Девушка нежно целует губы мраморного античного юноши Адониса – оживлённый и современный миф о Пигмалионе. Это одна из выдающихся работ американского фотографа Шейлы Мецнер (Sheila Metzner) под названием «Страсти Рима» или «Поцелуй». Её творчество представляет собой уникальное слияние тонкой реальности, сказок, мифов, легенд и традиций мастеров живописи, воплощая каноны красоты древней Эллады.
«Это не безумие – оживлять статуи после их светского сна», — говорит художник в фильме «Кровь поэта» режиссёра и драматурга Жана Кокто. «Каждое стихотворение – это герб, который необходимо расшифровать… Эти единороги, эти факелы, эти пашни, эти ласточки, сияние звёзд». Каждый великий образ несёт в себе смысл, который чрезвычайно сильный и даже священен. Это главное в творчестве Шейлы Мецнер. Она стремится уловить этот скрытый смысл, понять его и воплотить в своих фотографиях.
Мецнер всегда мечтала стать художником. «Когда я была молода, у меня был разговор с великим фотографом Андре Кертесом», — вспоминает она. «Он сказал: чтобы быть художником, нужно найти способ выразить себя, а дальше не важно, будет это музыка, танец, живопись или фотография – любая форма, которая соответствует тебе. Тогда я открыла для себя искусство фотографии как средство самовыражения».
Путь к фотографии оказался извилистым для Мецнер. Она получила образование в Институте Пратта, став первой женщиной арт-директором крупного рекламного агентства и родив семерых детей. Сотрудничая с ведущими фотографами своего времени, она почувствовала, что хочет сказать нечто своё, передать свой взгляд.
Мецнер была вдохновлена работами англичанки Джулии Маргарет Камерон, часами рассматривая её фотографии. Подражая ей, она начала фотографировать своих детей, своего художника-мужа, используя старую «Leica», подаренную ей мужем. «Когда все спали и вокруг меня было тихо, я принимала душ, одевалась и работала до 3-4 утра», — вспоминает она. «Я фотографировала натюрморты, спящих детей, предметы, пытаясь освоить выдержку, экспозицию, проявляя снимки самостоятельно. У меня не было усталости; я чувствовала себя сильной и здоровой».
Во время ночных бодрствований возникали детские фантазии, сюжеты сказок и мифов: чувственная Белоснежка в чёрных кружевах на ковре с упавшим яблоком, спящие красавицы до загадочного пробуждения.
Уволившись из рекламного агентства и оставив всё позади, Мецнер сказала мужу, что станет фотографом, и десять лет снимала в уединении, никому, не показывая свои работы. «За эти десять лет я научилась их чувствовать», — говорит Шейла. «Мне перестало быть важным мнение других. Я никогда не повешу свои фотографии на стены студии, если не почувствую, что они нравятся мне так же сильно, как работы моих любимых фотографов и художников».
Когда уверенность пришла, Мецнер показала свои двадцать две фотографии фотографу Аарону Роузу. «Он много лет рассматривал снимки, которые я постоянно проявляла в фотолаборатории. Аарон, будучи очень критичным, также мастером, в тот раз не высказал критики. Девять лет я неустанно училась, посещала музеи, галереи, но однажды, покидая музей Гуггенхайма, сказала себе: «Хватит, ты видела достаточно».
Все двадцать две фотографии Мецнер выкупил куратор Музея современного искусства Джон Шарковски и включил их в значительную выставку под названием «Зеркало и окна». Шарковски стремился исследовать идею о том, что не только фотограф смотрит на своё изображение, но и изображение «смотрит», воздействуя на фотографа.
После выставки в Музее современного искусства последовала предложение о персональной выставке в галерее фотодилера Дэниэла Вольфа. Мечта сбылась, и она стала настоящим фотографом. Модные журналы, бренды и парфюмерные компании начали «охотиться» за Мецнер. Она стала первой женщиной-фотографом, заключившей контракт с Vogue на постоянное сотрудничество.
В своих работах Мецнер создала новый язык фотографии. Отсылки к классической живописи, скульптуре, поразительное чувство цветовой гармонии, мастерство работы со светом – вот её особенности. Даже при создании чёрно-белых снимков она стремилась придать им богатство тонов. «Несмотря на популярность чёрно-белой фотографии, я всегда хотела работать в цвете», — говорит она. «Есть альбом фотографа Эдварда Стайхена, где все снимки чёрно-белые, но к концу появляются цветные. Их немного. Есть одна фотография – девушка с яблоком. Она прекрасна, цвета подобраны так, как мог сделать только настоящий художник. Сам Стайхен написал в альбоме: «Если бы я мог прожить дольше, то сейчас бы работал только в цвете». Это вдохновило меня, и я решила продолжить его дело».
Поиск идеальной цветовой гаммы занял у Мецнер семь лет. Столько времени ей потребовалось, чтобы найти мастеров цветопечати, которые владели тончайшими нюансами. Мецнер начала сотрудничество с французской мастерской семьи Фрессон.
Процесс печати Фрессона был изобретён в 1899 году Теодором-Анри Фрессоном, запатентован и продолжен его сыновьями Пьером, Эдмоном и внуком Жаном-Франсуа. Этот технически сложный процесс требует ручного труда при каждой отпечатке и считается уникальным.
Работа с мастерской Фрессон была востребованной и практически недостижимой для фотографов своего времени, поскольку они сотрудничали только с избранными. «Я написала письмо на шести страницах. Излила душу», — вспоминает Мецнер. «В ответ получила прейскурант, что означало согласие на сотрудничество с условием общения и работы исключительно на французском. Пришлось использовать словари, но мы быстро нашли понимание друг друга».
Уникальный старинный метод печати позволил достичь богатых, неповторимых цветов и колорита, которые характеризуют работы Мецнер. С применением цвета и глубоких теневых переходов её фотографии напоминают творения фотохудожников начала двадцатого века и благодаря сложному цветовому диапазону создают ощущение трёхмерности.
Мастерски балансируя между миром моды и наследием старых мастеров, Мецнер превратила фэшн-фотографию в искусство. Платья, украшения и аксессуары стали врата в другую реальность. Она осознала, что главная задача фэшн-съемки – не просто подобрать вещи, а интегрировать их в конкретное место, вплести в них историю образа.
В портфолио Шейлы Мецнер фотографии знаменитостей, таких как Ума Турман, Дэвид Линч, Ким Бейсингер, Тильда Суинтон, а также съёмки для Vogue, Tatler и Vanity Fair. Она продолжает фотографировать цветы, натюрморты и пейзажи, а её выставки путешествуют по всему миру. Мецнер не приемлет термин «модный фотограф» и считает, что фотография – это тонкое слияние фотографа и объекта на снимке. В каждой работе она стремится запечатлеть не только внешний облик, но и внутренний мир человека. Она подчёркивает: «Для меня нет разницы между фэшн-фотографией и снимками моей дочери. Если человек интересен, мне интересно с ним работать».
«Когда я фотографирую людей, будь то мужчина или женщина, я говорю им: — Запомни: я та, кого ты сейчас любишь. Когда говоришь так незнакомому человеку, всё моментально меняется. Возникающая связь придаёт ощущение подлинности жизни. Я становлюсь сильнее, осознавая свою неотъемлемую связь с объектом моей фотографии. Фотография – зеркало моего бытия».
Почти всегда Мецнер снимает на плёнку, отмечая, что не готова приравнивать цифровую фотографию к плёночной. Она считает, что их следует рассматривать как разные виды искусства. По её мнению, в цветной печатной фотографии форма определяет содержание, и опыт, который человек получает, смотря на распечатанную фотографию с плёнки, уникален.
Её работы описывают как «проникнутые благодатью», лица на них напоминают о давнем прошлом, а цвета создают нежную ностальгию по чувственности, стирая границу между мирами. Вне зависимости от того, снимает ли она для Valentino, Ralph Lauren, Chloé или Fendi, каждая фотография – это рассказ одного художника, история с продолжением, которую хочется следить.
Шейла Мецнер отметила своё 80-летие. Родившись в Бруклине в 1939 году, она стала известной фотографиней, чьи работы можно увидеть в Метрополитен-музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Международном центре фотографии и Музее Гетти. В 2019 году ей была устроена выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер в Москве, на которой она присутствовала лично.
Ещё больше работ по ссылке: https://sheilametzner.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube