«Они жили в своём «закрытом» мире, а я была лишь наблюдателем. Они стремились к «сказочному», а я фиксировала реальность, — рассказывает фотограф Кармен Яхчучи (Carmen Yahchouchy). Кармен — человек с живым умом и острым взглядом. Она умеет создавать визуальные истории, которые захватывают и удивляют. Одна из таких историй — серия «Уязвимые визиты». В ней Кармен показывает, что место, где мы спим, может быть священным и таинственным.
Девушка превращает спящих мужчин в объекты исследования, в котором она ищет следы тревоги, снов и уязвимости. Её работы просты по форме, но глубоки по смыслу — редакция The Phoblographer не могли оторвать взгляд от них. Эта серия также стала свидетельством фотографического голоса Яхчучи. Она обрела своё место в мире через семь кадров. «Я поняла, что моё призвание — документалистика и рассказывание историй». Она владеет, словом, так же как и камерой, и во время беседы с редакцией она заставила их задуматься и поразмышлять о значении и роли фотографии в нашей жизни.
Привет, Кармен. Пожалуйста, вы бы могли поделиться с нами тем, что именно подтолкнуло вас впервые взять камеру в руки?
Я выросла в Мали, где мой отец никогда не расставался со своей плёночной камерой. Я помню, как он порой забывал её на столе, и я тихонько подкрадывалась и просила, могу ли я поиграть с ней, пока он отсутствует. Я чувствовала, что должна продолжить его миссию. Для меня было важно запечатлеть лица и эмоции близких мне людей в те мгновения или события, которые требовали видео или фото.
Я не уставала снимать свою семейную жизнь, когда я открывала для себя свои связи в отношениях и социальные достижения. Это были моменты, которые я хотела сохранить в своём сердце и на своём экране. Отец учил меня: «Когда ты видишь красный огонёк, это значит, что камера работает», и я так радовалась, что иногда снимала моменты дольше, чем нужно, а потом удаляла их, и отец ругался. Когда мне стукнуло 13 лет, я получила в подарок на день рождения свой первый фотоаппарат — Sony DSC-T70. С того дня я поняла, что хочу быть фотографом. Было ясно, что я мечтатель, я хотела путешествовать по миру и фотографировать.
Что вас увлекло в документальной фотографии?
Когда мы слушаем и рассказываем истории других людей, мы понимаем, что стереотипы не имеют силы, и мы все неповторимы. Рассказывая истории, я сочувствую своим персонажам, но ещё более важно, чтобы они сочувствовали мне, запечатлевая эмоции, которые они переживают, и их среду.
Поэтому фотография часто похожа на слияние искусства и смирения. Неважно, о чём ваша история, или насколько она далека от вас, только когда вы найдёте себя или исследуете свои побуждения рассказать историю, ваша история станет увлекательной для других. Я очень эмоциональный человек, и я обнаружила, что, делая все свои фотосерии, постепенно, незаметно, я увидела себя в близком пространстве моих персонажей. Они учат меня чему-то о себе, они показывают мне мир, они оставляют во мне свою энергию навсегда, и я думаю, что в этом красота создания историй.
Как вы преодолевали трудности, когда воплощали в жизнь идею «Уязвимых визитов»?
Я работала над другой серией — создавала серию «Средиземноморье» для пятидневного погружения в мир фотографии с Джулио Ремонди. Когда мы делали отбор, я не могла отобрать работы для проекта «Уязвимые визиты» среди 30 других отпечатков. Я почувствовала, что нужно поступить смелее, ведь сам проект был дерзким. Поэтому было решено сделать эту серию из семи фотографий. Поэтому я разорвала серию на две части.
Что вы желали передать зрителю, когда создавали серию, и какие чувства вы желали пробудить в нём?
Чтобы создать эффект пунктума, зритель должен отказаться от всех знаний. В большинстве случаев жизнь — это не каждый испытанный опыт, а то, что мы храним в памяти, те части, которые мы помним. Фотография играет ключевую роль в этом чувстве. Именно это я и пытаюсь выразить: важность эмоций и субъективности при взгляде на фотографию. Вы можете оказаться в их собственной истории, в их эмоциях или это напомнит вам о ком-то. Память создаёт не момент, а фотографию, которая была сделана в определённое время. Это момент времени, который сейчас перекликается с моим, но однажды исчезнет совсем.
Вас не пугало, что вас могут заметить, когда вы работали над проектом?
