Герберт Лист (Herbert List), выдающийся немецкий фотограф, сотрудничал с такими престижными изданиями, как Vogue, Harper’s Bazaar, Life и агентством Magnum Photos. Его строгие и классические чёрно-белые композиции, особенно его мужские фотографии, снятые в Италии и Греции, оказали значительное влияние на современное искусство и модную фотографию.
Безвременность – это первое слово, которое приходит на ум при описании фотографий Герберта Листа. Они вневременные, потому что обладают поэтичностью и минимализмом, исключая все ненужные элементы, чтобы передать глубину сущности. Объекты на снимках выделяются своей простотой и лишены признаков эпохи. В 27 лет Лист окончил школу Баухаус и встретился с фотографом Андреасом Файнингером, встреча, ставшая решающей и вдохновляющей для молодого художника, который искал наставника, способного помочь ему в художественных и эстетических выборах.
Фотографический самоанализ
В начале своей карьеры Лист снимал на двухобъективную аналоговую камеру Rolleiflex и фотографировал своих друзей и моменты из отпуска на Балтийском море, блуждая по улицам родного города. Вскоре он стал развивать и утверждать свой собственный стиль и взгляд, двигаясь далеко за пределы простой необходимости. Его стремление через фотографию понять свою истинную сущность стало больше, чем просто потребностью.
На одном из его фото, снятом в 1933 году, три мальчика сражаются. Одно из лиц едва заметно, но хорошо видны причудливые пряди волос. Остальные причёсаны или острижены коротко, их руки сжимаются, стараясь одержать победу. В то время Листу было 30 лет, и он всё ещё проживал в своём родном городе Гамбурге. Он только начинал свой путь в фотографии, но все его характерные черты уже были присутствуют. Они охватывали все его будущие работы: поэтичное изображение мужского тела, жёсткий солнечный свет Южной Европы и вечные темы, которыми он будет заниматься всю свою жизнь – исследование идентичности и эстетики.
1936-1948 годы: перемены и проблемы с самоопределением
Герберт Лист, будучи евреем, начал свою международную карьеру в эпоху роста антисемитизма в западных обществах. Под давлением нацистского режима он вынужден был покинуть Гамбург и отправиться в изгнание. В 1936 году он приехал во Францию после некоторого времени, проведённого в Швейцарии и Италии.
Следующий год принёс первое путешествие Листа в Грецию. Это было откровение, почти паломничество, когда он увидел древние пейзажи и фигуры, которые казались пробудившими что-то забытое внутри него. Он вернулся с той самой страстью, чтобы запечатлеть вечную красоту тела в тщательно продуманных композициях. Если есть что-то неизменное, то это древние памятники и мужские акты. Так что побуждает его сделать эти сцены вечными? Возможно, это сомнения в его собственном желании и его существовании, вызванные обществом, через которое он путешествует.
В то время, когда художники и интеллектуалы снова обращались к древним мифам, Лист нашёл ответы на свои личные вопросы в Греции и её истории. Подобно Жану Кокто, который создал целую мифологию в своих рисунках, текстах и фильмах, основанную на античной трагедии, и Пьеру Паоло Пазолини, пересмотревшему «Эдипа Рекса» и «Медею» на основе классических текстов, Лист нашёл разъяснение своему состоянию в Греции. Он иллюстрировал вертикальность колонн и монументальных статуй, а также людей, проходящих через эти вечные пространства.
Лист работал с плёночной камерой, что позволяло ему уделять внимание деталям и настройкам, включая то, как жёсткий солнечный свет отражается от кожи и акцентирует форму мышц, когда тело принимает определенную позу. Он находил искомую подлинность в поэтическом подходе к эстетике, внимательно продуманной до мельчайших деталей, без которых его фотографии были бы просто анекдотичными. В его кадрах можно заметить зеркала, оливковые ветви и другие детали, которые добавляют глубину и символический смысл. В его поле зрения всегда присутствуют «Давид» Микеланджело, работы Родена и Камиллы Клодель, которые служат призмами мысли, формируя наше восприятие, а фотограф превращается в скульптора.
С течением времени Герберт Лист стал всё более признанным и уважаемым фотографом. Его работы публиковались во многих известных журналах, включая Vogue, Harper’s Bazaar и Life. Он был связан с Magnum Photos, а его влияние на современную фотографию и моду трудно переоценить. Его строгие и эстетически прекрасные чёрно-белые композиции остаются памятником его таланту и вклада в искусство фотографии.
1948-1966: послевоенная фотожурналистика и портреты художников
После окончания Второй мировой войны, Герберт Лист решил сменить свою камеру на Leica — более лёгкую и компактную модель, позволяющую ему быть более подвижным и делать снимки на месте происходящего. Присоединившись к агентству Magnum Photos через Роберта Капу, он принял участие в грандиозном проекте под названием «Поколение X» — репортаже о европейской молодёжи в период первых тридцати послевоенных лет. Эти молодые люди были лишены структуры, переполнены воспоминаниями о войне и выросли в обществах с диктаторским режимом.
Фотографии Герберта Листа можно найти на первых полосах газет и обложках художественных журналов. Его стиль всё более приближался к фотожурналистике и социальной фотографии, сохраняя при этом тонкость восприятия и проницательность композиции.
Особенно выделяются его снимки уличной жизни, особенно пролетарских и рабочих районов Рима. Они передают суть повседневности людей, не погружаясь в мизерабельное и не умаляя экзистенциальной составляющей их существования, сохраняя при этом социальный контекст, который, возможно, был ими перенесён из их прошлого.
Герберт Лист, сам лишённый крепких родительских корней и сталкивавшийся с дискриминацией, смог с глубоким чувством раскрыть лица скромных жителей, иногда суровых, иногда радостных. Он сумел отвлечься от своих собственных проблем и вопросов, чтобы расширить свой кругозор и стать свидетелем жизни других людей.
В то же время Герберт Лист занимался созданием портретов художников своего времени, обычно друзей, которые позировали перед своими произведениями искусства. Музыканты, художники, писатели. С помощью фотографии он строил мост между собой и этими культурными и интеллектуальными деятелями своего времени. Он устанавливал связь между собой и их творчеством, которое часто оказывалось на заднем плане или в углу кадра. Он создавал диалог между различными способами восприятия мира и самим собой. Между портретами из мира искусства и сценами «обычной» жизни, запечатлёнными на улицах, Герберт Лист сумел сохранить определенный баланс, не теряя самого себя в огромной мирской суете и оставаясь связанным с проблемами своего времени.
В 1975 году, спустя более десяти лет после своего ухода из мира фотографии, Герберт Лист скончался в Мюнхене, Германия. Он посвятил себя коллекции «картин старых мастеров».
Сегодня Герберт Лист считается одним из величайших фотографов Европы XX века, поскольку он сумел объединить в своём творчестве искусственный, поэтический и личный подходы, а также фотожурналистский и портретный подходы, отражая своё время и его героев.
«Задача хорошего фотографа — видеть своё время своими глазами и запечатлеть его: события, жизнь современников, портреты, пейзажи, обычные вещи. Благодаря своему чувству выбора и тщательной композиции эти изображения должны быть не только отражением фотографа, но и воплощением духа его времени», — сказал Герберт Лист.
В городе Гамбурге будет организована выставка, посвящённая Герберту Листу. Эта исключительная ретроспектива охватит все аспекты его творчества в семи хронологических и тематических разделах: «Начало в Гамбурге», «Fotografia Metafisica», «Властные чары Греции», «Молодые люди», «Италия», «Портреты деятелей искусства» и «Фотожурналистика».
Ещё больше работ: https://herbert-list.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube