Жан Эжен Огюст Атже (Eugène Atget) родился 12 февраля 1857 года в небольшом городе Либурн, расположенном во Франции. В юном возрасте он потерял родителей и был взят под опеку своего дяди, высокопоставленного чиновника. Вскоре семья Атже переехала в Париж, где мальчик получил превосходное образование и успешно окончил школу.
Дядя надеялся, что племянник продолжит своё образование в университете, но творческая натура Эжена не поддавалась ограничениям, и он пустился странствовать по жизни, сначала работая моряком, а затем нашёл себя в профессии скитающегося актёра.
В 1886 году Атже познакомился с актрисой Валентиной Компаньон, которая стала его спутницей на всю жизнь. Вместе они путешествовали по стране, пока, наконец, не устроились в Париже в 1898 году. В этом новом городе, уже не молодой, Эжен Атже нашёл для себя совершенно новое призвание — фотографию.
Начало XX века сопровождалось поразительным техническим развитием. Появились первые автомобили, самолёты и кинотеатры, а также процветали новые формы искусства, включая фотографию, объединяющую технику и художественное выражение. Эжен Атже нашёл своё призвание в фотографии парижских улиц. Город быстро менялся, и многое из того, что он фотографировал, исчезало навсегда. Благодаря труду Атже у французов сохранилось множество ценных снимков, которые позволяют окунуться в атмосферу давнего Парижа.
Фотограф часто ходил по улочкам города, облачённый в старую одежду и держа в руках тяжёлую камеру с чёрным покрывалом. Его кадры включали дворцы и парки, дома и людей, набережные и маленькие магазинчики, мосты и архитектурные памятники. Иногда мастер отправлялся за пределы города, где фотографировал ярмарки, пейзажи, народные гуляния и просто людей на улицах.
Творчество Атже быстро нашло своих поклонников, и его первые работы были распроданы в течение первого года работы. Фотографии Атже приобретали библиотеки, институты и частные коллекционеры, среди которых было много талантливых людей. Супруга Атже даже оставила театр, чтобы помогать ему в обработке фотографий.
Творчество Эжена Атже представляет собой уникальный взгляд на Париж и его жизнь в начале XX века. Его фотографии запечатлели красоту и атмосферу города, его улочки и архитектуру, создавая ценные исторические документы. Сегодня работы Атже позволяют нам погрузиться в прошлое и ощутить дух старого Парижа.
В фотографиях Атже скрыто не только профессиональное мастерство, но и его любовь к городу и стремление запечатлеть его уникальный облик. Они стали неотъемлемой частью истории фотографии и искусства в целом, а сам Эжен Атже стал одним из признанных мастеров своего времени.
Благодаря творчеству и преданности Эжена Атже, мы сегодня можем наслаждаться его фотографиями и увидеть Париж таким, каким он был более ста лет назад. Это настоящее сокровище для любителей искусства и истории, которое продолжает восхищать и вдохновлять новое поколение фотографов и художников. После начала Первой мировой войны здоровье фотографа резко ухудшилось, что затруднило его физическую работу с камерой. Тем не менее даже в этот период он сделал значительное количество снимков. Фотоаппарат того времени сильно отличался от современных моделей, был громоздким устройством, требовавшим использования штатива. Снимки делались на пластинах размером 18х24 см, а резкость регулировалась специальными механизмами. Вместо экспонометра фотограф использовал собственно разработанные таблицы.
После каждого снимка необходимо было перезарядить кассету, поэтому фотограф всегда носил с собой большой отрезок чёрной ткани, чтобы скрыть руки и избежать случайного освещения материалов. Фотографические материалы того времени были дорогими, а у мастера не всегда были средства для их покупки. Вопреки всем препятствиям, Эжен Атже успел сделать более 10 000 снимков в этот период.
Талант Атже был великим. Не обладая специальным образованием и дополнительными техническими средствами, полагаясь только на естественное освещение, он достигал невероятных результатов в своих работах, создавая оптимальное сочетание света и тени. Он прекрасно справлялся с интерьерной фотографией. После окончания войны мастер продал некоторые свои фотографии за приличную сумму, что значительно улучшило его материальное положение.
Примерно в 1920 году он встретил Беренис Эббот, американку, находившуюся в Париже и также увлекавшуюся фотографией. Эббот оказывала Атже поддержку не только морально, но и финансово. Однако в 1926 году умерла жена Атже, Валентина Компаньон. Эта трагедия стала непомерным ударом для фотографа, и через год, 4 августа 1927 года, он скончался.
Именно Беренис Эббот заслуживает признание за популяризацию творчества Эжена Атже. Она приложила максимум усилий, чтобы привлечь внимание к этому фотографу. Эббот организовывала выставки его работ, делала публикации в прессе, что привлекло внимание ценителей искусства. Благодаря её многолетнему труду, имя Эжена Атже приобрело мировую известность даже спустя сорок лет после его смерти. Его фотографии до сих пор публикуются в учебных пособиях по фотографии, подтверждая их важное место в истории фотографии.
Эжен Атже остаётся примером великого мастерства, поскольку он добился выдающихся результатов, полагаясь на свой талант и ограниченные средства. Его работы являются свидетельством его уникального взгляда на мир и способности создавать художественные снимки с помощью естественного освещения. Благодаря усилиям Беренис Эббот, наследие Эжена Атже будет продолжать вдохновлять и восхищать поколения фотографов и ценителей искусства.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube