Познакомиться с голландским фотографом Менно Оттеном нам удалось на выставке в Москве, на которую он привез свою коллекцию работ под названием «Лицом к Лицу». Удивительные встречи на улице, трогательные и взволнованные глаза, так доверчиво смотрящие в объектив фотокамеры. Пройти мимо этих фотографий невозможно – взгляды незнакомых людей притягивают к себе. Это просто уличная жизнь, наполненная эмоциями. Просто жизнь, наша с вами.
—
? Расскажите, вам понравилось в России. Как Москва встретила вас? Ваши впечатления от Москвы.
— Я действительно с удовольствием приехал в Москву еще раз. Этот город всегда приносит мне много положительных эмоций: люди щедрые, открытые, и много хорошего, настоящего искусства. Впервые я попал в Москву два года назад, когда я приезжал сюда, чтобы представить свою работу в разных галереях. Итогом моего приезда в тот раз стало участие в выставке в Пушкинском музее, посвященная голландскому интерьеру. Показать свои работы в галерее «Триумф» для меня прекрасная возможность и приобретение очень полезного опыта.
? Как рождаются идеи таких выставок? Как вы придумываете идеи для серии фотографий?
— Каждый раз, когда я хочу создать новую работу, или, когда я готовлюсь к новой выставке, я иду на улицу с камерой и просто начинаю фотографировать. Моя интуиция меня никогда не обманывает. Я нажимаю на кнопку спуска только тогда, когда меня действительно что-то тронуло. Когда я прихожу домой, я внимательно смотрю на фотографию, которую я сделал, я задумываюсь. Чаще всего я расклеиваю снимки на стене и пытаюсь найти отголоски в истории искусства. Картины, кадры фильма, рисунки или эскизы, которые напоминают или показывают связь с тем, что я сфотографировал на улице. Затем мне приходит идея проекта, серии фотографий.
Например, для этой выставки «Лицом к лицу» я быстро нашел вдохновение в русских иконах, в иконах Андрея Рублева. Вот почему я хотел донести эти фотографии до российской аудитории.
? С чего вы начали? Ваши первые камеры. Какое оборудование у вас есть сейчас?
— Я начал фотографировать приблизительно в возрасте восемнадцати лет, к меня бал простая камера Canon RF с 50-миллиметровым объективом, который я получил от своего деда. В подростковые годы в основном я фотографировал повседневную жизнь, которая меня окружала. Я изучил технику, нося камеру на шее каждый день. Я не собирался становиться фотографом, мне было просто интересно остановить момент, если так можно сказать. Запечатлеть миг навсегда.
Спустя годы я сменил свою фотокамеру на кинокамеру и начал снимать фильмы. Я начал свое обучение в Нидерландской киноакадемии на режиссерском факультете. Во время учебы я мало снимал на фотоаппарат, но, когда я окончил киношколу, видео-искусство мне немного наскучило. Поэтому я снова вернулся на улицу с моей фотокамерой. Я действительно хотел быть как можно более самостоятельным в своем творчестве, отвечать за каждый шаг в творческом процессе и чтобы деньги не мешали мне при создании работ. Фотография позволила мне быть свободным, как я этого хотел.
На протяжении многих лет я много экспериментировал с разными камерами, покупал и продавал много оборудования. Наконец, я нашел свою идеальную камеру. Теперь в основном снимаю моей любимой камерой среднего формата Hasselblad и камерой Rangexinder Hexar с адаптированным объективом Canon 50mm 0.95. Это действительно уникальный, с красивым живописным рисунком, объектив с большой глубиной резкости.
? Какие художники, фотографы вам нравятся больше всего?
— Я получаю вдохновение от просмотра работ голландских художников, таких как Вермеер и Рембрандт, а также таких художников, как Майкл Борреманс и Диего Веласкес, их портреты невероятно красивы. Для этой конкретной выставки «Лицом к лицу» в галерее «Триумф» я получил вдохновение от работ немецкого фотографа Майкла Вольфа, который сделал отличную серию «Tokio Compression». Я хотел объединить эту идею со стилем работы фотографа Саула Лейтера и придать им свой собственный стиль.
Кинематографическое вдохновение всегда исходит от таких режиссеров, как Роберт Брессон, Андрей Тарковский и Озу. Работы этих режиссеров всегда вызывали и вызывают у меня большой интерес.
? Какая фотография у вас самая любимая?
— Одна из моих любимых фотографий — снимок Сола Лейтера под названием «Жан», снятая в 1948 году:
? Какие у вас планы на будущее?
— В настоящее время я работаю над новой серией снимков, которые сочетают в себе фотографию и живопись самым прямым, даже физическим способом. Фотография является основой для работы, краска — это второй и третий слой работы. Я хочу, чтобы зрители были вовлечены в процесс созидания, чтобы они стали ближе к фотографиям. После того, как я снимал последние несколько лет на улице фильмы и фотографии, я теперь перевожу свою работу в студию и работаю больше над постановочными портретами, которые, как я надеюсь, имеют близкое сходство с традиционным наследием голландского портрета.
—
Пожелаем творческих успехов Менно и будем надеяться в скором времени опять увидеть фотографа с новой выставкой в Москве!
На первом фото: фотограф Менно Оттен, автор фотографии Джером де Линт