Джо МакНелли (Joe McNally) — всемирно известный американский фотограф, отмеченный множеством международных наград в области фотографии и фотожурналистики. Ему довелось поработать в более чем 70 странах.
Джо МакНелли получил свою известность не только благодаря тому, что он всегда работает с лучшей техникой своего времени, но и благодаря своему поведению на съемках, уверенности и юмору. К фотографу обращаются буквально все, от генерального директора крупной компании и знаменитостей до мировых брендов, журналов и различных крупных СМИ.
Он принадлежит к той редкой категории фотографов, которые разделяют мир между фотожурналистикой и рекламой, накопив внушительный список коммерческих и рекламных клиентов, включая FedEx, Sony, ESPN, Adidas, Land’s End, General Electric, Epson, MetLife, USAA, New York Stock. Exchange, Lehman Brothers, PNC Bank и Пекинской комиссии по культуре.
МакНелли одинаково комфортно себя чувствует как во время съемки, при которой ему приходится залазить собственноручно на высотку небоскреба, так и при съемке Олимпиады или при проведении сложной операции. Он снял множество обложек для различных СМИ и не меньше очень сложных репортажей для National Geographic, LIFE и Sports Illustrated, где высоко ценились его исследовательские способности и непревзойденная подготовленность.
МакНалли получил первую премию Альфреда Эйзенштадта за влияние на журналистику за репортаж LIFE под названием «Панорама войны». Он неоднократно удостаивался наград Communication Arts, PDN, Graphis, American Photo, POY и The World Press Photo Foundation. Он также адаптировался к медиамиру, который полностью ушел в тнтернет, и был назван одним из «Топ-5 самых влиятельных в обществе фотографов» по версии Eye-Fi и одним из «20-ти влиятельных фотографов» по версии featuredphotog. Общее количество подписчиков Макнелли в социальных сетях на сегодняшний день приближается к 1 миллиону, и его популярность продолжает расти, поскольку он занимается режиссурой различных кинопроектов.
В период расцвета издательского дела МакНалли был единственным фотографом, у которого в портфолио одновременно появлялись обложки в журналах National Geographic и LIFE.
А коллекция работ «Лица Ground Zero, портреты героев 11 сентября 2001 года» — стала одной из самых известных работ МакНалли. Это сборник из 246 портретов снятых на Polaroid в натуральную величину и размером 40 × 80 дюймов, снятых камерой именно в таком размере. Выставку посмотрели миллионы человек в семи городах, и вместе с книгой она помогла собрать более 2 миллионов долларов на деятельность по оказанию помощи пострадавшим 11 сентября.
МакНалли является послов (амбассадором) Nikon в США. Он читал лекции в Фотографических мастерских Санта-Фе, Мастерской Эдди Адамса, National Geographic Expeditions, Центре фотографии Анненберга, Смитсоновском институте, Рочестерском технологическом институте и многих других. Его семинары в области фотографии простираются от Гавайев до Тосканы, Италия. А его блог и книги, две из которых вошли в топ-10 списка Amazon, безумно популярны среди фотографов, желающих добавить в свой репертуар новое освещение и новые техники съемки.
Расскажите нашим читателям, как вы начали заниматься фотографией?
Джо МакНелли: это не было запланировано. Я учился в школе, чтобы стать журналистом и писателем, и мне нужно было посещать уроки фотографии, и это открыло для меня дверь, через которую я решил пройти.
А что это была за школа?
Джо МакНелли: Сиракузский университет в северной части штата Нью-Йорк.
И что было дальше?
Джо МакНелли: Я остался в школе, потому что начал изучать фотографию в конце своего пребывания в должности студента, поэтому я остался еще на два года и получил степень магистра фотожурналистики в Newhouse School of Journalism.
Я многому научился, хотя школа не полностью готовит вас к реальному миру журналистики. Поэтому я поехал в Нью-Йорк и искал работу фотографом, но в основном безуспешно. Я устроился на полный рабочий день копировщиком в New York Daily News, которая в то время была крупной газетой. Это была мелкая работа, но первая ступенька в нужную дверь. Я провел там три года, но никогда не был фотографом.
Меня уволили из-за сокращения штата, но к тому времени я установил контакты со многими службами Нью-Йорка, такими как Associated Press, United Press International, NY Times, и я смог начать работать в этих новостных организациях как фрилансер.
Вы смогли соединить мир фотожурналистики и рекламы. Что вам больше нравится снимать сегодня?
Джо МакНалли: есть хорошие задания и не очень хорошие, но независимо от того, каким жанром работы я занимаюсь, мне нравится аспект выполнения задания как фотографа, будь то фотожурналистика или коммерческая работа. Коммерчески спонсируемые работы доминируют в нашем ландшафте сейчас, потому что многие традиционные журналы, для которых я снимал, исчезли или утратили свою власть над бюджетом.
Как долго вы являетесь послом Nikon?
Джо МакНелли: Я был в первой группе послов, которых попросили присоединиться. У меня давние отношения с Nikon, я купил свою первую камеру Nikon много-много лет назад и пользуюсь Nikon на протяжении всей моей карьеры.
Чем вы занимаетесь как амбассадор Nikon?
Джо МакНелли: Я тестирую новую технику. Снимаю на нее и делюсь своим мнением о том, как должны развиваться технологии, что можно улучшить, что нам (фотографам) нужно еще. У нас отличное сотрудничество в социальных сетях, и мы стараемся продвигать друг друга.
Вы помните свою самую первую камеру Nikon?
Джо МакНелли: она вроде называлась Nikkormat FTn с объективом 50 мм.
А какой у вас был самый первый фотоаппарат?
Джо МакНелли: это была камера моего отца под названием Beauty Lite III [35-мм дальномер], которую я позаимствовал для своего фото-класса. Он у меня здесь, со мной.
Вы сделали первую цифровую съемку для National Geographic в 2003 году, когда исполнилось 100 лет со дня первого полета братьев Райт, который в итоге стал одной из их популярных обложек. Это была ваша идея перейти на цифровые технологии?
Джо МакНелли: Да. Мой редактор, Билл Даутит, и я подумал, почему бы не предложить это. Цифровые технологии были у всех на пороге, а у National Geographic еще не было цифровых материалов. Мы предложили это, и нас услышали и дали добро. Это также была история, смотрящая в будущее, так как она называлась «Будущее полетов», и в то время казалось, что все это работало, чтобы объединиться в идею, одобренную Geographic.
Однако, вы также продолжили снимать на пленку для подстраховки?
Джо МакНелли: Нет. Для той съемки я не использовал ни единого клочка пленки за всю съемку.
Чем рабочий процесс цифровой съемки в 2003 году отличался от сегодняшнего?
Джо МакНелли: все практически то же самое. Я снимал на камеру Nikon D1X, которая создавала в свое время цифровые файлы хорошего качества, но они не могут противостоять цифровым файлам, которые мы снимаем на сегодняшние более современные камеры.
Я снимал тогда все на карты Lexar, и самая большая карта, которая была доступна, была объемом 1 ГБ, что было очень мало и стоило очень дорого — 700 долларов. Я снимал, а затем загружал, делал резервные копии на внешний жесткий диск, редактировал в Photo Mechanic, делал выбор и многое другое, чем мы занимаемся сейчас, хотя сейчас этот процесс значительно расширился благодаря достижениям в технологиях.
Вы использовали Nikon D1X, а сегодня вы используете Nikon D5, который намного более продвинут, но будет ли разница заметна при репродукции из журнала?
Джо МакНалли: да, я бы сказал, безусловно, это было бы очевидно. Кроме того, многие журналы на заре цифровых технологий испытывали трудности с обработкой и воспроизведением цифровых материалов, и они относились к этому с некоторым подозрением. Потребовалось время, чтобы вся отрасль примирилась с цифровыми технологиями и полностью их приняла.
Но сейчас качество камер, просто потрясающее по сравнению с камерами, на которых я вырос. Да, вы можете увидеть значительную разницу в воспроизведении и глубине качества изображения.
Вы начали сниматься для National Geographic в 1987 году. Какие съемки вам понравились больше всего?
Джо МакНелли: Самой приятной съемкой, которую я сделал, была статья на обложке «Глобализации культуры» [это было до появления интернета]. Мы определили три эпицентра этого процесса глобализации, одним из которых была Индия, другим — Шанхай в Китае и Лос-Анджелес в США.
Мы изучили культурные тенденции и то, как они распространялись. Наши фильмы распространяются по всему миру, и мы разделяем модные тенденции, такие как индийские традиции хны, определенные свадебные традиции, музыка и т. д. Все эти впечатления становятся общепринятым культурным опытом.
Какую пленку вы использовали, работая для National Geographic?
Джо МакНалли: когда я снимал для National Geographic, в основном использовал пленку Kodachrome — много Kodachrome 64 и Kodachrome 200.
Соответствует ли текущий Nikon D5 качеству Kodachrome?
Джо МакНалли: изображения, получаемые с помощью D5, намного лучше, чем-то, что я получал на пленку Kodachrome.
В знаменитой серии «Лица Ground Zero, портреты героев 11 сентября 2001 года» вы сняли коллекцию из 246 портретов на поляроид размером 40 × 80 дюймов. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись при использовании камеры размером с гараж на одну машину?
Джо МакНелли: до 11 сентября у меня уже был один случай использования подобной камеры, и я вполне мог с ней справиться и в этот раз. Это была комбинация старых и новых технологий. Я чувствовал, что эта камера была отличным инструментом, чтобы взглянуть на всех этих людей с 11 сентября.
Расскажите, это был личный проект для вас или вы предлагали или вам предложили его выполнить?
Джо МакНелли: это была моя идея. Я пошел в Time Warner и попросил для этого проекта финансирование, которое мне дали почти сразу.
Сколько вам выделили денег?
Джо МакНелли: сначала я попросил 100 000 долларов. И мне их дали.
Раньше, когда мы снимали поляроидные снимки, мы вынимали пленку и встряхивали, чтобы она высохла. Вы, я полагаю, не вытряхивали эти гигантские снимки?
Джо МакНалли: нет, мы бы сняли с него химическую основу, и отпечаток был бы положительным, как и весь Polaroid, и он лежал бы на полу весь мокрый. НА самом деле были большие сушилки, так как каждое изображение было примерно 40 дюймов в ширину и 80 дюймов в длину. Мы брали влажный Polaroid, клали его на сушилку и позволяли им полностью застыть в течение дня или двух.
Сколько стоит одна экспозиция Polaroid такого размера?
Джо МакНелли: около 300 долларов.
Какая была выдержка у этой камеры?
Джо МакНелли: не было выдержки, так как в объективе не было затвора, а вам нужна камера-обскура. Я работал в полностью затемненной комнате, снимал крышку с объектива, а затем нажимал на спусковой тросик, который был прикреплен к Mamiya RZ Pro II, который был направлен прямо под гигантский объектив Polaroid. В темной студии Mamiya запускал около 30 000 ватт-секунд световых вспышек, и я одновременно получил хромированный 6 × 7 и гигантский поляроид 40 × 80 ″.
Какая была диафрагма у гигантского объектива?
Джо МакНелли: насколько я помню, мы снимали где-то на f / 32. Это не был точный инструмент в том смысле, что нужно было нащупывать его. У нас не было рейтинга ISO по партиям пленки. Каждый свежий рулон Polaroid, который мы вынимали, мы должны были протестировать на ISO.
Сколько головок вспышек нужно было, чтобы получить нужный свет?
Джо МакНелли: у нас было 10 или 12 голов. У нас было несколько блоков с мощностью 2400 ватт, стреляющих через шелк, чтобы создать основной свет, а затем — акцентные, фоновые и т. д.
Какой марки было это освещение?
Джо МакНелли: Profoto.
Как вы пришли к выбору белого фона?
Джо МакНалли: Я не хотел использовать черный цвет, в том числе с точки зрения логистики, поскольку я знал, что буду фотографировать много пожарных, и это могло быть проблемой. Итак, белый цвет стал формальным, чистым и полностью лишенным информации. Это позволяет вам просто сосредоточиться на человеке, изображенном на картинке.
В апреле сообщалось, что NY Times собирается повысить дневную ставку за фотосъемку с 200 до 450 долларов в день. Как может фотожурналист в Нью-Йорке, используя собственное оборудование, работать за 200 долларов в день?
Джо МакНелли: никак – это невозможно. Они сделали очень хорошую вещь, переместив дневную ставку с 200 долларов в день на 450 долларов в день. Эта [старая оценка] очень усложняет жизнь фотожурналисту. Я имею в виду карьеру. Это делает карьеру практически невозможной. Я поздравляю New York Times с увеличением дневной нормы, но все, что они сделали, — это вернули дневную норму туда, где она должна была быть примерно в 1990 году. Так что нам еще около 20 с лишним лет, чтобы наверстать упущенное, и, конечно же, этого никогда не случится.
На сегодняшний день у вас полмиллиона подписчиков в социальных сетях. Чем вы обязаны этим подписчикам?
Джо МакНелли: Мы относимся к этому серьезно и стараемся нести ответственность в социальных сетях. Мы стараемся быть последовательными; мы стараемся публиковать хороший материал или, надеюсь, вдумчивый материал. Было приятно писать мой блог. Это как бы заново открывает двери к моему первоначальному образованию в области журналистики; так что я считаю, что мне вести мою социальную сеть, и поэтому люди откликнулись.
Льюис Хайн, социальный фотограф-документалист, сказал: «Если бы я мог рассказать историю словами, мне бы не пришлось таскать с собой фотоаппарат». Должен ли современный фотограф также быть мастером слов со своими блогами и социальными сетями, чтобы быть успешным?
Джо МакНелли: да, я считаю, что быть хорошим рассказчиком абсолютно необходимо уметь не только снимать, но и писать.
У вас высокий уровень знаний в области освещения. Но вы предпочитаете использовать несколько фонариков малого размера, чем студийные вспышки. Почему?
Джо МакНалли: Я бы сказал, что это может быть мнение или вымысел из интернета, потому что я действительно много работаю и обучаю работе со Speedlight. Я использую и постоянный свет и импульсный. Я был очарован вспышками Speedlight в течение долгого времени в том смысле, что, когда я выполнял большую часть глобальной работы для National Geographic, они часто поручали мне заниматься захватывающими и сложными темами, которые часто связаны с медициной и технологиями. Я путешествовал один и ходил в эти места, и мне просто требовалось, чтобы я немного осветил здесь и там. Я работал один, поэтому начал знакомиться с идеей использования этих маленьких вспышек.
С другой стороны, я также выполнил для Geographic и других клиентов действительно очень большую производственную работу: освещение телескопов, освещение зданий, Faces of Ground Zero. Все это требует большой работы со вспышкой, поэтому я очень легко перехожу между двумя мирами. В конечном итоге, как всегда, характер работы: что она требует от меня делать.
Какое максимальное количество вспышек Speedlight вы использовали во время съемки?
Джо МакНелли: было несколько случаев, когда мне было предложено использовать множество вспышек Speedlight в качестве демонстрационных вещей. Я бы сказал, что до 20 вспышек Speedlight я практично использовал на выезде.
Итак, со сколькими вспышками вы обычно путешествуете на съемках?
Джо МакНелли: у меня … Сейчас у меня восемь SB-5000 и четыре старых SB-910. Если я уезжаю в длительную поездку или куда-нибудь, где я думаю, что буду использовать Speedlight, у нас есть чемодан, который мы берем с собой, это наша сумка Speedlight, и в нем обычно бывает десять, а то и более вспышек.
Вы также используете Profoto B1, сколько штук вы обычно берет с собой?
Джо МакНелли: у нас есть два набора B1, в каждом из которых по две головы. В зависимости от объема работы мы берем один комплект B1, в котором есть две головки или обе, что дает мне до четырех голов. Таким образом, между вспышками Speedlight и Profoto B1 я могу довольно хорошо освещать практически все, с чем сталкиваюсь.
Вы снимаете в ручном режиме или в автоматическом режиме TTL, когда просто используете вспышки Nikon Speedlight?
Джо МакНелли: это действительно зависит от ситуации. Я начинаю с TTL, который является моим значением по умолчанию. Я могу найти подходящую комбинацию, часто просто используя TTL-вспышку. Как только я найду свой путь, я часто просто фиксирую его в ручном режиме, потому что, возможно, в этот момент у меня есть пара сотен кадров для съемки, и я больше не хочу иметь дело с потенциальной дисперсией TTL. Но TTL — отличный инструмент, когда вы снимаете быстро движущуюся вспышку.
Ваши журналистские портреты освещены иначе, чем рекламные?
Джо МакНелли: Хороший вопрос. Это зависит от чувствительности работы. Когда я журналист или один пытаюсь рассказать историю, в 95% случаев у меня нет арт-директора. Так что я могу следить за своим носом и, надеюсь, сделать хороший набор картинок, которые отражают ситуацию.
Когда вы много-много раз занимаетесь коммерческой работой, с вами будет арт-директор. Вы будете снимать их идеи. Вы будете снимать по эскизу. И это часто сильно влияет на характер и качество вашего подхода, а затем, конечно же, на ваше освещение.
Когда вы были в LIFE, там был Гьон Мили, классический мастер всех световых технологий. Вы его знали?
Джо МакНелли: Я знал мистера Мили, но очень непринужденно. Я начал снимать для LIFE в 1984 году примерно, как фрилансер, и у мистера Мили был свой офис на 28-м этаже вместе с остальными многими другими фотографами Time Life. И поэтому мне выпала большая честь познакомиться с ним. Я не буду утверждать, что знаком с ним лично или знаю его хорошо, но он был удивительным мастером света.
Так он как-то на вас повлиял?
Джо МакНелли: безусловно, я думаю, что он повлиял на целое поколение фотографов в том, как он использовал свет. Он определенно был новатором, а не просто инженером. Он был поэтичен в использовании света. Его стробоскопические исследования танцоров были просто прекрасны, способ, которым он изображал Пикассо, был новаторским и по-своему столь же смелым, как и некоторые из произведений самого Пикассо.
Он был вполне формальным джентльменом. Я никогда не шутил с мистером Мили. Просто находясь с ним в комнате, нужно было выразить ему уважение. Я всегда ценил то, что он делал, и до сих пор это увлекает меня. Некоторые из фотографий, например «Линди-хоп», представляют собой просто удивительно яркую фотографию со вспышкой.
У цифровых технологий много плюсов по сравнению с пленкой, а каковы минусы?
Джо МакНелли: знаешь, я особо и не могу придумать. Честно говоря, все всегда нервничают по поводу потери своих цифровых изображений, но если вы будете осторожны, вы не потеряете их. Для меня это гораздо меньше беспокойства, чем три недели работы, то есть 100 рулонов Kodachrome в сумке FedEx; которые я отправил в National Geographic из-за границы и не знал в течение трех дней или около того, попала ли моя посылка туда. Это очень нервно.
Когда вы фотографировали Папу Иоанна Павла II во время его визита на его родину, в Польшу, вы были с 9 другими фотографами Newsweek и Time, их было 14. Будет ли сегодня какой-нибудь журнал поручать 14 фотографам освещать одно событие?
Джо МакНелли: Я не думаю, что журналы будут приглашать вообще кого-то сегодня, поскольку у них больше нет таких бюджетных полномочий. Но такой гигант как «Гетти», сможет. Когда я был на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, у агентства Гетти было 140–150 фотографов, на этих играх. У такого агентства, как Гетти, есть экономическое влияние, а у журналов нет.
Сегодня существует множество контрактов на съемку. Вы бы хотели подписать какие-то из них?
Джо МакНелли: немногие. Мы уходим от большого количества работы.
Если бы вы могли выполнять только одно задание всю оставшуюся жизнь, чтобы это было?
Джо МакНелли: Оставайся дома и смотреть на мою любимую жену Энни!
Еще больше работ автора на персональном сайте фотографа и Instagram.
[instagram.com/joemcnallyphoto], [joemcnally.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube