«В тот день, когда я узнал о Kodak Aerochrome, я понял, что эта пленка должна быть у меня», — поделился фотограф Фернандо Шиотто (Fernando Sciotto) во время интервью для журнала The Phoblographer. «Срок действия этой пленки истек уже очень давно, а еще она давно снята с производства, уже много лет как. Но цвета, которые она выдает просто нереальны. Это мистика, а истории об этой пленке казались мне стихами, поэтому я купил ее, зная, что однажды она мне понадобится, чтобы воплотить в жизнь что-то особенное. Я получил ее от продавца на eBay примерно за 120 евро за рулон (35 мм), и все это время она хранилась в моем холодильнике примерно в течение нескольких месяцев».
Возможность использовать эту редкую инфракрасную пленку у фотографа появилась в 2021 году с концепцией фотосерии «Vitae Cyclum», исследования цикла жизни от рождения до смерти и того, что лежит за его пределами. В этом проекте Шиотто рассказывает историю Гайи — это настоящее имя модели, а также имя греческой богини, и историю трех смертных женщин, призванных представлять человечество.
В греческой мифологии изначальная богиня Гея вышла из Хаоса и породила всю последующую жизнь. В воображении Шиотто, Гайя играет аналогичную роль, но в ее версии она мастер не только рождения, но и смерти. Женщины умирают, а Гайя остается одна. Я рад, что художник хранил эту пленку в своем морозильной камере так долго, пока не родился этот великолепный фотопроект. Использование Kodak Aerochrome кажется вдвойне поэтичным в сочетании с серией о смертности. Шиотто взял что-то мертвое – просроченный рулон пленки – и использовал его, чтобы дать начало чему-то новому.
На что вы снимаете?
Фернандо Шиотто: в этом проекте я использовал свой Contax RTS 35mm с соответствующим объективом Carl Zeiss 50mm f/1.7, оранжевым фильтром Tiffen FLB, пленкой Sekonic L-308 и Kodak Aerochrome III 1443 135. Проявка проводилась в лаборатории REVELAB в Барселоне (процесс E6), после чего фотографии были отсканированы с помощью Fuji Frontier SP3000.
Расскажите, пожалуйста, как вы начали работать фотографом. Что привлекло вас в этом жанре, и что привлекло вас к аналоговой фотографии в частности?
Фернандо Шиотто: три года назад был момент, когда я начал очень долгое путешествие по Европе и Азии. Меня всегда увлекали фотографы National Geographic, которые путешествовали по миру, фотографируя, смешиваясь с другими культурами с нетуристической точки зрения. Поэтому я решил купить свою первую цифровую камеру, чтобы она сопровождала меня в поездке.
Я начал знакомство с аналоговой фотографии в июне 2020 года. Я начал этим заниматься из любопытства. Я хотел получить несколько винтажных объективов для своей цифровой камеры, таких как классический Helios 44-m, поэтому я купил Zenit 12 XP и пошел тестировать его. Увидев результаты, которые у меня получились, плюс полученный опыт работы с пленкой просто затянули меня, и это было то, чего я долгое время не чувствовал с цифровой фотографией. В тот момент для меня все изменилось.
Расскажите, пожалуйста, историю этой идеи и как она возникла. Кто эти женщины, и что эти персонажи представляют для вас?
Фернандо Шиотто: я хотел начать работать над новым фотопроектом, посвященным циклу жизни, с акцентом на непоправимую смерть. Это может показаться немного страшно, но это природа. Я подготовил концепцию. Мне нужны были простые образы, которые выглядели бы как эфирный сон: тела и природа вместе, напоминающие нам отрывок из Бытия.
Я разделил его на десять изображений, следуя концепции, и я также написал прилагаемое стихотворение в качестве описания проекта. Девушки — Гайя, Ева Бох, Лаура Родригес и Иоланда. Имя Гайи является большим совпадением, потому что она представляет жизнь на земле. Ева, Лаура и Иоланда представляют человечество, а песочные часы представляют время.
Эти фигуры, кажется, участвуют в духовном обряде. Я правильно понимаю? Был ли этот проект вдохновлен определенной духовной практикой, религией, мифом или историей?
Фернандо Шиотто: да, я действительно хотел, чтобы изображения создавали визуальное воздействие, а позы моделей имитировали ритуал, но я не использовал конкретные ритуальные отсылки. Каждая из десяти фотографий имеет свое название: рождение, открытие, понятие времени, принятие, обучение, мир, любовь, смерть, путешествие и перезапуск. Тогда мы просто интерпретируем каждую фотографию в соответствии с ее значением в цикле жизни.
Идея, стоящая за этой съемкой, цикл жизни, затрагивает неизбежность смерти. Какие воспоминания, переживания или эмоции побудили вас исследовать эту универсальную тему?
Фернандо Шиотто: я человек, который оставил все и много рисковал, чтобы начать путешествовать по миру. Я побывал в 40 странах. Я жил в Китае, Аргентине, Уругвае и Испании, но я также провел длительные периоды жизни в России, на Кавказе и в Таиланде. Когда я занимаюсь фотографией, я в основном стремлюсь включить то, что я видел, путешествуя. У меня несколько пессимистичное и мрачное видение мира. Я видел вещи, которые отнимают у вас надежду на человечество. В моих работах вся эта темнота отражается хотя бы немного — даже в красочных работах, которые кажутся счастливыми, в них всегда скрыта тень.
Как вы выбирали моделей для этой серии? Как вы думаете, почему ваши модели доверились вам и согласились воплотить эту идею, и почему вы доверили им воплотить ее в жизнь?
Фернандо Шиотто: Гайя была именно тем профилем, который я искал, чтобы представить жизнь на Земле. Я уже знал ее, потому что мы делали фотографии раньше. Ева — иллюстратор и дизайнер, а Лаура — актриса. Они мои друзья, и я знал, что они поймут мою идею и что они смогут воплотить ее в жизнь очень хорошо. Иоланда — фотограф/модель, с которой я познакомился в тот же день.
Когда я создавал концепцию, я записывал ее на листе бумаги и показывал моделям. Я объяснил им, как работает инфракрасная пленка и что я ищу, и, к счастью, все получилось очень хорошо.
Расскажите какие плюсы и особенности в пленке Aerochrome, и как она помогла вам в этой серии?
Фернандо Шиотто: срок действия пленки истек, нужен был фильтр. Результаты, которые мы видим полученные с пленкой Kodak Aerochrome в интернете, с природными ландшафтами, окрашенными в красный или фуксиа, – это фотографии, сделанные с помощью широкоформатных камер или среднего формата. Я разговаривал с некоторыми людьми, которые уже использовали пленку, и они уточнили, что затем они отредактировали цвет в Lightroom, чтобы он выглядел красным. Это меня немного разочаровало.
Я не нашел много примеров на 35 мм — только те, которые мне дал продавец пленки. Чтобы устранить любые сомнения, я снял каждую фотографию в трех разных настройках ASA, чтобы убедиться, что я получил то, что хотел. Мои результаты являются подлинными без какого-либо редактирования. Цвета не были изменены, но они могут выглядеть по-другому, используя другие типы фильтров, очевидно. Я использовал Tiffen FLB; возможно, использование желтого фильтра может дать и другой результат.
Вы заметите, что мое небо не бирюзовое. Все приобретает очень однородный пастельно-розовый тон, но на некоторых фотографиях можно увидеть красные листья. Я знал, что это даст мне эстетику «мечтательности», потому что срок действия пленки истек.
Повлияла ли то, что пленка потеряла свои свойства на ваш подход к данной работе? Заставило ли это вас быть более преднамеренным в отношении снимков, которые вы сделали?
Фернандо Шиотто: да, потому что это сложная пленка, и мне приходилось снимать в сложных условиях, я выбирал пространства в зависимости от света, избегая полуденных теней.
Где проходили съемки?
Фернандо Шиотто: это было недалеко от Барселоны. В местечке под названием Галлекс есть холмы с пшеничными плантациями. Зимой видны только зеленые луга. Я хотел, чтобы изначально пленка выдала мне зеленый цвет для Aerochrome, чтобы превратить его в фуксию. Хорошая вещь заключается в том, что, зайдя немного глубже, вы можете увидеть только природу, без зданий, дорог или других вещей, которые я не хотел бы чтобы они проявлялись на фотографиях.
Какое ваше любимое воспоминание о вашем времени, когда вы делали эти изображения? Расскажите, какие-либо моменты, которые вызвали озноб по позвоночнику?
Фернандо Шиотто: я хорошо помню, что видел через видоискатель камеры. Каждый снимок был очень хорошо продуман. Аналоговая фотография создает тот волшебный момент, когда вы видите результат всех ваших усилий — чувство накопленного удивления. И когда я увидел первые фотографии, с этими тенями и красными тонами на листьях, это было особенное чувство. Я был в восторге от результата.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[@fernandosciotto], [behance.net/fernandosciottoart]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube