В этом обзоре речь пойдет о сверхширокоугольной линзе от нового швейцарского производителя Iriх Lens. Итак, объектив имеет постоянное фокусное расстояние 11 мм и максимальную диафрагму F4. В углах обзора мы имеем 126 градусов полного обзора и целых 117 по горизонтали. Оговорюсь, я первый раз снимал на столь широкий угол, и это ооочень широко!!! Даже в небольшом помещении это означает, что снимая с угла, вы захватите все 4 стены помещения!
Для демонстрации угла обзора предлагаю посмотреть на снимки сделанные с одного места на разные объективы. Объективы Irix 11mm f/4 и Canon EF 17-40mm f/4L USM:
В конструкцию Irix 11mm f/4 входит 4 сверхпреломляющие линзы, 2 ED линзы и 3 асферические линзы которые гарантируют минимальную дисторсию на уровне менее 3.5%. Это делает объектив уникальным в своем классе.
Примеры на разных диафрагмах снятые на Irix 11mm f/4
F4
F5.6
F8
F11
F16
F22
для сравнения примеры изображений снятые на Irix 15mm f/2.4 (полный обзор объектива Irix 15mm f/2.4):
F2.5
F3.5
F5
F7.1
F10
F14
F20
F22
а теперь для полноты картины примеры снятые на объектив другого производителя:
F4
F5.6
F8
F11
F16
F22
Объектив Irix 11mm f/4 поставляется в двух комплектациях (как и у его более узкого брата irix 15mm f/2.4): “Firefly” и “Blackstone”. Отличаются они между собой только по внешнему конструктиву и уровню защиты от агрессивных внешних факторов. Так, более легкая версия “Firefly” имеет резиновое кольцо фокусировки и пластиковые вставки на корпусе, против полностью металлического корпуса “Blackstone” версии. Базовый вариант объектива имеет защиту корпуса от брызг, всех подвижных элементов и байонетного крепления, а версия “Blackstone” имеет еще и усиленную защиту передней линзы от брызг. Отличаются так же и способ нанесения информации и шкал на корпус объектива. В более защищенной версии это гравировка со светоотражающей краской, против нанесенной на корпус краски у облегченной версии.
Так же старшая версия объектива снабжается жестким кейсом для транспортировки, против обычного чехла для “Firefly” версии. В моем случае тестировался объектив версии “Firefly”, и, я с уверенностью могу сказать, что он выполнен очень качественно и надежно.
Продолжая речь о конструктиве объектива, нужно отметить, что передняя линза большая и выпуклая как у фишая, так же имеется встроенная бленда. Все эти факторы не позволяют использовать обычные фильтры для объектива, устанавливающиеся перед передним стеклом. Тут используются только фильтры, устанавливаемые на заднюю линзу объектива (формата 30 x 30 мм). Фокусировочное кольцо перемещается плавно, и имеет большой ход. Из уникальных возможностей стоит отметить то, что вы можете заблокировать выбранный фокус на любом значении, либо сделать более тугим перемещение фокусировочного кольца за счет кольца блокировки фокуса. Переход фокуса в бесконечность сопровождается щелчком, что может быть очень удобным при быстрой съемке.
Хоть линза имеет только ручную фокусировку, но она поддерживает работу со всей электроникой камеры (управление прыгающей диафрагмой, любые режимы съемки, подтверждение фокуса по всем точкам доступным в камере, exif, ttl). К стати, отличной новостью для фотографов, снимающих на пленку будет то, что эти объективы прекрасно поддерживаются старыми 35мм пленочными камерами. То есть и управление диафрагмой, и замеры экспозиции, и все режимы съемки будут доступны фотографу. С ручной фокусировкой у меня не возникло никаких проблем с учетом того, что я снимал на 50 мпкс камеру. При желании вы можете идеально подогнать фокус именно под свою камеру, используя встроенный в объектив механизм ручной юстировки.
Фотографии до и после обработки
Фотографии «до» — это внутрикамерный jpeg. Ни на одном из снимков не производилась правка геометрии.
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F10, ISO 100, 1/200 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/200 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F5.6, ISO 100, 1/200 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F4, ISO 100, 1/100 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F6.3, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F6.3, ISO 100, 1/160 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/235 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F5, ISO 100, 1/80 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/125 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F6.3, ISO 100, 1/100 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 11mm f/4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/125 c. (Скачать RAW). © Павел Молчанов
Что касается картинки, выдаваемой объективом, то необходимо отметить очень хорошую резкость и геометрию. Причем резким снимок получается по всему полю кадра. На диафрагме F4 присутствует заметное виньетирование, но оно полностью пропадает при закрытии диафрагмы до F5.6 и более. В своих тестах я заметил, что при диафрагме F8 глубина резкости начинается примерно с 1 метра и продолжается до бесконечности. Нельзя не упомянуть прекрасный контраст лизы, который не изменен по всей ширине кадра. Относительно контрового освещения у меня так же не возникло никаких неприятных ощущений, я не заметил ни потери контраста, ни ухудшения резкости, ни искаженной цветопередачи.
Это объектив для пейзажной, архитектурной и интерьерной фотографии, в которой, практически всегда используется штатив и ручная фокусировка. В этих жанрах важнейшим являются контраст, резкость и геометрия линзы, которые в объективе irix 11mm f/4 мне показались на очень достойном уровне.
К негативной стороне стоит отнести хроматические аберрации, которые появляются на мелких деталях в высококонтрастных участках (зачастую по краям кадра), причем эта проблема более всего касается камер Canon (тут никак не обойтись без стороннего raw редактора, которые, на момент написания статьи, еще не все имеют профиль этой линзы), с камерами Nikon все проще, их встроенный процессор исправляет цветовые ореолы в реальном времени.