Грасьела Итурбиде (Graciela Iturbide) – имя, олицетворяющее великолепие и восторг в мире фотографии. Родившаяся в 1942 году в Мехико, она с самых первых шагов своей творческой карьеры стремилась покорить мир кино. В 1969 году она вступила в Centro Universitario de Estudios Cinematográficos при Автономном университете Мехико с желанием стать известным кинорежиссёром. Однако судьба преподнесла ей сюрприз – искусство фотографии, которым страстно увлекался Мануэль Альварес Браво, преподаватель в том же университете, привлекло и её внимание. Девушка не могла устоять перед прелестью этого искусства и решила изменить своё будущее.
В 1970-71 годах Грасьела Итурбиде с увлечением работала ассистентом Мануэля, сопровождая его в увлекательных путешествиях по Мексике. Вдыхая в себя его творческую энергию, она постепенно начала видеть мир сквозь объектив камеры. Итурбиде отправилась в увлекательные путешествия по Латинской Америке в начале 1970-х годов, с особым вниманием обратившись к Кубе и Панаме. Её фотографии стали настоящими калейдоскопами, в которых проступали яркие и сочные оттенки этого региона.
В 1978 году Грасьела Итурбиде получила возможность документировать коренное население Мексики по поручению Этнографического архива Национального института индигенизма. Она выбрала для съёмки группу кочевых рыбаков, живущих в пустыне Соноран на северо-западе Мексики, неподалёку от границы с Аризоной. Её камера уловила их жизнь, традиции и гармонию с окружающей природой. Эти фотографии стали замечательным свидетельством силы и красоты этой уникальной культуры.
В 1979 году художник Франсиско Толедо пригласил Грасьелу сфотографировать город Хучитан, который воплощает культуру сапотеков в Оахаке, на юго-востоке Мексики. Серия работ, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся до 1988 года, привела к изданию книги «Juchitán de las Mujeres» в 1989 году. Через свои фотографии Грасьела оживила жизнь местных женщин, показав их силу, красоту и бескомпромиссную преданность сохранению своей уникальной культуры.
С 1980 по 2000 год Грасьела Итурбиде была приглашена для работы в различных уголках мира: на Кубе, Восточной Германии, в Индии, Мадагаскаре, Венгрии, Париже и США. На свою камеру она запечатлела моменты жизни, отражая многообразие культур и общую человеческую страсть к эмоциям. Её работы притягивали внимание и признавались выдающимися произведениями искусства.
Выставки работ Грасьелы Итурбиде проводились в престижных музеях по всему миру, включая Центр Помпиду (1982), Музей современного искусства в Сан-Франциско (1990), Музей искусств в Филадельфии (1997), Музей Пола Гетти (2007), Fundación MAPFRE в Мадриде (2009), Музей фотографии в Винтертуре (2009), художественную галерею Барбикан (2012) и многие другие. За свои работы она была удостоена престижных наград, включая премию W. Юджина Смита в 1987 году, Гран-при Mois de la Photo в Париже в 1988 году, стипендию Гуггенхайма за проект ‘Fiesta y la Photo’ в Париже в 1988 году.
Грасьела Итурбиде продолжает вносить свой вклад в искусство, вдохновляя нас своими произведениями. Сегодня она живёт и работает в Мехико, это место служит источником вдохновения для новых проектов фотографа. Грасьела готовится представить свои последние работы на выставке в Музее Ампаро в Пуэбле, запланированной на февраль.
Имя фотохудожницы Грасьелы Итурбиде, сегодня звучит во всех уголках Фонда Картье по современному искусству, ведь этот мексиканский фотограф является воплощением современной латиноамериканской фотографии. Более полувека она наблюдает за миром через объектив своей плёночной камеры, и никто не мог передать эмоции так, как это делала она.
Грасьела Итурбиде — женщина, которая чувствительна к символическому значению ритуалов и мистической сути народных праздников. Ритуалы определяют её жизнь: ритуалы коренных общин, которые она тщательно документирует, и ритуалы самой фотографии. Всякий раз она погружается как можно глубже в интимность своих субъектов, прежде чем позволить себе погрузиться в темноту своей темной комнаты, чтобы в конечном итоге обрести удивительный момент — отпечаток. Именно здесь появляются её характерные квадратные снимки — эмблематические подписи тех, кто, подобно Грасьеле Итурбиде или Дайане Арбус, выбрал мифическую камеру Rolleiflex в качестве своего фотографического ритуала, с техническим и художественным мастерством, отточенным до совершенства.
В пустыне Соноран Грасьела Итурбиде провела месяц вместе с индейцами племени серис. В 1978 году они стали её соавторами в проекте под названием «Те, кто живёт на песке» (Los que viven en la arena). В штате Оахака она познакомилась с женщинами из Чучитана, их портреты отражают их надменность и гордость. Эти редкие и ценные снимки рассказывают о ритуалах и традициях этого народа. Грасьела Итурбиде часто запечатлевает женщин, ставших матриархами или дочерями в сапотекских и доиспанских общинах, показывая важность тех, кто несёт ключи к многовековым традициям этих сообществ.
В Соединённых Штатах Грасьела Итурбиде находит своё место рядом с «чиканос» -мексиканцами, проживающими на североамериканской территории, часто подверженными политическим влияниям. Восточный Лос-Анджелес стал местом, где её кадры отражают повседневную жизнь «Белой ограды», банды, в которой преобладают лица, говорящие жестовым языком. Представители разных поколений запечатлены в естественном стиле, в окружении, наиболее соответствующем их убеждениям, предпочтениям и часто романтизированной ностальгии по отношению к родной Мексике. Хотя эти портреты глубоко интимны, они также говорят о процессе интеграции этих сообществ и о сохранении культурных и семейных связей.
Грасьела Итурбиде — свободная женщина, разведённая художница, которая, возможно, легче вливается в жизнь своих субъектов, чем её коллеги мужчины. Будучи с ними на протяжении нескольких недель и даже лет, она регулярно посещала Чучитан в течение десятилетий, Грасьела удалось установить особую связь, пропитанную глубочайшим уважением. По заказу Национального института коренных народов Мексики, путешествуя вместе с революционными лидерами Латинской Америки и сотрудничая с художниками-фотографами в коллективных проектах, она сыграла свою роль в новом витке развития мексиканской фотографии.
Грасьела Итурбиде — имя, неразрывно связанное с фотографией, искусством и глубоким пониманием мира, который нас окружает. Её работы вдохновляют нас смотреть за кулисы нашей собственной реальности и улавливать моменты, которые иначе были бы утрачены в пыли времени. Её творчество — это тонкий баланс между наблюдением и чувственностью, между трагическим и прекрасным, и оно продолжает впечатлять и вдохновлять поколения фотографов и любителей искусства.
Хотя у Грасьелы Итурбиде её фотография тесно связана с мексиканской культурой, она все же исследует иные земли, сохраняя свою преданность терпеливому подходу и неутолимому стремлению к пониманию. Для неё фотография служит «предлогом для изучения жизни». В Бенаресе, в Индии, художница взаимодействует с трансвеститами, которые раскрываются перед её объективом, а в Мадагаскаре, сопровождая организацию «Врачи без границ», она фиксирует жизнь женщин, страдающих от СПИДа.
В своей квартире-студии на 37-й улице Heliotropo в Мехико, настоящем фотографическом бастионе, разработанном её сыном, архитектором Маурисио Роча, Грасьела Итурбиде ведёт записи и хранит свои архивы. Фотограф становится хранителем памяти людей и стихий, уделяя особое внимание деталям.
С годами работы фотографа, хоть и могут показаться менее реалистичными, преобразуются, освобождаясь от присутствия их обитателей. Для Грасьелы Итурбиде пейзаж является неотъемлемой частью человеческого существования. С начала 2000-х годов она позволила более созерцательному, почти метафизическому стилю проникнуть в её работы. Текстуры, тени, свет и стаи птиц (она даже посвятила фотоэссе этой теме) постепенно заменяют лица, но сохраняется глубина фотографии.
В рамках проекта «Naturata» с 1996 по 2004 годы Грасьела Итурбиде фотографировала кактусы Ботанического сада Оахаки, обрамлённые сетками и вуалями, скреплёнными верёвками. Она уделяет им столько же внимания, сколько и мексиканским обитателям.
В 2021 году Грасьела Итурбиде посетила каменоломни из алебастра и оникса в Текала. В этих снимках, созданных по инициативе Фонда Картье, 79-летняя фотохудожница отказалась от монохромности, чтобы увековечить розовые или безупречные минеральные блоки во всей их красоте. Этот духовный подход к миру, который можно назвать анимистическим, наделяет камни и людей памятью: памятью о предках, с которыми они могут общаться во время ритуальных церемоний, или памятью о происхождении этих вековых камней.
Возможно, именно это объединяет прошлые и настоящие изображения. Женщины, дети, мужчины, кактусы или камни: Грасьела Итурбиде всегда представляет нам портреты. В конце концов, она всегда обращается к пейзажам, к тем, что нам близко и окружает нас. Грасьела Итурбиде, кажется, воспринимает душу мира за границами нашего взгляда, за зеркалом.
Индивидуальность и общественные связи, материальность и духовность формируют контрастные образы, созданные Грасьелой Итурбиде начиная с 1970-х годов. Можно ли говорить о чётко очерченном «стиле Итурбиде»? В любом случае объект съёмки всегда задаёт тон, влияет на фотографа, который способен проникнуть в его глубины. За камерой фотограф становится исследователем и антропологом. Она изучает свои объекты с безупречной детализацией, фотографирует в черно-белом и цветном вариантах — это редкость для фотографа. Она запечатлевает каждый уголок Casa Azul и личные предметы Фриды Кало. В её творчестве прослеживается влияние Анри Картье-Брессона, Брассая, Йозефа Куделки, Тины Модотти и Себастьяна Сальгадо.
В 1987 году Грасьела Итурбиде была удостоена премии имени Юджина Смита, а в 1991 году она получила Приз международных конференций в Арле. В 2008 году ей была вручена престижная премия Hasselblad, самая высокая награда в мире фотографии.
Работы Грасьелы Итурбиде объединяют поэтичность и документальность, они являются эталоном современной латиноамериканской фотографии.
Ещё больше работ: http://www.gracielaiturbide.org/
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube