ISO и Динамический диапазон
Теперь давайте перейдем к более углубленным техническим тестам. И начнем с шумности матрицы. Камера получила тот же диапазон ISO, что был и у предыдущего поколения: базовый ISO 160-12800 и расширенный ISO80-51200. Для визуализации того, как шумит матрица, в наших обзорах мы обычно делаем синтетический тест в программе RawDigger. В чем он заключается: на всех значениях ISO создаются кадры на одинаковой выдержке и диафрагме при закрытой крышке. Далее, RAW-файлы открываются в программе RawDigger и выписываются значения по красному (зеленому или синему — это не так важно) каналу. Вот такой результат показала камера Fujifilm X-T4:
Здесь мы видим, что ниже значения базового ISO160 матрица шумит сильнее, но это незначительно и на конечном изображении разницы заметно не будет. После ISO400 идет падение уровня шумов до ISO640, далее происходит рост уровня шумов. Не совсем понятное падение после ISO25600, однако, опять же, падение незначительно и на конечном изображении этого не будет заметно. Но теперь давайте посмотрим на реальную картинку.
Как я и говорил, ISO80-160 по уровню шумов абсолютно одинаковы и визуально неразличимы. Более того, отсутствие какого-либо заметного уровня шумов продолжается вплоть до ISO1000.
На ISO1250 появляется малозаметный монотонный шум на светлых участках кадра.
Приблизительно на ISO3200 наблюдается появление цветного шума, однако, это все еще не вносит губительного влияния в характер изображения.
На ISO6400 зерно шума становится крупнее, шумы появляются на темных участках кадра, мелкие детали теряют в четкости. Это значение можно назвать пороговым. Далее, влияние шумов становится все более заметным, детализация ухудшается с каждым новым значением.
Тем не менее качество изображения на ISO12800 подойдет не только для публикаций в интернете, но и для крупноформатной печати. Качество картинки удивляет!
Значения ISO25600-51200, можно сказать, являются уже нерабочими значениями, тем не менее при переводе в ч/б, картинка будет вполне качественной.
→ Все исходники теста ISO можно скачать здесь.
Fujifilm X-T4 оснащен довольно качественным внутрикамерным шумоподавлением, которое настраивается в основном меню или в быстром меню по нажатию кнопки Q.
Доступен диапазон от -4 до +4. Значение 0 выставлено по умолчанию и соответствует, так скажем, среднему уровню шумоподавления. Примечательно то, что функцию шумоподавления отключить нельзя. Даже при -4 камера убирает цветной шум, при этом зернистость не уменьшается. При максимальном уровне шумоподавления +4 на высоких значениях ISO шумы незаметны, однако, детализация страдает очень сильно.
ISO12800
ISO25600
ISO51200
→ Исходники на всех значениях ISO при разных значениях шумоподавления: -4, 0, +4.
Я привел примеры работы внутрикамерного шумоподавления начиная с ISO12800, так как здесь его работа наиболее визуальна заметна и необходима. К тому же на более низких значениях ISO я бы не рекомендовал использовать усиленное шумоподавление, польку на этих значениях шумы все-таки не столь значительны и выглядят более естественно чем картинка обработанная шумоподавлением. Наилучшее качество изображения можно достичь при использовании этой функции в минусовом значении.
Не менее интересным является вопрос динамического диапазона. Тем более что Fujifim X-T4 обладает функцией расширенного динамического диапазона. Но для начала давайте посмотрим, каким ДД обладает камера при стандартных настройках. Для этого были созданы изображения при базовом значении ISO160 с компенсацией экспозиции от -5 до +5.
Exp | Исходник | Коррекция |
-1 | ||
-2 | ||
-3 | ||
-4 | ||
-5 |
При вытягивании теней доступно около 3-4 ступеней до появления явно выраженных шумов. Вытягивание 5 ступеней приводит к появлению довольно крупного цветного шума как на темных, так и на светлых участках кадра.
Exp | Исходник | Коррекция |
+1 | ||
+2 | ||
+3 | ||
+4 | ||
+5 |
→ Исходники тест динамического диапазона здесь.
При вытягивании деталей из светов, проявление шума не характерно. Без последствий можно вытянуть около 2-2.5 ступеней. Вытягивание более трех ступени приводит к сильной деградации цветов. Тем не менее это очень большой запас.
Для внутрикамерного расширения динамического диапазона доступно три градации — 100, 200 и 400 процентов. Причем расширение диапазона касается не только JPEG файла, разница заметна и на исходном RAW-файле. Для использования этой функции необходимо учесть, что 200 процентов усиления работает от ISO 320, а расширение 400 процентов от ISO640. Удобнее всего использовать эту функцию в значении Авто. Ниже, я уже не буду показывать исходник, однако, для сравнения будет тот же кадр при той же компенсации экспозиции, но без внутрикамерного усиления ДД.
Exp | Без усиления | Усиление 400% |
-1 | ||
-2 | ||
-3 | ||
-4 | ||
-5 |
При максимальном расширении динамического диапазона в 400 процентов из теней не получится вытянуть больше деталей, к тому же шумов становится значительно больше, а баланс белого немного отклоняется в сторону синего. В принципе, камера и без расширения динамического диапазона прекрасно себя показывает в тенях. А вот в светлых участках кадра дела обстоят иначе.
Exp | Без усиления | Усиление 400% |
+1 | ||
+2 | ||
+3 | ||
+4 | ||
+5 |
→ Исходники теста ДД на ISO640 при разных значениях усиления: 100%, 400%
Для светов расширение динамического диапазона сказывается весьма положительно. Запас в светах достигается невероятных 4-4,5 ступеней, и только вытягивание 5 ступеней дает деградацию цветов и не приводит к появлению новых деталей. Таким образом, 400 процентов усиления динамического диапазона увеличивает запас деталей в светах на две ступени.
Функция расширение динамического диапазона однозначно обладает хорошей эффективностью, особенно если стоит задача показать детали в светлых участках кадра. Однако, этим лучше не злоупотреблять, поскольку проявление шумов становится значителнее. Тем не менее, для большинства сценариев съемки отличным выбором будет использование этой функции в значении Авто.