировал снимки, которые ему присылали.

Фото: Ken Domon

Своими статьями и примерами работы Кен Домон внёс огромный вклад в развитие фотографии, особенно в области фотожурналистики и документальной фотографии. Его подход к съёмке, который заключался в том, чтобы поймать момент жизни, а не просто создать красивую картинку, стал примером для многих фотографов.

Фото: Ken Domon

Кен Домон был также одним из первых японских фотографов, которые внедрили в свою работу технику зеркальных фотоаппаратов, что позволило ему получать более точные и чёткие снимки. Его работы были признаны не только в Японии, но и во всем мире, и он получил множество наград за свой вклад в развитие фотографии.

Фото: Ken Domon

Сегодня, более полувека спустя после его смерти, Кен Домон продолжает оставлять своё непреходящее влияние на мир фотографии. Его работы и подход к фотографии все ещё вдохновляют многих фотографов и помогают им развиваться в этом увлекательном искусстве.

Фото: Ken Domon

Ещё больше работ: mcjp.fr

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь