Продолжаю знакомить вас с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза. Сегодня в этом эксклюзивном интервью для Photar.ru в рубрике #Нашилюди мы пообщались с интересным российским фотографом из Москвы — Юрием Головченко. Его пейзажная фотография точно не оставит ваши сердца равнодушными.
Юрий, приветствую вас! Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажи о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Привет! Меня зовут Головченко Юрий и я пейзажный фотограф! На самом деле фотография не является для меня профессиональной деятельностью. Я непрофессионал, а продвинутый любитель. Являюсь лидером и основным фотографом ОПГ (организованная путешествующая группа) proДвинутые. Ну а по специальности инженер. На должности инженера отработал шесть лет. Но работа стала мешать основному увлечению, поэтому пришлось принять единственное возможное в этой ситуации решение.
И в мае 2017 я увольняюсь с работы и путешествую по России. Удалось побывать в разных регионах. Кавказ, Крым, Карелия и Кольский. Алтай, Приморье и Колыма. По возвращении решаю попробовать сменить деятельность и работать в сфере продаж спортивного и туристического снаряжения. Отработав 8 месяцев, вновь уехал в горы. В этот раз это были семь республик Кавказа, а также берега Белого и Баренцева морей. На данный момент вновь вернулся в окружение «палаточек», спальников, касок, ледорубов и прочего снаряжения, помогая другим собраться и подготовиться к их путешествиям.
Как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Фотография фиксирует определённый момент твоей жизни, к которому ты всегда можешь вернуться. Видел магию проявки фотокарточек. Немного снимал на плёночные мыльницы, считая каждый кадр. А с момента появления цифровых камер начал беспощадно забивать карты памяти фотографиями абсолютно разных жанров.
Со временем пейзаж вышел на первое место и прочно там закрепился. Мы путешествуем и видим красивейшие места. Яркие, красочные восходы и закаты, а также удивительные природные явления. Всем этим и хочется поделиться с людьми, у которых по каким-либо причинам нет возможности увидеть это своими глазами.
Юрий, на какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
Все камеры, которыми я пользовался, были от Canon. Только однажды, в самом начале творческого пути, мыльница от Nikon пыталась занять своё место в рюкзаке, но как-то не сложилось. Сейчас основная боевая связка — это старенький 6D+16-35. Которая уже тонула в Мультинском и Ладожском озёрах, но остаётся в строю. И 600D+70-200 для съёмок горных вершин. Ничего против других производителей не имею.
Для меня Canon, наверное, дело привычки. Также во время путешествий мы часто снимаем видеодневник, используя для этого экшен камеры GoPro и Sony. По софту в основном Photosop. Он полностью закрывает все необходимые мне задачи. Если нужно опубликовать что-то во время путешествия, то для обработки использую мобильную версию Lightroom и Snapseed.
Кто или что вдохновил вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора? Возможно, это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссёры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
Одним из первых, на кого обратил внимание, был Евгений Тимашев и его «Пейзаж в кадре» Александр Ермолицкий, ну и, естественно, Даниил Коржонов. Куда же без него? Из зарубежных фотографов нравились картинки Max Rive, Marc Adamus и Elizabeth Gadd. Она очень круто вписывает человека в пейзаж. Сейчас, конечно, список гораздо больше.
Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Мне сложно судить об узнаваемости или особом авторском стиле. Специально я ничего не делаю для этого. Каждая работа создаётся под настроение. Я предпочитаю снимать дикую природу без каких-либо объектов деятельности человека и в основном придерживаюсь двух направлений. Это съёмка горных пейзажей и морей. Остальные сюжеты — скорее стечение каких-то обстоятельств.
Юрий, как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой?
Я считаю, что до каждой камеры нужно дорасти, выжимая максимум из того, что имеется. Будь то телефон, компакт или зеркалка начального уровня. Когда технически камера неспособна выполнить твои задумки, то нужно идти выше.
Я заметил, что у вас в портфолио преобладает цвет. Юрий, всё-таки цветная или чёрно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Я всегда делаю фото в цвете, хотя бывает такое состояние природы, что складывается впечатление о чёрно-белом изображении. Мне казалось, что те, кто не умеют работать с цветом, уходят в ЧБ. Я не умею работать с цветом. Но меня это не останавливает.
Юрий, плёнка или цифра, почему?
Для меня только цифра. Прежде всего, это удобство. Ты сразу можешь посмотреть, увидела ли камера то, что ты хотел показать. И при необходимости подкорректировать. Поправить настройки или изменить ракурс. Полноценный творческий процесс с возможностью моментальной оценки получившегося. Благодаря этому от самой съёмки я, наверное, получаю больше эмоций, чем от результата. Огромный простор для экспериментов.
Я понимаю, что пейзажный фотограф снимает с естественным светом, но все же вы ведь используете иногда дополнительные источники если речь идёт о ночной фотографии?
Я почти не снимаю ночью. Исключение могут составлять полярные сияния или идеальное звёздное небо в горах. В любом случае искусственный свет я не использую. И в отличие от большинства фотографов, рад, если мне помогла с подсветкой луна.
Юрий, расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Сюжет в изображениях, на мой взгляд, это больше про тревэл. А в пейзаже обычно красивая картинка. Тревэл снимаю, но в основном для себя и редко публикую. Во время нашей проДвинутой экспедиции «Кавказ — территория гор!» грозы охотились за нами, и мы неоднократно попадали к ним в ловушку. Но самой неприятной встречей, пожалуй, стало столкновение со стихией в окрестностях озера Гижгит. Мы понимали, что гроза приближается, но ведь самые лучшие кадры бывают «за секунду до» И вот, когда вплотную за спиной громыхнуло, стало ясно, что мы явно задержались. Началась экстренная эвакуация вниз.
Ну как экстренная. Спускались мы, конечно, быстро, но я продолжал снимать. На горизонте видеооператор (работу которого в этот момент почему-то выполнял я), а за поворотом с нетерпением его ожидает стена дождя. По его словам, когда он отвернулся, чтобы поплотнее затянуть капюшон, в спину окатили как из ведра. Я же, злорадно хихикая, продолжал снимать видео, пока не начало заливать камеру. Вот теперь мы действительно начали сваливать!
К тому же мимо нас проскакал пастух, который кричал, что надо успеть до коша. Иначе карачун! Мембранка промокла за считаные минуты, а по макушке так стучал град, что я пожалел об оставленной в машине каске. Но когда лошадку начало качать, а пастуха сдувать с седла, пришлось искать хоть какое-то укрытие. Кое-как укрывшись от ветра за камнями, мы пережидали разгул стихии.
Больше всего в тот момент было жалко лошадку, которая также жалась к камням, пытаясь спрятаться. Дождь ушёл, ветер стих, а сквозь тёмные тучи начали пробиваться лучи солнца, подарив шикарный свет. В очередной раз убеждаюсь, что лучшее время для съёмки — это сразу после грозы. Ну и иногда «за секунду до…»
В той же поездке мы также поймали шикарный закат на плато Канжол. Как только по тенту палатки перестал стучать дождь, мы сразу вылезли наружу проверять теорию о съёмке после грозы. И она вновь подтвердилась. Через тучи пробивались лучи солнца, освещая долину и создавая фантастическую атмосферу.
Мы устремились к краю снимать, но столкнулись с проблемой. Ветер дул из долины, принося капли уходящего дождя. Я не успевал протирать объектив. Как только я убирал руку, складывалось впечатление, что кадр сделан под водой. В тот момент я подумал, что это был самый красивый закат, который я не смог снять. Но мы не сдавались и несколько кадров всё-таки удалось сделать.
Многие фотографы не умеют зарабатывать на своём творчестве. Вы могли бы дать какие-нибудь советы, которые могут помочь фотографам зарабатывать деньги?
Да, для заработка на фотографии нужно правильно выбрать жанр. На мой взгляд, пейзажная съёмка к этому жанру не относится. Можно окупать собственные поездки и периодически обновлять снаряжение. Но заработать большие деньги тут вряд ли удастся. Хотя я могу ошибаться, и лучше на этот вопрос смогут ответить наши коллеги, занимающиеся этим профессионально.
Юрий, как проходит ваш обычный съёмочный день?
Так же, как у большинства людей, день начинается с попытки подняться с кровати, также и у нас. День начинается с попытки вылезти из тёплого спальника в темную холодную ночь. Поскольку вставать приходится до восхода солнца, не у всех это получается. А дальше вылезаем из ночного укрытия, смотрим, что происходит вокруг, оцениваем перспективы предстоящего восхода и принимаем решение.
Если звёзд не видно совсем, не очень хорошо, надо подумать. Чистое звёздное небо тоже так себе, но нужно идти. Переменная облачность — идеально. Освещая себе дорогу фонариком, уходишь на запланированную точку съёмки. Иногда бывает и так, что, выходя без надежды поймать какой-либо свет, природа преподносит подарок. А вот на закатах ситуация часто обратная.
Сама съёмка может проходить по-разному. Можно прийти и понять, что ничего интересного сегодня не покажут, а можно застрять на несколько часов. В пейзаже нет точного сценария.
По возвращении, если нет в этот день перехода на другую локацию, можно ещё немного поспать. Особенно это актуально в летнее время. Когда ночи короткие. Поздний закат и ранний восход дают не так много времени на отдых, как хотелось бы. Когда спят любители ночной съёмки, вообще не представляю.
После этого можно изучить окрестности, если это новое место, или попытаться найти новые ракурсы на уже снимаемых точках. Если есть переход, то нужно успеть дойти, поставить лагерь и выйти на съёмки, ориентируясь и принимая решение, исходя из происходящего вокруг. Ну и возвращаешься к тому, с чего начинал. В свете фонарика идёшь обратно. Это идеальный расклад.
При неблагоприятном раскладе можно несколько дней просидеть внутри, размышляя, насколько крепкие дуги, какова ветроустойчивость и реальная водостойкость тента палатки. Ну а далее повторять всё — это необходимое количество дней.
Как вы считаете, ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
С каждым днём я всё дальше ухожу от реальности. Конечно, я никогда не занимаюсь коллажированием, но и за естественной цветопередачей и идеальной точностью не гонюсь. Бывает, что ничего не хочется менять, и снимок без какой-либо обработки готов к публикации.
Но иногда я довольно сильно могу изменить исходное изображение. Всё зависит от настроения. Изначально в надеждах попасть на какую-нибудь фотовыставку, старался использовать минимальное количество обработки. Сделать максимально достоверный снимок. Сейчас я оставил эту затею и «рисую» как захочется.
Юрий, что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Я снимаю пейзаж, и все поездки направлены на получение фото и видео материала. Было бы странно, ставя цель, не следовать ей.
Почему именно пейзаж, тревэл фотография?
Почему именно пейзаж? Так съёмка — это всё-таки второстепенное занятие. Первое и основное — это путешествие. Мы уходим и окружаем себя горами или застываем на берегу моря. Прежде всего созерцая и наслаждаясь моментом. А камера этот момент фиксирует.
Как выбираете, что именно станет сюжетом для тревэл или пейзажной фотографии?
Сюжеты приходят сами. Наверное, это то, с чего стоит вообще начинать фотографировать. Прежде чем нажать кнопку камеры, задай себе вопрос: что привлекло твоё внимание и что ты хочешь запечатлеть. Найди этот объект или явление природы и строй «историю» вокруг этого.
Поделитесь, как проходит подготовка ваших съёмок? Вы посещаете заранее место будущей съёмки?
Очень часто проводим разведку боем. Перед выездом я могу посмотреть фотографии доступные в сети. Как правило, это фото из отчётов туристических групп, а дальше ориентируюсь по местности. Если есть день без переезда или перехода, то да, днём могу отправиться на поиск съёмочных точек. Некоторые горные маршруты ходили налегке, оценивали перспективы. А после забрасывались и ставили лагерь.
Юрий, могли бы вы дать какие-то советы для тех, кто хочет привезти из путешествий хорошие кадры?
Прежде всего, нужно знать свою технику и понимать, что вы будете делать, когда увидите тот самый сюжет. Бывает, что у вас есть только несколько минут, а то и секунд. И будет обидно, если они уйдут на изучение настроек своей камеры. Получайте удовольствие от самого путешествия, даже если основная цель была получение снимков.
Пейзаж — тот жанр, где вы по своей воле не сможете поменять ситуацию. Если сегодня не «светонуло» расслабьтесь. Наслаждайтесь окружающей атмосферой. Поймаете кадр в следующий раз.
У вас есть свой подход к поиску сюжета и последующей обработке?
Для меня съёмка и обработка — две разных истории. Вот тут можно вернуться к сравнению документальной и художественной фотографии. Делаешь кадр и смотришь, есть ли то, что хотел показать. Это к вопросу о плюсе цифры. Захватывает сам процесс. Всё стремительно меняется, и ты, как спецкор, фиксируешь эти мгновения.
На обработке ты уже видишь готовую картинку. И тут уже эмоции могут быть другие. Тогда подстраиваешь под настроение или воспроизводишь те ощущения, которые были при съёмке.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Я снимаю только в России и по возможности передвигаюсь на личном автотранспорте. Поэтому на себе каких-то серьёзных ограничений я не ощущаю.
Юрий, может дадите совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Изучите немного теории и начинайте активно общаться с практикующими фотографами. Спрашивайте у них советов и проверяйте, насколько эти советы подходят вам.
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Для вдохновения рекомендую посмотреть фильм Матье Ле Лэ «Экстремальное искусство». А дальше рецепт довольно прост. Пейзажная съёмка — это о том, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте. Поэтому стоит не пожалеть денег и отправиться в фототур. Это даст большой шаг вперёд.
Там вы на практике поймёте, что такое пейзажная фотография, сможете перенять опыт у коллег. Хотя у нас мало кто любит много ходить и нести на себе весь арсенал пейзажника, да ещё и снаряжение для проживания, желательно отправиться в автономный тур. То есть с отрывом от цивилизации.
Так вы лучше будете чувствовать природу, чем, выпрыгивая из машины, пытаться поймать уходящий свет. С кем поехать, безусловно, важно, но я бы обратил больше внимание на место. Мы же говорим про фотографию, а не про тусовку. И если от самого места вы не будете кайфовать, то и на кадрах это отразится.
Расскажите, как вы находите места, которые планируете снимать? Как долго планируете поездку? Расскажите подробнее об этом.
Когда места труднодоступные, со сложной заброской, выбираю формат фототура. Организованной группой добраться проще. Если есть возможность самостоятельного путешествия, то предпочитаю ни от кого не зависеть. Открываешь карту, изучаешь рельеф и возможные интересные локации.
При наличии запаса по времени смотришь туристические отчёты. Загружаешь машину и на охоту за приключениями. Могу и спонтанно сорваться с места без особой подготовки и проработки маршрута. Иногда такие поездки оказываются более плодотворными. Пейзаж одновременно и простой, и сложный жанр. Тут многое зависит от удачи! Которая, рано или поздно приходит к каждому.
Ещё больше работ автора: ВКонтакте: com/yugrik 35Photo: pro/yug249
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube