Игорь Морски: «Живём ли мы в сюрреалистическом мире?»

Фото: Igor Morski

Игорь Морски (Igor Morski) — достаточно известный, в том числе за пределам своей родины польский графический дизайнер, иллюстратор и декоратор. В настоящее время он специализируется на смешанной графике, в основе которой лежат преимущественно фотоманипуляции, живопись, а в последнее время и 3D.

Фото: Igor Morski

Игорь Морски с отличием окончил факультет архитектуры интерьера и промышленного дизайна в Государственной высшей школе изобразительного искусства в Познани (ныне Университет искусств). В конце 80-х и начале 90-х годов он работал в общественной телерадиокомпании «Польское телевидение», создавал для них декорации, которые использовались в телевизионных, театральных, культурных и прочих программах.

В начале 90-х годов художник сделал карьеру в сфере пресс-иллюстрации, работая для ведущих польских изданий, таких как «Wprost», «Newsweek», «Businesweek», «Businesman Magazine», «Manager Magazine», «Charaktery», «Psychologia dziś» и в последнее время «Focus». На сегодняшний день он создал около 1000 иллюстраций. Его работы также регулярно появляются в международных журналах, например американском «Deloitte Review», австралийском «Prevention», «Money», «ITB» и «Men’s Health», «Womans Health, George. Он лауреат многих престижных премий, включая Communication Arts Excellence Award (2008, 2010) и Applied Arts Award (2010).

Фото: Igor Morski

«Живём ли мы в сюрреалистическом мире? Я так не думаю, хотя иногда мы воспринимаем его именно так. Мир отнюдь не такой, каким мы его видим, и мы склонны искать в нем порядки и правила».

Игорь Морски — живёт и работает в испанской Пальма-де-Майорке. Его сюрреалистические работы стирают границы между реальностью и воображением.

Фото: Igor Morski

Игорь, пожалуйста, расскажите немного о себе.

Более 30 лет я работаю как художник-иллюстратор. В основном занимаюсь фотоманипуляцией, 3D и цифровой живописью. Сюрреализм, который вы можете увидеть во многих моих работах, пришёл ко мне в какой-то степени случайно. Это был результат сотрудничества с одним из ведущих польских еженедельников того времени. Когда я начал это сотрудничество, целью журнала было придание фотоманипуляциям особого опознавательного знака. В то время уровень осведомлённости о манипуляциях в Photoshop был невысок, поэтому многие эффекты компьютерной обработки воспринимались людьми достаточно серьёзно, что, кстати, имело свою силу.

Фото: Igor Morski

Необходимость построения символического послания сделала сюрреалистическое значение полезным для воплощения реалистичных фотоманипуляций. Со временем мне понравился этот способ искусства, и он стал характерной чертой моих иллюстраций. В силу того, что я делаю, я также обречён на определенное стилистическое разнообразие. С одной стороны, сотрудничество с еженедельниками подталкивает меня к повествовательным историям, а с другой стороны, работа в таких журналах, как Focus с научной тематикой, заставляет меня придерживаться определенного взгляда и генерировать изображения не столько повествовательные, сколько реалистично отражающие различные взгляды, объекты и т.д.

Фото: Igor Morski

Что изначально побудило вас стать графическим дизайнером и иллюстратором?

Выбор профессии был в значительной степени случайным. Я окончила университет дизайна и по профессии являюсь дизайнером интерьеров, специализирующимся на оформлении выставок. Это имело для меня определенный профессиональный эффект, потому что в течение первого десятилетия своей профессиональной карьеры я работал в качестве художника по декорациям на телевидении и в театре. Но в то же время я всегда занималась графикой, создавая плакаты. Предложение сделать иллюстрацию для еженедельника сначала было просто предложением, сделанным на одном из банкетов, но в целом оно оказало на меня большое влияние — конечно, в положительном смысле.

Фото: Igor Morski

Вы создаёте невероятные цифровые произведения искусства. Ваши работы отражают нашу сегодняшнюю реальность, сюрреалистическое чувство черного юмора, смешанное с провокационным посланием. Что отражают ваши работы? Есть ли какое-то послание, которое вы хотите донести?

Ну, да, это правда. Характер моих работ определялся вызовами, с которыми мне пришлось столкнуться. В основном они были связаны с тематикой. Время моей наибольшей иллюстративной активности — это период серьёзных социально-экономических изменений в Польше, связанных с системной трансформацией, после падения коммунизма. Время чрезвычайно интересное, поскольку формировались новые идеи. Но это было и время серьёзного напряжения, психических изменений, встречи с неизвестным. Комментирование политических событий часто требовало сильного, приземлённого языка, но также и дозы юмора. К тому же здесь есть моё богатое воображение и много смешных подтекстов.

Фото: Igor Morski

Игорь, в одном из интервью вы упомянули, что ваш сюрреализм возник несколько случайно. Не могли бы вы рассказать нам об этом подробнее?

Я уже говорил об этом. Могу только добавить, что мои первые иллюстрации были сделаны частично традиционными методами. Именно рисунок был основным, а не фотография.

Фото: Igor Morski

Вы создавали цифровые работы для многих компаний. Можете ли вы рассказать нам, какие трудности, если они есть, возникают при работе в такой среде?

Я стараюсь быть настолько гибким, насколько это возможно, и адаптировать свои профессиональные навыки к потребностям, что затрудняет определение моего собственного стиля. Иногда это больше относится к моей интеллектуальной сфере, чем к визуализации. Но должен признаться, что мне очень нравится отождествлять себя с идеей работы, и в значительной степени я отвергаю предложения, с которыми не согласен в корне. Экстремальные тенденции меня не устраивают, поэтому я избегаю прессы, представляющей крайние взгляды, независимо от ее цвета. Я человек среднего уровня, и мой разум следует рационализму, описаниям реальности, которые настолько правдивы, насколько это возможно. Я не очень религиозный человек.

Фото: Igor Morski

Вы создали более 1000 иллюстраций. Можете ли вы сказать нам, какой из своих работ вы больше всего гордитесь или радуетесь?

Трудно сказать, потому что существует несколько различных уровней удовлетворения. Один тип связан с иллюстрированием важных материалов, где удовлетворение является производной от воздействия на людей, другой тип удовлетворения в моем случае связан с тем, что что-то удалось, и я доволен этим как создатель. И хотя я признаю, что это бывает не так часто. Я определенно более автокритичен.

Фото: Igor Morski

Игорь, в своих 3D-работах вы мастерски создаёте невероятно реалистичные детали. Не раскрывая своих секретов, не могли бы вы описать типичный процесс? Сколько времени это всё занимает?

Независимо от того, что я делаю, я предпочитаю работать быстро. Годы работы приучили меня к механизму оценки временных потребностей. Я могу эффективно определить, сколько времени мне потребуется. И обычно я в этом не ошибаюсь, хотя бывают и исключения. Бывает, что работа, которая казалась простой, преподносит сюрпризы. 3D иногда требует больше времени, но у него есть одна замечательная особенность — однажды созданные объекты можно использовать практически неограниченно, и библиотека таких объектов постоянно растёт.

Фото: Igor Morski

Когда вы работаете над одной из своих иллюстраций, насколько она инстинктивна, а насколько спланирована?

Для меня идея обычно возникает очень быстро, хотя есть сложные для иллюстрирования темы, где трудно построить читаемый символ. Такие темы утомляют. У меня есть несколько идей на одну тему, и потом трудно принять решение.

Фото: Igor Morski

Мы восхищаемся работами, которые вы сделали для журнала «Wprost», посвящённого социальным и экономическим вопросам. Считаете ли вы, что мы живём в сюрреалистическом мире? Влияет ли наше современное общество на художественные направления?

