Про штатив, пульт или тросик рассказано в миллионе статей. Я же хочу подробнее остановиться на выборе места съемки и полезных мелочах, которые сделают процесс… приятнее и комфортнее.
Приходить заранее
Приходить на выбранное место лучше сильно заранее, за час, а лучше полтора до начала действия, по моему опыту, если подойти за полчаса — лучшие места уже будут заняты, фотографов очень много, да и просто публики во время праздников в таких местах предостаточно. А стоять лучше в первом ряду, чтобы спины и затылки людей не мешали съемке и не угрожали оборудованию.
Тепла много не бывает
Обязательно захватите с собой термо-стакан с чаем или кофе, а лучше парочку, как бы жарко не было днем — вечером, как садиться солнце, всегда холодает. Обувь должна быть максимально удобной, неподвижно стоять полтора часа — не самое простое занятие. И обязательно берите ветровку или другую теплую одежду с расчетом на то, что будет на 5-7 градусов ниже, чем днем, а когда вы стоите на одном месте без возможности отойти от техники, ощущаться температура может и на все 10 градусов холоднее. Да еще к тому же в самых лучших обзорных местах, как назло гуляет сильный ветер.
В общем лучше выглядеть капустой в трех одежках, чем не дождаться часа Х и сбежать греться в соседнее кафе или в машину.
Да и машину, как правило, тоже приходиться оставлять достаточно далеко, т.к. во время всех праздничных гуляний улицы перекрывают иногда и на 2-3 км от лучших мест съемки и там не то что припарковаться рядом нельзя, часто и просто пройти запрещено. Яркий пример: на Большом Москворецком мосту и прилегающих набережных, всегда за полчаса-час до фейерверка находится запрещено.
Четкий план и вариант “Б”
При подготовке к съемке необходимо узнать заранее, где будут располагаться площадки с орудиями. Тут вам может помочь эта ссылка — тут есть стандартные места расположения площадок запуска фейерверков в Москве.
Где именно будет салют, лучше всего проверить в день запуска, т.к. иногда по разным причинам его могут отменить или попросту не проводить запуск на определенных площадках.
Обязательно обращайте внимание за какой год публикацию вы смотрите, будет неприятно узнать на месте, что вы приехали, а фейерверка не будет.
Всегда готовьте один или два запасных варианта, чтобы в день съемки не пришлось заново перетряхивать все карты и ссылки.
Место, место и еще раз место
Далее смотрим по гугл или яндекс панорамам, с каких высоких точек есть прострел, на интересующее нас место. Отлично подойдут мосты, только обязательно проверьте, есть ли там пешеходная часть. Если нет тротуара — снимать не разрешат, заметят и выпроводят в самый неподходящий момент, не надейтесь. Пешеходная зона есть не везде, с основных мест на третьем транспортном например снимать нельзя, хотя там есть отличные видовые точки.
Так же отлично в кадре смотрится вода на переднем плане, в ней отлично отражаются залпы.
Помимо мостов отлично подойдут изгибы набережных, крыши домов, если у вас есть возможность попасть на них.
В день массовых мероприятий попасть на крышу особенно сложно, и дороже, чем в обычные дни.
Если вы выберете место очень близко к пусковой площадке, объектив должен быть как можно более широкоугольным, и желательно с переменным фокусным расстоянием.
Лучше всего конечно заранее съездить и присмотреться, не мешает ли что-то обзору, например, здания, деревья или провода.
Дым и ветер
Далее очень важный момент, посмотрите в прогнозе погоды в какую сторону будет дуть ветер, в этом может помочь, например, Яндекс.Погода. Задача — выяснить в какую сторону ветер будет сдувать дым от залпов. Если в вашу сторону, то съемка может не получиться. После первого же выстрела придется снимать через дым от предыдущих залпов.
Небольшие полезности
Если вы снимаете первый раз, лучше перестраховаться и захватить с собой объектив с переменным фокусным расстоянием, чтобы можно было подрегулировать кадр на месте, т.к. сначала непросто рассчитать насколько далеко от вас будут залпы.
Если у объектива и камеры есть стабилизатор, отключите их в настройках камеры, т.к. при съемке со штатива они не нужны, но могут серьезно помешать.
При выборе места важно обращать внимание не только насколько хорошо будут видны залпы, но и на то, что еще будет присутствовать в кадре, заранее выбирайте архитектурный акцент и пока ждете поснимайте его при свете включившейся ночной подсветки.
Выстраивайте композицию с расчетом на то, где по вашему мнению будет цветок раскрывшегося салюта и учитывайте, что он будет в два, а то и в три раза выше, чем большинство архитектурных ансамблей.
Заранее поэкспериментируйте экспозицией, чтобы было видно сами здания, а подсветка и свет фонарей не были “пережжёнными”.
Выдержка при съемке салюта как правило от 3 до 6 секунд, остальные параметры съемки вам продиктует освещенность основной сцены, салют как правило чуть ярче подсветки зданий и фонарей.
Учитывайте, что времени на съемку будет максимум 5 минут, так что подготовиться нужно оченьдотошно.
На всякий случай чек
Перед самой съемкой поставьте новый аккумулятор, проверьте оставшееся место на карте памяти, и при необходимости поставьте новую, протрите объектив)
Как получить шедевральный кадр?
Чтобы поймать в кадр несколько цветков салюта или целую композицию вам понадобится ND-фильтр, чаще всего я использую B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO. Дело в том, что это фильтр с переменной плотностью, это дает возможность очень быстро поменять экспозицию, не тратя драгоценные минуты (как правило, городские фейерверки редко длятся более 5 минут) на смену фильтра, что в толпе и темноте делать и неудобно и опасно для техники.
Так же на фестивалях фейерверков я пользуюсь ND-фильтром B+W XS-PRO DIGITAL 810 ND MRC NANO.
ND –фильтры дают возможность увеличить экспозицию до 15-30 секунд без риска засветки на ярких объектах в кадре, таких как, например, архитектурная подсветка. Чем больше время экспонирования, тем большее количество залпов вы сможете заснять и тем насыщеннее и интереснее будет фотография.
Еще один плюс длинных выдержек — поверхность воды в кадре получается идеально гладкой, как зеркало и отражения вспышек на ней смотрятся просто отлично.
Если же задачи сильно увеличивать выдержку нет, как например на частных мероприятиях или при съемке с большим скоплением народа, то я всегда использую защитный фильтр B+W F-PRO 486 UV/IR CUT, так как при близко разрывающихся фейерверках, лучше дополнительно защитить объектив. Так же этот фильтр необходим в плохих погодных условиях, когда во время съемки начинается дождь или снег, как часто бывает во время салюта на 23 февраля.
Отличных вам кадров!
Самый полный каталог светофильтров B+W доступен в интернет-магазине Digify.ru