Мы были в мастерской, все вместе ходили по одним и тем же местам. Мы все делали разные фотографии, но с одинаковой идеей, поскольку у каждого свой взгляд на вещи. Один мужчина сидел снаружи этих домов, я спросила его, не спят ли другие мужчины внутри их жилищ, он сказал мне «да», но я могу зайти и посмотреть сама. Так я почувствовала, что мне нужно отойти от него. Мне нужно было что-то личное, чтобы быть ближе к этим спящим мужчинам. Вот так я и вошла. Не думая ни о чем. Эти рабочие мужчины спали, но мне всё равно удалось войти в их дома. Мне удалось уговорить и успокоить их, что такой человек, как я, не сделает им ничего плохого. Я была всего лишь гостей в их «безопасном» пространстве, и они тоже хотели продолжить «сон», так что они снова легли спать.
Наше место отдыха может быть очень священным. Как вы относитесь к окружающей среде, в которой вы спите, и как это повлияло на ваше желание создать эту серию?
Это очень интересный вопрос. Я родилась в Бамако и всегда проводила время у своего друга с утра до вечера. Мне было легче, когда я была подальше от своего дома, я чувствовала себя свободной. Я нарушала правила и тайком гуляла до позднего утра. Это было тогда, когда интернет и мессенджеры только начинали становиться популярными. Когда всё, что мне нужно было делать, это вовремя приходить в класс и получать хорошие оценки. Я была сумасшедшей, моя собственная семья не могла меня понять, а мой старший брат — полная противоположность меня.
На людях я жила африканской мечтой, а дома — патриархальной ливанской жизнью. Я ненавидела это сочетание. Это было похоже на игру с одним и тем же оружием. Я обвиняла их и не хотела меняться. Только когда я переехала в Ливан и стала изучать документальную фотографию, я поняла, насколько это личный инструмент. Нам нужно прошлое и наши воспоминания, чтобы докопаться до недостающих кусочков наших тревог, как это влияет на меня, что я поняла, насколько важна моя семья для того человека, которым я являюсь сейчас, и дом — это то место, где я должна быть, чтобы найти себя в первую очередь.
Вы считаете, что у этих людей плохие условия для жизни? Вы хотели показать трудности, с которыми они, возможно, сталкиваются?
Я родилась и выросла в Мали. За 18 лет жизни там я узнала, что африканским семьям и детям нужно немного для счастья, и почувствовала себя на своём месте. Я всегда была благодарна своей семье за то, что живу там. Ты видишь, как люди живут в разных условиях, но это напоминает тебе, что мы все одинаковы, и ты живёшь просто. Поэтому я не стремилась показать их борьбу, наоборот, я искала свою родину в каждом доме.
Ту простоту, которую мы все забываем, когда ложимся спать ночью. Мы все становимся уязвимыми. Мы все спим с нашими тревогами. Нашими надеждами. Нашими мечтами. Теперь, как и на каждом рассвете, мы должны смело просыпаться.
Вы упомянули Шекспира, показав связь между сном и загробной жизнью. Откуда пришла такая идея и почему вы решили её включить в ваш проект?
Обычно камера останавливает, замораживает движение, вырезая один момент из бесконечного потока реальности. Здесь же, напротив, неподвижность изображения является его сущностью. Через загадку сна сама жизнь — как и фотография — представляется недвижимой, словно в ожидании. Эта серия дополнена аудиороликом, в котором мужчина и женщина произносят слова, сказанные Гамлетом в его знаменитом отрывке в акте III, сцена I «To sleep perchance to dream» из пьесы Уильяма Шекспира.
Частота фильма показывает монитор сердца в его ранимом состоянии, когда человек спит, смущённый звуком Гамлета, где он объясняет, что если смерть — это своего рода сон, то она может повлечь за собой собственные сны, которые станут новой жизнью, новым миром, где эти сны — будущее, а будущее — это ужасная неизвестность. Здесь время подвешено, как электрический провод. Звук — это призыв к солнцу, призывающий спящих смело просыпаться, апострофирующий тех, кто снова хочет спать, и ругающий тех, кто отказывается вставать.
Как вы подходили к съёмке, вы стремились скорее уйти или желали проникнуться их спальной аурой?
Прежде чем вступить в эти комнаты, я ощутила адреналин. Но когда я там оказалась, я не спешила. Я хотела сделать всё достойно. Поэтому я сначала спросила у мужчины, можно ли мне туда зайти. Я надеялась, что некоторые проснутся и я смогу с ними поговорить. И действительно, некоторые проснулись. Они улыбнулись мне и легли спать. А некоторые пригласили меня на чай, пока их сосед по комнате спит. Я чувствовала себя в безопасности.
И наконец, как вы оцениваете проект в целом, вы удовлетворены им?
Я хочу поблагодарить Джулио за его присутствие и знания. Он заставил меня довериться своей интуиции и сделать мои эмоции силой. Благодаря этому я дала голос моим объектам. Когда я оглядываюсь назад на эту серию, я не хочу ничего менять или делать по-другому. Это было прекрасно и уязвимо.
Ещё больше работ: carmenyahchouchi.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube