Фотограф Magnum Оливия Артур: Скрытая глубина человеческой жизни

фото: Olivia Arthur

Этим интервью мы продолжаем знакомить вас с талантливыми женщинами фотографами, а вместе с тем и с фотографами агентства Magnum. Сегодня таким фотографом стала Оливия Артур (Olivia Arthur). Она родилась в Лондоне, но с самого детства путешествовала со своей семьёй по всему миру, так как её отец был дипломатом.

на фото: Olivia Arthur

Вероятно, именно благодаря частым путешествиям с отцом и подтолкнуло Оливию посвятить жизнь фотографии и тем самым продолжить своё путешествие, но уже в качестве фотографа-документалиста. Теперь она готова к постоянным поездкам и исследованиям, в частности в странах Ближнего Востока и Азии.

Собственно, по этой причине она называет своим домом не определенное место, а чувство принадлежности к тому или иному городу или даже стране. Это также повлияло на то, почему на своих фотографиях она изображает людей в разнообразных местах по всей планете, а также раскрывает неизведанные аспекты их жизней и изучает смешанные культурные местных сообществ.

Как рассказала Оливия, она полюбила фотографию, будучи студенткой работая в местной студенческой газете Оксфордского университета, где тогдашняя девушка изучала математику. После окончания университета Оливия отправилась изучать фотожурналистику в Лондонский колледж коммуникаций, а уже в 2002 году стала обладателем награды «Лучший студент-фотограф по версии The Guardian».

фото: Olivia Arthur

В 2003 году Оливия Артур пошла работать внештатным фотографом в Дели, Индия, где провела два с половиной года. За то время, что она была в Дели, Оливия раскрыла в себе неугасающий интерес к жизни женщин, а вместе с тем изменила свой подход к фотографии и нашла баланс и спокойствие среди окружающей её суеты и хаоса.

В 2006 году ей довелось пожить в Италии в «творческой лаборатории» Fabrica, которая расположена в отдалении от больших городов, где работала над личными проектами. Когда Оливию попросили предоставить несколько работ для коллективной выставки, которую планировалось провести в центре Жоржа Помпиду в Париже, знаменитая фотограф отправилась на границу Европы и Азии и путешествовала вдоль неё на протяжении четырёх месяцев.

Всё это было нужно для поиска идеальной истории, посвящённой женщинам на Востоке и Западе и их различиям в жизни. В окончательный проект, получивший название The Middle Distance (Средняя дистанция), вошли документальные истории из Турции, Грузии, Азербайджана, Казахстана и в том числе из России. В частности, в этом проекте Оливия рассказал истории молодых женщин, которым предстояло сделать выбор между обучением, работой и семьёй.

фото: Olivia Arthur

После того как она отсняла серию фотографий для «Средняя дистанция» она отправилась в Иран и Саудовскую Аравию, где открыла для себя совершенно новый подход к съёмке. Серия фотографий саудовских женщин обернулась её первой фотокнигой, которая получила название Jeddah Diary (Дневник Джидды) и была выпущена в 2012 году.

В 2010 году уже достаточно известная женщина фотограф взялась за долгосрочный проект «Индийские истории», он содержал несколько линий повествования. В том же году она совместно со знаменитым фотографом Филиппом Эбелингом, за которого впоследствии и вышла замуж, открыла Fishbar — лондонское арт-пространство для фотографов и издателей.

В ряды агентства Magnum Photos Оливия присоединилась в 2008 году в качестве стажёра, а полноценным участником стала в 2013 году.

фото: Olivia Arthur

Во второй книге Stranger (Чужак) (2015 г.), материал для которой она собирала в то время, когда проживала в Дубае, Оливия рассказывает о преобразовании ОАЭ за последние 50 лет. В фотографиях, которые вошли в эту книгу она постаралась представить, как бы страна выглядела в глазах выжившего в действительно произошедшем в 1961 году у побережья Дубая кораблекрушении.

Важным аспектом при выходе книги был её дизайн, книга была напечатана на прозрачной бумаге, что позволило читателю найти новые слои и грани повествования, а также взглянуть на некоторые вещи через призму других явлений.

