Известный военный фотограф Ал Рокофф заявил о краже негативов

Ал Рокофф, легендарный военный фотограф, чей образ сыграл Джон Малкович в знаменитом фильме «Поля смерти», утверждает, что его уникальный архив негативов был изъят против его воли. Эта очень запутанная ситуация стала причиной острого конфликта между фотографом и двумя его приятелями.

Джон Малкович, второй справа, играет Рокоффа в фильме «Поля смерти». Сэм Уотерстон, сыгравший Сидни Шенберга, репортёра New York Times, находится справа от него. Фото: Warner Brothers/Getty Images

По информации The New York Times, суть спора заключается в следующем: двое мужчин, которые помогали 77-летнему фотографу разбирать его вещи, либо вывезли архив с его согласия, либо сделали это без надлежащего разрешения.

Этот вопрос сейчас является центральным в разбирательстве.

Рокофф работал фотографом в армии США во Вьетнаме, а затем, внештатным фотографом, — в Камбодже, где на протяжении многих лет документировал ужасы войны в Юго-Восточной Азии.

17 апреля 1975 года он был среди немногих журналистов, которые засняли падение Пномпеня, когда в город вошли «красные кхмеры».

Архив, который почти не показывали публике

Фотограф всегда был известен своими суровыми и беспощадными снимками, передававшими жестокость войны. При этом он никогда активно не коммерциализировал эти кадры, а также множество фотографий, сделанных во время его повторных визитов в Камбоджу в 1990-х.

По словам его бывшей жены Виктории Борнас, которая долгое время помогала ему, Рокофф не хотел наживаться на том горе, которое было запечатлено на его военных фотографиях.

Как сообщают его друзья, Рокофф всегда сопротивлялся любым попыткам со стороны помочь ему с управлением или продвижением архива.

Однажды издатель предложил выпустить книгу его работ, но фотограф отказался, настаивая на полном контроле. Он неоднократно говорил, что хочет издать книгу на своих условиях, и до сих пор надеется завершить этот проект до своей смерти.

Рокофф спрятал пленку, отснятую им во время захвата Пномпеня Красными Кхмерами, и сбежал с ней, когда его позже выслали из Камбоджи.Иса Перес для The New York Times

Для реализации его замысла необходим доступ к тысячам негативов и слайдов, которые десятилетиями хранились в пластиковых контейнерах на его арендованном складе.

Однако более года назад эти контейнеры были вывезены при обстоятельствах, которые теперь оспариваются.

Известно, что год назад склад пришел в такое запущенное состояние, что арендодатель предупредил о возможной пожароопасности.

Помощники и противоречивые версии

Согласно отчету The New York Times, Рокоффу помогали двое мужчин: его давний друг Арч Холл-младший и Брэд Бледсо. Когда в начале 2023 года состояние здоровья фотографа ухудшилось, и он провел неделю в больнице, оба мужчины стали активно участвовать в его повседневных делах и наведении порядка в доме.

«Если бы не я и Арч, он бы умер год назад», — заявил Бледсо изданию. В начале 2024 года Холл и Бледсо попросили Рокоффа подписать отпечатки, оставшиеся от его выставки 2000 года.

Бледсо создал веб-сайт для продвижения работ, продолжая помогать разбирать дом Рокоффа. Спустя месяцы бывшая жена фотографа, Борнас, поняла, что пластиковые контейнеры с негативами пропали из его дома. Она утверждает, что позже выяснила: Бледсо якобы вывез их.

По данным The New York Times, она написала в мартовском электронном письме: «Бледсо удалось уговорить Ала отдать ему всю свою коллекцию негативов, которая сейчас находится у Брэда».

Брэд Бледсоу (слева) и Арч Холл-младший (справа) с Рокоффом у ресторана во Флориде. Оба мужчины утверждают, что Рокофф дал Бледсоу полное разрешение на съёмку негативов и попытку создания веб-сайта. Фото: Виктория Борнас

Однако Бледсо отрицает какие-либо нарушения. Он утверждает, что Рокофф неоднократно просил его сохранить фотоархив и выступать его хранителем, и что они устно договорились делить любой доход от будущих продаж, пока Бледсо не покроет свои расходы.

«Смотри, я сказал: «Книга — это хорошо, но это большая работа. Давайте начнем с сайта»», — рассказывает Бледсо. — «Моя цель — быть товарищем по оружию».

Холл поддерживает версию Бледсо: «Он умолял Брэда спасти работу всей его жизни, потому что она была в ужасном состоянии», — говорит Холл.

«Я ничего ему не давал»

Тем временем Борнас заявляет, что прошел уже больше года, а инвентаризации или письменного соглашения, как будут управляться или продаваться изображения, так и не появилось. Сообщается, что Рокофф не подавал жалобу и не конфронтировал с Бледсо.

Друзья говорят, что его нежелание устанавливать юридические гарантии сделало его уязвимым. Бледсо утверждает, что на составление юридических документов не было времени и что сортировка тысяч негативов — слишком большая задача, чтобы справиться с ней наряду с основной работой.

Он говорит, что готов оформить соглашение, но не может связаться с Рокоффом, утверждая, что его отговаривают от контакта.

«У меня нет проблем с возвратом некоторых или всех вещей Ала, при условии, что мне сначала компенсируют мои расходы, согласно нашей договоренности», — заявляет Бледсо.

Но бывшая жена Рокоффа настаивает, что тот никогда не просил Бледсо печатать или продавать его фотографии. Она говорит, что изначально поддерживала идею скромного веб-сайта, но не ожидала более масштабного коммерческого проекта с участием всего его архива.

Сам Рокофф, отвечая на вопрос о продаже или выставке своих работ, пояснил, что ему интереснее сами снимки, чем восхищение публики, и что он не стремится к популярности. Но в интервью The New York Times он заявил категорично: «Я ничего ему [Бледсо] не давал. Если они [негативы] у него, он должен их вернуть».

Фотограф добавил: «Мне предстоит много работы, прежде чем я уйду. Я буду работать над этим, даже когда умру».

Неразрешенный конфликт

По последним данным, этот вопрос пока остается нерешенным. Веб-сайт работает и на нем нет товаров для продажи, хотя правообладателем указан сам Рокофф. Бледсо заявляет, что если фотограф умрет, он будет поддерживать сайт до тех пор, пока не покроет свои расходы, затем передаст часть выручки Борнас, а после этого пожертвует негативы музею.

Для друзей фотографа остается неясным, дал ли Рокофф изначально полное согласие или позже передумал, особенно учитывая его проблемы с памятью и ПТСР после пережитого на войне.

Тем временем у компании Fujifilm, чьи цифровые камеры славятся дизайном, вдохновлённым плёночной эпохой, возникли проблемы с продажами модели X half, которая поначалу имела успех. Во время релиза Fujifilm X half многие удивились цене на камеру с дюймовой матрицей, без стабилизации и возможности получить фотографии в RAW. Стоимость в 849 долларов выглядела завышенной особенно при сравнении с решениями конкурентов за аналогичную сумму (Canon, Nikon и Sony выпускают APS-C камеры за аналогичную стоимость). Несмотря на это камера оказалась достаточно популярной, в том числе, по причине наличия фирменных пленочных фильтров, позволяющих приблизить изображение к аналоговому формату. Теперь цена на Fujifilm X half снижена на 200 долларов и составляет 649 долларов (50 тысяч рублей по текущему курсу). Впрочем, в России купить камеру можно еще дешевле — от 43 тысяч рублей.