Существует невероятное множество эффектных фильтров, которые помогают фотографу решить те или иные творческие задачи, не прибегая к использованию фоторедакторов. Одной из таких новинок стали светофильтры от японского производителя HOYA Sparkle. В этом материале мы разберёмся что же это такое и на что способны светофильтры HOYA Sparkle. Поехали!
Светофильтры HOYA Sparkle поставляются в пластиковом кейсе, который удобно использовать для транспортировки и хранения. Внутри кейса есть вставка из вспененного полиэтилена и бортики, которые удерживают фильтр и предотвращают повреждение в случае падения. Помимо прочего, прозрачный пластик, из которого изготовлен кейс, отсекает ультрафиолетовые лучи, что продлевает срок службы светофильтра.
Существует две модели HOYA Sparkle 4X и 6X, они позволяют получить эффект четырёх лучей и шести лучей соответственно. В продаже имеются самые популярные диаметры 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77 и 82 мм.
Конструкция фильтра предусматривает специальную циркулярную оправу, которая позволяет контролировать угол наклона лучей, путём вращения оправы.
Алюминиевая оправа имеет рёбра для удобства работы. Сама по себе оправа достаточно тонкая, что позволяет избежать возможного эффекта виньетирования при использовании на сверхширокоугольных объективах.
Фильтр представляет из себя один слой специального оптического стекала с нанесённым на него рисунком, который заметен под определённым углом света. Именно этот рисунок и позволяет создать эффект лучей. У Sparkle 4X рисунок представляет из себя сетку в виде квадратов, а Sparkle 6X в виде шестиугольников-сот.
Стекло обладает мультипросветлением, что снижает светоотражение поверхности фильтра. По заявлению производителя светоотражение поверхности не превышает 0.5%. Помимо прочего, торцы стекла имеют чернение, что минимизирует переотражения внутри фильтра.
Получить звёздный эффект с применением HOYA Sparkle можно только на точечных источниках света в кадре. Причём чем меньше этот источник, тем больше эффект будет проявляться.
Следует пояснить, неважно светодиод это или большой уличный фонарь, которые по факту имеют значительно разные физические размеры, важно какую площадь кадра занимает этот источник. На источниках, которые занимают большую часть кадра, эффект лучей будет практически незаметен.
В примере ниже эффект отчётливо виден на фонарях, в тоже время подсветка моста остается нетронутой:
Вот еще один яркий пример — фонарь в левом верхнем углу не дает звездного эффекта, но вместе с тем и светодиоды слились в общую массу и мы не можем различить случай, хотя они там есть:
Также, чем темнее фон за источником света, тем более отчётливо будут прорисовываться лучи.
Ещё одна тонкость – источники света должны быть именно точенными, если это цилиндрический источник, например, люминесцентные лампы, неоновая или светодиодная лента без отчётливо различимых светодиодов, то эффект не получится.
Для сравнения давайте посмотрим на кадры, снятые с применением фильтров и без:
Без фильтра / HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/25, f/7,1, ISO4500, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Без фильтра / HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1.3s, f/4, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Без фильтра / HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/3, f/4, ISO100, 55mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Как видите, кадр без фильтра обладает более высокой резкостью, причем Sparkle 6X дает еще более мягкую картинку, чем Sparkle 4X. Однако, если вы снимаете в RAW, то можно немного добавить резкости уже на моменте «проявки» кадра. Это сделает картинку ещё более эффектной.
В процессе съёмки я столкнулся с тем, что оправа достаточно тугая и если изменять направление лучей, поворачивая оправу против часовой стрелки, то фильтр начинает скручиваться с объектива. Этот момент следует учесть, и если требуется скорректировать направление лучей, то вращать оправу лучше по часовой стрелке. И ещё комментарий по поводу оправы – при минусовых температурах, провернуть фильтр становится практически невозможно.
В отличие от других эффектных лучевых фильтров, присутствующих на рынке, Hoya Sparkle даёт в меру интенсивные лучи. Характер лучей HOYA Sparkle 4X и 6X также отличается не только количеством лучей, но и их длинной. У 4X эффект более заметен, лучи длиннее, а у 6X короче, но вместе с тем, как я уже писал выше, 6X даёт более мягкую картинку.
HOYA Sparkle 5X / HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/10, f/4, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
При фокусировке непосредственно на источнике света эффект проявляется более отчётливо. При использовании HOYA Sparkle боке приобретает интересные особенности. Для 6X боке получается в виде мелкой сетки сот, а для 4X в из квадратов.
Чем шире фокусное расстояние, тем меньше заметен софт-эффект, однако на сверхшироком угле, лучи могут искажаться.
Наверно многие фотографы знают, что эффект лучей можно получить практически на любых объективах, если максимально закрыть диафрагму. Это так, но при максимально закрытой диафрагме снижается общее качество картинки, она становится несколько грязной, проявляется даже минимальная пыль на матрице. Плюс ко всему закрытые диафрагмы вынуждает удлинять выдержку, а это значит, что съёмка будет возможна только со штативом, а объекты, которые двигаются или даже колышется от минимального ветра, будут смазанными. Также мы получаем картинку резкой по всему полю кадра и в результате теряется объём, картинка становится более скучной.
Первый снимок сделан на диафрагме f/22, второй — на f/4 но с использование фильтра Sparkle 6X:
Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1.3s, f/7,1, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
При закрытии диафрагмы эффект с использованием фильтра HOYA Sparkle картинка также становится неинтересной. Вместе с лучами от фильтра, добавляются лучи от диафрагмы.
Однако, применение фильтра совсем не ограничивается исключительно показанными сценариями для получения фотографии со «звёздочками» и эффектным боке. Например, если в фото смягчение резкости в некоторых случаях может быть критичным, то видео это делает ещё более красивым, ведь там чаще всего не нужна звенящая резкость:
Но и это далеко не все. В пейзажной фотографии, где отсутствуют точечные источники света, фильтр HOYA Sparkle также может быть полезен. Если вечерняя фотография в городе даёт лучи на источниках света и смягчение картинки, то при отсутствии лучей остаётся лишь софт-эффект. В этом случае при дневной фотографии мы получаем эффект свечения, который пейзажные фотографы достигают при помощи фоторедактора. Эффект несколько похож, на так называемый эффект Ортона, который получается путём объединения двух фотографий.
Помимо прочего, фильтр также можно использовать в предметной и портретной фотографии. Например, при съёмке цветов кадры получаются очень эффектными.
Без фильтра / HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 0.5s, f/13, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Или при съемке елочных игрушек, применение фильтра делает кадр несколько сказочным:
Без фильтра / HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/15, f/5, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Галерея HOYA Sparkle
HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/60, f/4, ISO1250, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/4, f/4, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/25, f/4, ISO1100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/125, f/4, ISO100, 34mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/1.3, f/4, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1.3s, f/4, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/80, f/4, ISO1800, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 0.4s, f/4, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 6X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 0.5s, f/4, ISO100, 24mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 0.5s, f/13, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/15, f/5, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru HOYA Sparkle 4X. Nikon Z6 + 24-70/4. Параметры: 1/25, f/5, ISO100, 70mm. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Заключение
Светофильтры HOYA Sparkle могут стать источником свежего вдохновения для многих фотографов как профессионалов, так и любителей. Применение фильтров довольно широкое и как вы могли увидеть в примерах, не ограничивается лишь съёмкой новогодних гирлянд. Думаю, что каждый для себя сможет найти интересный сценарий применения HOYA Sparkle.
Всем спасибо за внимание, надеюсь, материал оказался для вас полезным. Подписывайтесь на наши социальные сети: YouTube, Facebook, Вконтакте, Telegram, Instagram.