В 2017 году я вместе со своей супругой Вероникой занимался съемками проекта Dog Show, о котором уже рассказывал вам в одной из предыдущих статей. В ходе этих съемок мы использовали одну и ту же световую схему, чтобы сохранить общий яркий стиль проекта. Но в редких случаях, когда у нашей команды оставалось свободное время, мы экспериментировали со светом, чтобы разнообразить фотосет и создать более драматичные портреты домашних любимцев.
Съемка собачьего портрета — дело простое лишь на первый взгляд. Особенно когда дело касается таких световых схем, во время которых объект должен быть максимально неподвижен, чтобы не «вылететь» из точки съемки, и соответственно освещения. Если с человеком можно договориться (а с предметами и вовсе не надо), то в случае с собакой может понадобиться всё тренерское мастерство хозяина, а также ассистента, чтобы удержать ее на месте в том положении, которое нужно фотографу.
При съемках драматических портретов я очень люблю использовать верхнее освещение, часто используя для светотеневого рисунка всего один импульсный источник. В качестве светоформирующей насадки я предпочитаю использовать длинный стрипбокс. С его помощью можно очень эффектно прорисовать длинные собачьи морды, а также варьировать контрастность картинки, приближая или удаляя источник от четвероногой модели.
Вышеприведенный коллаж собран из двух разных фотографий, но схема освещения в обоих случаях была одна и задействовала два источника импульсного света. В этой съемке мне нужно было, чтобы морда собаки находилась максимально в профиль к камере и была чуть приподнята вверх. Здесь неоценимую помощь оказала хозяйка далматинов, продемонстрировав нам чудеса дрессуры: собаки сидели при съемке, не шелохнувшись.
Основной рисунок освещения при съемке этих портретов создавал источник со стрипбоксом, который находился слева. Я расположил его над головой далматина, чтобы прорисовать ее. При этом я сделал так, чтобы стрипбокс был повернут больше в сторону камеры — это позволило создать дополнительные контуры слева, добавить в фотографию объема и визуально больше отделить собаку от фона. Второй источник света со стрипбоксом был установлен справа и сзади, под небольшим углом — для создания красивого контура на шее собаки. Тени при съемке вытаскивались отражателем, но не слишком сильно, чтобы картинка не потеряла в контрасте.
Подобным образом была снят и портрет афганской борзой, в котором использовалась та же схема освещения. Но, как многие знают, у афганов очень длинная шерсть, а в нашем случае она была еще и практически черная. Поскольку черный цвет активно поглощает освещение, то мне понадобилась большая мощность источников для создания нужного рисунка. Будьте осторожны и не перебарщивайте с контурами, чтобы избежать их выбивания. В данном случае я постарался сделать их максимально мягкими, чтобы подчеркнуть элегантность породы.
Следующий портрет является одним из моих любимых, поскольку при взгляде на него у меня моментально возникает ассоциация со старинными гравюрами. Героем этого снимка является собака породы бордосский дог, известная многим по старому-доброму фильму “Тернер и Хуч” с Томом Хэнксом в главной роли. При съемке этого портрета мне хотелось акцентироваться на многочисленных складках дога, подчеркнув их рельеф. И это, кстати, еще один “челлендж” для фотографа, занимающегося съемкой животных — правильно расставлять акценты и фокусироваться на интересных особенностях внешности.
К предыдущей схеме освещения из двух контровых источников со стрипбоксами добавился еще один моноблок, на который была одета белая тарелка с сотами, расположенная над головой дога так, чтобы освещать верхнюю часть головы дога, нос и часть корпуса сзади. Тарелка находилась довольно высоко, поэтому освещение получилось жестким, что в сочетании с короткой блестящей шерстью собаки и создало эффект красивого “гравюрного” свечения. Именно верхнее освещение создает в этой фотографии необходимый рисунок, подчеркивающий рельеф складок. Но для того, чтобы проявить их, собаке было необходимо наклонить голову вниз. Здесь на помощь снова пришли хозяева, которые старательно держали практически перед носом дога кусочек корма, заставляя его наклоняться вниз. С другой стороны Вероника подсвечивала снизу морду собаки серебристым отражателем, чтобы заполнить тени — именно его отблеск виден в глазах.
В последнем примере использована схема уже из четырех импульсных источников. При съемке этой замечательной китайской хохлатой собаки нам захотелось сделать акцент на ее замечательной гриве. Основное освещение в фотографии задают все те же три источника света — портретная тарелка сверху и два контровых стрипбокса. Светлая шерсть собаки в подобном контровом свете моментально начинает красиво светиться. Чтобы снимок не выглядел слишком скучно, мы решили использовать вентилятор, чтобы подуть на красивую гриву собаки и, таким образом, добавить в снимок динамики. Осталось лишь заполнить тени, для чего был добавлен четвертый моноблок со 120-сантиметровым октабоксом.
Как видите, с помощью совсем не сложных световых решений вы можете сильно разнообразить свою съемку и добавить в портрет домашнего питомца толику драматизма. Не стесняйтесь экспериментировать и находить собственные варианты для того, чтобы сделать свои фотографии уникальнее и интереснее. Удачи!
Автор статьи: Александр Хохлов, официальный амбассадор Hensel в России
Фотографии: Александр Хохлов и Вероника Ершова.