Тогда Оливия объясняла, что дизайн этой книги также является частью «многослойного» повествования, потому что именно такой дизайн создаёт эффект погружения, объединяя изображения с текстом и позволяя тем самым ощущать историю на разных уровнях восприятия.

Я предположу, а вам остаётся лишь согласиться или нет с моим суждением, что отличительной чертой творчества Оливии стал тот самый «Дух» многогранности тех личностей, которых она документирует. Однажды в интервью для New Yorker она сказала: «Для меня один из аспектов силы фотографии заключается в неоднозначности смыслов, в возможности дать зрителю намёк на происходящее без необходимости раскрывать все детали истории. Фотографы всегда ищут способы передать атмосферу события, не рассказывая об очевидном».

фото: Olivia Arthur

Атмосфера и передача её через фотографию и стало ключевой задачей и в проекте Deutschlandreise (Путешествие по Германии), над которым знаменитая фотодокументалистка работала в 2013 году. Что интересно, так это то, что она работала вместе с ещё тремя другими молодыми фотографами Magnum — их попросили отправиться в путешествие по разным уголкам Германии и посредством фотографий рассказать о том, какой они увидели страну и её жителей.

Знаменитая фотограф отправилась в Бонн, где когда-то прошло часть её детства, и посетила местный ежегодный карнавал. На её фотографиях можно увидеть причудливую атмосферу карнавала, который контрастирует с обыденной жизнью города. Можно заметить весь спектр тем, которые интересуют Оливию, — отличительные черты культур, «многослойность» смыслов и стремление открыть ранее неизведанное.

В этом интервью Оливия рассказывает об источниках мотивации, с каким оборудованием она работает и о том, на что она готова ради создания хорошей истории.

фото: Olivia Arthur

Оливия, почему вы выбрали документальную фотографию как способ рассказать историю?

Если честно, мне очень нравится, как фотография помогает исследовать и открывать неизведанное. Она даёт мне возможность узнать больше о мире и людях, которых я встречаю. Познакомиться с новой культурой. Это как способ разбить на небольшие секции то, что мы знаем об окружающем мире – это и есть то, ради чего я занимаюсь документалистикой.

Как вы рассказали перед интервью, фотопроект «Средняя дистанция» — это ваш первый проект, не предназначенный для публикации в изданиях. Это первая фотокнига, которую вы издали самостоятельно. Повлияло ли это на ваш стиль и технику съёмки? Почему был сделан такой выбор?

Думаю, я пошла на этот шаг так как тогда я впервые работала с чем-то, не имеющим определенной линии повествования. Мне безумно хотелось взглянуть на происходящее шире, и я более свободно подошла к съёмке, что и привело к созданию совершенно разноплановых фотографий. Всё что попадало в мой объектив, могло и стало частью итогового проекта, и я не переставала искать интересное в своём окружении. Это была утомительная работа, но благодаря ей я почувствовала вкус свободы!

фото: Olivia Arthur

Абсолютно все ваши работы, даже те, на которых нет людей — это многогранный экскурс в жизнь людей, которых вы фотографируете. Вы это сделали намеренно?

Честно говоря, часто такое происходит отчасти подсознательно. Это то, к чему у меня всегда была предрасположенность. Мне нравится идея, что на изображения можно смотреть раз за разом и все время находить что-то новое. Мом фотографии отражают спокойствие. Именно так я и провожу время с другими людьми. А ещё, я надеюсь, что, когда люди смотрят на мои работы, они испытают ту связь с людьми или ситуациями, которую пережила я делаю ту или иную фотографию.

Говоря о людях, которых вы часто снимаете для долгосрочных проектов, как долго вы обычно выстраиваете отношения с ними, прежде чем начнёте фотографировать их? И что именно вам хочется показать в этих людях, что вы в них ищете?

Все сложно! Это целый процесс. Сначала я встречаюсь с ними, провожу некоторое время. Иногда значительный период времени мы просто бродим по каким-либо мероприятиям для того, чтобы я смогла получше узнать их, а они меня.

Иногда мне разрешают остаться у них на ночь, и все становится ещё интереснее, а иногда всё это происходит буквально мимолётно. В некоторых случаях я снимаю людей и сразу чувствую ту самую связь и возможность добавить к этому нечто своё. Вот что я ищу в людях если хочу рассказать их историю.

фото: Olivia Arthur

Я правильно понимаю, что все люди, которых вы фотографируете, изначально знают о том, что они в прицеле вашего объектива?

Так и есть, хотя я могу предположить, что у меня есть пара спонтанных снимков, но я не любитель уличной фотографии. В моём личном проекте «Чужак», всего несколько таких кадров, потому что я старалась передать эмоции человека, вернувшегося в этот город и бродящего по улицам в попытках понять, каким стало это место после его длительного отсутствия.

Так что да, бывает по-разному, но в большинстве случаев я стараюсь заранее выстроить взаимоотношения с теми, кого буду фотографирую. Работа над этими проектами занимает много времени, так что зачастую много времени уходит на налаживание доверительных отношений с людьми, а не простое сотрудничество на уровне фотограф-модель.

Поправьте меня, если я неправ, но из-за того, что вы женщина, при работе над проектом «Дневник Джидды» у вас было больше возможностей для съёмки саудовских женщин, чем могло быть у мужчины-фотографа.  Верно? Помогал ли вам статус женщины-фотографа при работе над другими проектами?

Я часто, хотя нет — практически всегда работаю с женщинами, представляющими более консервативные сообщества, и скорее всего, если бы я была мужчиной такая съёмка была невозможной. Кроме того, я думаю, что людям было легче открываются мне, поскольку я женщина. Мне кажется, что зачастую они реже видят во мне профессионала и общаются как с обычным человеком.

фото: Olivia Arthur

Вы также известны тем, что в рамках ваших проектов используете совершенно разные фотокамеры и разный формат плёнки, в том числе разного формата цифровые камеры. Поделитесь с нами, что повлияло на тот или иной выбор?

Если говорить о форматах плёнки, то тут всё просто — чем больше формат, тем медленнее процесс. А значит это напрямую связано с тем, насколько динамичным я буду делать тот или иной проект. Скажу так, иногда лучше подойти к делу более сосредоточенно, в иных случаях от меня требуется больше импровизации. Также бывает, что я использую оба подхода. Как вы поняли, всё зависит от ситуации и тематики проекта.

Что касается камер, то я часто использую как цифровые, так и плёночные фотоаппараты. Если говорить о цифре, то мой выбор — это серия фотоаппаратов Canon EOS 5D, поскольку они, обеспечивают гораздо большую свободу при съёмке в любых условиях.

фото: Olivia Arthur

Кстати, вы могли заметить, что в «Чужаке» плёночные изображения выглядят более спокойными, чем снятые на цифровую камеру. Но мне бы хотелось верить в единство восприятия, даже если при создании изображений я использую совершенно другую камеру или другие форматы.

Я также люблю эксперименты, к примеру при работе над «Путешествием по Германии» все фотографии были сделаны на цифровую камеру, что развязало мне руки, и в итоге я смогла свободно выбирать желаемый тип съёмки.

Думаю, что камера серии Canon EOS 5D отлично справляются с такой задачей. Мне всегда нравились камеры этой компании, поскольку её легко использовать при любых условиях. Она быстрая и позволяет создавать фотографии без лишних хлопот. В первую очередь я выбрала эту камеру за возможности съёмки при слабом освещении — в таких условиях с плёночными камерами испытываешь некую сложность.

фото: Olivia Arthur

Какие объективы вы обычно используете с камерами серии Canon EOS 5D?

Тут всё просто: Canon EF 50mm f/1.2L USM — это мой универсальный объектив, он прекрасно для разного плана съёмок. А вот для общих планов и документальной съёмки я выбираю Canon EF 35mm f/1.4L II USM. Блинчик Canon EF 40mm f/2.8 STM делает камеру легче и незаметнее, поэтому я беру его, когда нужно скрыться из виду прохожих.

Я слышал, что вы прошли обучение дайвингу специально для съёмок на месте крушения судна MV Dara?

Всё верно. В рамках исследования я познакомилась с дайверами, которые точно знали, где затонул корабль. После того как я прошла обучение, попросила их отправиться туда вместе со мной. Это было необычное ощущение, ведь я впервые погрузилась под воду где-либо, помимо бассейна — это было здорово.

Необычное ощущение находится на дне с обломками корабля, информацию о котором я собирала целых три месяца, и это было действительно захватывающе. Подводные кадры с места крушения, которые можно встретить среди других моих работ проекта о Германии, помогли в создании эффекта воспоминаний, выжившего в крушении много лет назад.

Подводную съёмку я проводила на цифровую камеру Canon EOS 5D Mark II со специальным аквабоксом, который, по сути, был плотным полиэтиленовым пакетом.

Я также могла нажимать кнопку спуска затвора, но поскольку у меня не было доступа к диску управления, я выбрала автоматический режим. Да это и к лучшему, ведь мне просто нужно было убедиться в том, что камера будет работать так, как нужно, и это облегчило задачу.

фото: Olivia Arthur

Трудно ли было вам, как женщине строить карьеру в сфере художественной и документальной фотографии? Как вы преодолели те или иные трудности?

Когда я пришла в фотографию, то смотрела на всё окружающее меня с позиции журналиста. Кроме того, изначально я работала исключительно по заказу газет и журналов. Затем меня перестало удовлетворять такое положение дел.

Со временем я поняла, что СМИ, на которые я работала, часто используют фотографии не только мои, но и других фотографов, не по назначению. Они просто брали снимки и заполняли пустые пространства в статье. Поэтому с появлением новых возможностей я начала работать с другими клиентами.

Например, мне очень понравилось снимать для фотофестивалей в Брайтоне, Англия, и Мумбаи, Индия, а также работать в Халле, когда это место стало центром культуры Англии. Все благодаря тому, что они предоставили мне свободу и возможность запечатлеть то, что для меня действительно было важно.

Что касается трудностей, то всем нам было трудно, не существует единственно верного пути. Но нужно искать возможности, демонстрировать то, чем ты отличаешься от других, и применять нестандартные методы! Только так можно добиться успеха.

фото: Olivia Arthur

Как работа в агентстве Magnum Photos, повлияла на ваш взгляд фотографа?

Когда я пришла в Magnum, я стала фотографом более высокого уровня. Агентство всегда оказывает большое влияние на всех нас. А так как мне очень нравится рассказывать истории, я предпочитаю проекты отдельным фотографиям.

Более того, мне всегда казалось, что в Magnum делается акцент на проектах, и именно это делает данное агентство особенным. Тут у нас фотографы считаются не просто людьми, создающими изображения, к ним более уважительное отношение.

Каковы ваши планы на будущее?

Для начала я хочу завершить работу над проектом Private/Mumbai (Мумбаи/Личное), который посвящён гендерным вопросам в Индии. Кроме того, я все чаще провожу время в Великобритании и хочу найти время на завершение «Индийских историй». Это тот проект, к которому я возвращаюсь снова и снова. Меня мотивирует мой опыт жизни в Индии — это небольшие истории, отражающие влияние британской классовой системы на сообщество и местные касты. А ещё, у меня есть несколько личных проектов, над которыми можно работать без длительных поездок, но у меня совсем нет времени завершить работу над ними, а так бы хотелось.

фото: Olivia Arthur

Как с изменением всей отрасли изменилась ваша работа?

Я бы хотела прояснить, что моим основным источником заработка является работа по заданиям от агентств, но я также принимаю участие в выставках и выпускаю книги. Я думаю, что книги наиболее точно отражают мою деятельность, и в таком случае моя работа очень сильно изменилась с момента начала карьеры.

Свою первую книгу я выпустила в 2012 году, но даже за прошедшие с тех пор несколько лет фотокниги стали гораздо популярнее. Думаю, что теперь создание и производство книг стало более доступным, но вот выделиться из толпы на рынке книг стало гораздо сложнее.

Можете ли вы дать совет начинающим фотографам-документалистам?

Конечно — освещайте то, что вам важно, и работайте над тем, что вам нравится. Будьте честны с собой и с окружающими вас людьми. Вы можете не добиться признания или денег, поэтому пусть ваш путь станет источником приятных воспоминаний. Так вы сможете создавать более качественные и искренние работы, а это повысит шансы на достижение успеха. Никогда не отступайте.

Ещё больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте: oliviaarthur.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзен, Telegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь