В 2012 году моделью X-Pro1 компания Fujifilm положила начало весьма популярной среди фотолюбителей линейке компактных фотокамер под загадочным названием «Х». А продвинутая светочувствительная КМОП-матрица X-Trans собственной разработки позволила ей выделиться на фоне компактных современников других производителей.
Геометрический размер и 16,3-мегапиксельное разрешение матрицы были типичны для такой камеры, в отличие от архитектуры массива ее цветных фильтров с более случайной мозаикой красных, зеленых и синих элементов вместо привычно повторяющегося в других аппаратах GRGB массива Байера.
Эта означало, что фотоаппарат не нуждался в сглаживающем фильтре, который в матрицах того времени обязательно присутствовал для предотвращения возникновения муара и артефактов. Побочным эффектом применения такого фильтра было небольшое смягчение и размытие итогового изображения.
Не удивительно, что снятые с использованием матрицы Х-Trans кадры впечатляли своей высокой детализацией и по качеству могли конкурировать со снимками полнокадровых зеркальных фотоаппаратов того времени, а также имели приятную текстуру, похожую на пленочную. Обладавшая наряду с новой эффективной матрицей классическим дальномерным дизайном с физическими элементами управления, отделкой под кожу, а также великолепным гибридным видоискателем, гармонично комбинирующим оптические и электронные компоненты, камера стала настоящим хитом.
Однако в цифровой век четыре года являются очень большим сроком и за это время мы стали свидетелями появления других представителей серии, от бюджетных Х-A1 и Х-A2 до флагманской модели X-T1 в трех вариантах.
Вопреки мнению менеджера компании Fujifilm по оптическим устройствам и электронным продуктам обработки изображений Такаши Уено, считающего X-Pro2 лишь эволюцией своего предшественника, в новой модели реализовано множество абсолютно новых и кардинально усовершенствованных функций.
Для начала, давайте внимательнее посмотрим, что обновленный флагман серии «X» может нам предложить.
Обзор Fujifilm X-Pro2: характеристики
Fujifilm использовала аналогичные светочувствительные матрицы и графические процессоры во многих своих аппаратах, но к нашему случаю это не относится. Оба компонента X-Pro2 являются абсолютно новыми.
Давно знакомая нам 16,3-мегапиксельная матрица Х-Trans CMOS II заменена в Х-Pro2 на новую 24-мегапиксельную Х-Trans CMOS III, внешний вид и конструкция которой практически не отличаются от предыдущих чипов X-Trans.
Двуядерный процессор Cortex А, значительно улучшивший многие параметры нового аппарата в сравнении с X-Pro1, получил фирменное название X-Processor Pro.
Более чем двукратное увеличение скорости считывания данных новым чипом значительно ускорило работу автофокуса и следящей системы, электронный видоискатель стал более отзывчивым, а показатели серийной съемки достигли значения 8 кадров в секунду.
Скорость обработки процессором изображений увеличилась в четыре раза и положительно повлияла на качество видеосъемки в разрешении Full HD, при этом поддержка 4K видео в очередной раз отличилась своим отсутствием.
Кроме того, представители компании Fujifilm утверждают, что вторая X-Pro обладает улучшенными возможностями съемки в условиях низкой освещенности. С учетом увеличения количества пикселей в новой матрице в 1,5 раза это, безусловно, является серьезным достижением.
Еще одним улучшением стал новый, расположенный в фокальной плоскости, затвор, поддерживающий выдержки вплоть до 1/8000 секунды и синхронизацию со вспышкой до 1/250 сек. Говорят, что он работает тише и создает меньше вибраций, чем затвор X-Pro 1, а маркетологи Fujifilm обещают минимальный ресурс в 150 тысяч срабатываний.
Настройки чувствительности камеры охватывают стандартный диапазон значений ISO 200-12800, с поддержкой формата JPEG только с чувствительностью ISO 100 и формата RAW вплоть до чувствительности ISO 51000. Часть поклонников марки наверняка будет недовольна отсутствием возможности съемки в формате RAW c чувствительностью ISO 100.
Одна из выдающихся особенностей X-Pro1 — гибридный видоискатель —также продолжил свое развитие в новой модели. Теперь он стал называться «Усовершенствованный гибридный мультивидоискатель» (AHMVF) и обзавелся недоступной в первой X-Pro возможностью диоптрийной коррекции. Ранее такая корректировка могла быть проведена только путем установки дополнительных корректирующих линз.
Как и прежде видоискатель обеспечивает четкое и естественное отображение снимаемой сцены по оптическому каналу без временных задержек и индикацию границ кадра при различных фокусных расстояниях объектива. Он также сохранил все преимущества электронного видоискателя и возможность выбора между оптическим и электронным режимами работы.
Электронный компонент видоискателя реализован 12,5 мм панелью с разрешением 2,36 млн. точек (аналогичная установлена в модели Fuji X-T1), а частота обновления 85 кадров в секунду в режиме высокой производительности (High Performance) обеспечивает максимальную естественность и минимизирует временные задержки изображения, но об этом позже.
Как и в X100T, при использовании оптического режима видоискателя есть возможность выводить дополнительную информацию в углу кадра, в том числе увеличенную часть изображения для облегчения фокусировки.
Кроме того, электронный видоискатель имеет два режима отображения картинки, Pixel и Film, отличающихся глубиной резкости. Последний немного увеличивает изображение и помогает фотографу точно определить, какая именно часть кадра будет в фокусе и останется резкой.
Следуя традициям предыдущих моделей, на задней панели X-Pro2 производитель разместил все тот же 7,5 см дисплей, однако увеличенное до 1,62 миллиона пикселей разрешение делает его лидером среди всех фотоаппаратов серии «Х».
Разрешающая способность обновленного дисплея впечатляет, но многие фотолюбители будут разочарованы его строго фиксированным положением без возможности наклона и поворота, а также полным отсутствием сенсорных функций.
Новые разработки компании Fujifilm не оставили без внимания и систему фазовой автоматической фокусировки, которая получила увеличенный угол обзора и обновленный алгоритм фокусировки. В результате она стала работать еще быстрее, в т.ч. в режимах зональной и следящей фокусировки. В стандартном режиме система может похвастаться 77 точками автофокусировки, включая 49 точек фазовой детекции, при этом их количество может быть увеличено до 273 и 169 точек, соответственно.
Еще одним новшеством для фотокамер серии Х стал второй слот для карты памяти. Дополнительный слот уже стал стандартом для профессиональных и даже любительских зеркальных аппаратов, но в беззеркальном секторе раньше этим могла похвастаться только Leica SL.
Как и в большинстве других фотоаппаратов, пользователь может использовать вторую карту в случае заполнения первой, для резервного копирования снимков, а также для записи на разные карты файлов в форматах JPEG и RAW.
Традиционный для компании Fuji режим обработки изображения, имитирующий классические пленочные снимки, дополнен новой опцией Acros, названной так в честь одноименной черно-белой пленки.
По сравнению с уже имеющейся опцией Monochrome, новая имеет более мелкое зерно и большую резкость, а также увеличенную контрастность средних тонов. Кроме того, в режиме имитации пленки пользователю теперь доступен выбор между двумя вариантами зернистости.
X-Pro2 также предлагает любителям фотографии три режима энергопотребления: стандартный (Standard), экономный (Economy) и режим высокой производительности (High Performance). Именно последний режим гарантирует максимальную производительность системы автоматической фокусировки и высочайшую скорость работы электронного видоискателя (85 кадров в секунду) за счет быстрого расходования энергии аккумулятора, которого по заявлениям производителя должно хватать на 210 снимков.
В стандартном режиме скорость работы электронного видоискателя снижается до 54 кадров в секунду, что позволяет продлить жизнь батареи до 250 снимков. Если вы готовы пойти дальше, то снижение разрешения видоискателя до 3000 × 1000 точек в экономном режиме позволит сделать на одном заряде аккумулятора до 330 снимков.
Как мы все понимаем, реальная продолжительность работы фотоаппарата на одном заряде не всегда совпадает с заявлениями производителя, поэтому мы проведем более глубокое изучение этого немаловажного вопроса сразу же после попадания в наши руки полноценного серийного образца.
Обзор Fujifilm X-Pro2: компоновка и эргономика
Как утверждает Такаши Уэно, модель X-Pro2 является эволюцией X-Pro1, поэтому ее дальномерный дизайн будет знаком и привычен всем пользователям первого X-Pro. Это должно существенно облегчить переход со старой модели на новую, а несколько незначительных изменений в органах управления направлены на улучшение компоновки и упрощение использования.
Одним из наиболее важных изменений является то, что X-Pro2 подобно своему брату Х-T1 и последним объективам Fujinon WR перестал бояться капризов погоды.
Его корпус вылит из алюминиево-магниевого сплава и состоит из четырех отдельных частей, в отличие от трех частей корпуса X-Pro1. Нижняя панель новой модели стала отдельной деталью. Несмотря на практически идентичную форму, X-Pro2 сидит в руках фотографа гораздо надежнее, т.к. корпус покрыт в месте обхвата рифленым резиноподобным материалом.
Кроме того, кнопки быстрого меню и фиксации автофокуса менее склонны к случайным нажатиям, несмотря на прежнее расположение на задней панели корпуса.
Знакомые с моделью X-Pro1 читатели уже наверняка обратили внимание, что вышеупомянутая максимальная скорость затвора новой модели 1/8000 секунды в два раза превосходит аналогичный показатель предшественника, составляющий «всего» 1/4000 секунды. Колесико регулятора выдержки осталось на своем месте на верхней панели.
Под этим колесиком расположено еще одно, отвечающее за регулировку чувствительности. Установленное на момент съемки значение ISO можно увидеть сквозь маленькое окошко в верхней части селектора выдержки. Чтобы изменить его, просто потяните вверх и поверните колесико регулировки чувствительности. Такая схема позволяет не только эффективно использовать пространство, но и быстро вносить необходимые корректировки.
Рядом с этими регуляторами и чуть выше места, куда вы обычно ставите большой палец, расположился хорошо знакомый селектор компенсации экспозиции. Диапазон его значений расширился на целую единицу в обе стороны и позволяет фотографу компенсировать освещенность снимаемого объекта на величину +/- 3EV. В то же время новая опция C позволяет увеличить компенсацию еще больше — вплоть до +/- 5 EV.
В правой верхней части корпуса X-Pro2 на передней и задней панели появились два новых регулировочных колесика, предназначенные для изменения диафрагмы при использовании объективов без регулировочного кольца. С их помощью также возможна регулировка выдержки или компенсации экспозиции.
Наиболее существенным изменением на задней панели обновленной фотокамеры стало появление нового контроллера в виде миниатюрного джойстика. Скорее всего, он предназначен специально для выбора точки автофокусировки, хотя с его помощью можно также перемещаться по меню и выбирать различные опции.
Пользователи обязательно одобрят появление джойстика, поскольку он существенно ускоряет выбор точки фокусировки. Новый элемент управления с большой вероятностью унаследует и модель X-T2, если и когда компания Fujifilm решит обновить существующую X-T1.
При более подробном рассмотрении второго поколения X-Pro можно найти множество других внешних и внутренних изменений системы управления.
Так, кнопки выбора режима работы затвора, автоэкспозиции и автофокуса, которые находились слева от дисплея X-Pro1, переехали на новые места. Режим работы затвора теперь изменяется с помощью верхней кнопки направления, расположенной над круглой кнопкой «Menu», а кнопка «AE-L / AF-L» (блокировка автоэкспозиции / блокировка автофокуса) была разделена на две самостоятельные кнопки управления, которые теперь расположены сверху и справа от дисплея фотокамеры.
Система меню также претерпела изменения. В целом меню стало понятнее и проще в использовании, на каждой его странице теперь восемь строк вместо семи в первой X-Pro. Кроме того, в меню был добавлен раздел «Мое Меню», в который фотограф может самостоятельно включить 16 наиболее часто используемых параметров для последующего быстрого доступа.
Пользоваться фотоаппаратом стало удобнее, а обновленный оптический компонент гибридного видоискателя заметно расширил его возможности. Более того, изменение режима работы видоискателя с помощью маленького рычага на фронтальной панели оказалось на удивление простым и удобным.
Обзор Fujifilm X-Pro2: производительность
Использование проверенных и хорошо известных комбинаций светочувствительных матриц и графических процессоров во многих предыдущих фотокамерах компании Fujifilm позволяло экспертам с большой степенью вероятности предугадать качество снимков, которые они будут делать.
Однако с новой матрицей и процессором X-Pro2 делать подобные выводы практически невозможно.
Fujifilm дала мне возможность ознакомиться с несколькими снимками и сравнить их с результатами конкурирующих компактных и полноценных зеркальных фотоаппаратов других производителей.
Анализ фотографий подтвердил способность камеры делать снимки, которые смотрятся естественно и не страдают от чрезмерной резкости или связанных с ней артефактов, при этом посторонние шумы не были заметны вплоть до светочувствительности ISO 6400.
Благодаря увеличенному разрешению матрицы детализация изображений ожидаемо оказалась более высокой, чем у X-Pro1, однако более точные результаты будут доступны только после тщательного тестирования серийного образца Fujifilm X-Pro2.
Кроме того, потенциальным покупателям будет очень интересно узнать, как новый аппарат справляется со съемкой спортивных и других активных мероприятий. И, хотя разработчики X-Pro2 и не думали делать из нее экшн-камеру, улучшенная система автоматической фокусировки должна обеспечить отличные результаты съемки быстродвижущихся объектов.
Обзор Fujifilm X-Pro2: первые выводы
Мои первые впечатления говорят о том, что давно ожидаемое обновление линейки X-Pro не разочарует поклонников продукции именитого японского производителя. Компания Fujifilm благоразумно сохранили качества и черты, привлекшие огромное количество фанатов оригинальной модели X-Pro1, в том числе ретро-стиль, дальномерный дизайн и физические элементы системы управления. При этом такие ключевые компоненты, как светочувствительная матрица и гибридный видоискатель, были значительно улучшены.
Скачок от 16 к 24-мегапиксельной матрице должен обеспечить заметное повышение детализации фотоснимков без значительного увеличения размера файлов и количества шумов, а новый графический процессор обещает закрепить полученные преимущества и поднять качество картинки на недосягаемую ранее высоту.
Унаследованная от предшественника схема управления получила весьма разумные дополнения, наиболее весомым из которых стал миниджойстик на задней панели, существенно ускоряющий выбор точки автофокусировки. А переработанное меню, дополненное новым настраиваемым разделом «Мое меню», придется по вкусу настоящим любителям фотографического искусства.
Тем не менее, более-менее объективную оценку эффективности и целесообразности всех внесенных производителем изменений и улучшений можно будет дать только после полноценного тестирования новой модели.
С целью недопущения путаницы компания Fujifilm разъяснила потенциальным клиентам местоположение нового фотоаппарата в модельном ряду серии «Х». Компактные и беззеркальные модели с дальномерным дизайном, такие как X-Pro2, X100Т и новая X-E2S будут подпадать под одну категорию, а внешне похожие на зеркальные модели типа X-T10 и X-T1 войдут в другую.
И X-Pro2 и Х-Т1 предназначены для одного и того же круга продвинутых пользователей, а различный дизайн фотоаппаратов дает фотографам возможность выбрать более подходящий по стилю и удобству использования.