Живём ли мы в сюрреалистическом мире? Я так не думаю, хотя иногда мы воспринимаем его именно так. Мир отнюдь не таков, каким мы его видим, и мы склонны искать в нем порядки и правила. Однако на практике они оказываются чрезвычайно сложными. Мы подвержены различным иллюзиям относительно многих вещей, и иногда один момент заставляет их лопнуть, как мыльные пузыри. Например, до недавнего времени я думал, что польское общество привязано к такому набору ценностей как свобода. Однако пережив последние несколько лет, я так уже не думаю. С другой стороны, я увидел общество, которое недостаточно зрело с точки зрения того, что такое демократия. И что самое удивительное

Фото: Igor Morski

Я даже могу сказать, что хорошо поставленная пропаганда смогла полностью изменить это общество, даже перепахать его, изменив пропорции взглядов на различные вопросы. К сожалению, это регрессивные изменения.

Каково влияние общества на искусство? Я думаю, что тотальное. Как и в природе, конкретная среда порождает конкретных существ.

Фото: Igor Morski

Мы заметили, что вы увлекаетесь теоретической физикой и космологией. Современная физика полна умопомрачительных идей, которые, безусловно, могут довести наше воображение до предела: дополнительные измерения, мультивселенная и повсеместное использование геометрии, и это лишь некоторые из них. Находят ли эти идеи отражение в ваших работах?

Да. Я очень увлечён феноменом мира, я очарован природой во всей её удивительной сложности. Возможно, если бы не моё отвращение к математике в школьные годы, я был бы сегодня физиком-теоретиком. Я очень глубоко осознаю ограниченность нашего восприятия, которая, с одной стороны, является производной от ограниченности рецептора, а с другой — в плену специфического когнитивного антропоморфизма. Я понимаю это, как ограниченную способность выйти за пределы точки зрения собственного опыта. Мы видим свет и думаем, что это объективное состояние.

Фото: Igor Morski

Мир наполнен светом, а его противоположность — тьма. Это имеет свои конкретные последствия, например, в отношении веры. Однако света не существует. То есть, есть конкретное волновое явление корпускулярное, однако никакой яркости оно не порождает, потому что это интерпретация этого явления, которую создаёт мозг. Многие виды летучих мышей почти или полностью слепы по отношению к свету, и они видят реальность с помощью сонара.

Однако мы имеем полное право считать, что в отражённых сигналах животное видит образ солнца, что его мозг, как и наш, интерпретирует волну так, что эта интерпретация позволяет им ориентироваться в окружающей среде. Многие учёные даже подозревают, что тонкости текстур могут восприниматься летучими мышами как цвета. Однако это превосходит воображение большинства.

Фото: Igor Morski

Людям трудно понять следствия теории относительности, потому что они противоречат нашей интуиции, приобретённой на полке ньютоновских представлений о взаимодействиях и масштабах.

Моё воображение, подкреплённое определенными знаниями, заставляет меня вообразить, что в мире скрытых измерений, изогнутых пространств, движения, способного одновременно происходить во всех направлениях, относительности пространства и времени материи, галактики, удалённой на миллиарды лет, может содержаться в моем мизинце, вместе с невообразимым количеством похожих существ. Можете ли вы найти эти идеи в моих работах? Некоторые да.

Фото: Igor Morski

Игорь, можете ли вы сказать, какие самые большие чувства вы испытывали на своём творческом пути?

Самый простой способ — рассказать о своей мечте. Так что я жду приглашения, скажем, от The New Yorker, ха-ха-ха.

Фото: Igor Morski

Какой совет вы бы дали молодому художнику?

Я думаю, что мудрый совет для молодых людей заключается в том, что они должны следовать своим увлечениям. Это, конечно, истина, но в моей жизни самые счастливые люди, которых я когда-либо встречал, это те, кто был увлечён на протяжении всей своей жизни. Те, кто смог сделать страсть своей профессией или поставить её на очень важные места в жизни.

Фото: Igor Morski

Игорь, есть ли какие-то будущие проекты, которыми вы хотели бы поделиться с нами?

Скоро узнаете!

Ещё больше работ автора на сайте: igormorski.pl

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь