Канадский коммерческий фотограф из Торонто Эрик Марцинковски (Erik Marcinkowski) обычно снимает моделей в различных проектах, а также предметную и рекламную фотографию с яркими и красочными работами. Однажды он осознал, что сам он далеко не модельной внешности и загрустил.
Фотограф задумался о своем образе жизни и качестве питания и направил камеру на себя, чтобы изучить свое отношение к еде, полюбить себя и принять все свои мужские слабости. Результатом этого стало похудение почти на 30 килограммов и снятая серия причудливых автопортретов под названием «Дискомфортная еда». Эти работы и многие другие будут представлены в этой статье.
Что изначально вдохновило вас на создание этого проекта?
Эрик Марцинковски: Мне всегда нравилось снимать автопортреты, и многие из них были причудливыми и глупыми. В 2015 году я снял фотографию под названием «Я — кошмар, о котором думают дети». Это мое лицо в миске с фруктовыми хлопьями. В итоге этот портрет стал прототипом того, что было воплощено в проекте «Дискомфортная еда».
На первых полученных мною автопортретах, которые получили наименование «Сахарный» и «Две говяжьи котлеты» и которые были сняты в один и тот же день, я изначально знал, что хочу показать свой нездоровый вес, давление и мои собственные сложные отношения с едой. На тот момент, в середине 2016 года, я ел очень плохо и смотрел на еду, которой злоупотреблял; было много чизбургеров – фастфуда из забегаловок быстрого питания и газированных напитков с полным содержанием сахара. Так я набрал свой самый тяжелый вес — 220,7 кг.
Тогда я думал, что это будут всего лишь одноразовые автопортреты, подобные другим, которые я сделал раньше. Это было позже, когда идея сделать больше крутилась у меня в голове, и я понял, что должен продолжить этот проект как серию.
В своей обычной жизни я стараюсь полностью отвергать чувство гнева или любые проявления «мачизма». Я также не чувствую необходимости агрессивно проявлять свою «гетеросексуальную мужественность» или пытаться скрыть тот факт, что у меня есть эмоции.
Вы всегда так относились к своему телу и еде? Если нет, то что вас побудило на это?
Эрик Марцинковски: у меня всегда был лишний вес, и у меня всегда были сложные отношения с едой. Часто всплывает одна мысль: «Ну, я уже всю неделю ел ужасную еду, какая еще одна пицца». И были такие мусли: «Я хорошо покушал в течении всего дня» или «Я ходил в спортзал, так что теперь пора себя вознаградить и поесть». Это сложные модели самооправдания, которые я использую, чтобы убедить себя, что все в порядке или что я ем, на самом деле не так много, как есть на самом деле.
Однако новый аспект всего этого заключается в том, чтобы превратить все эти мысли и паттерны вовне, в искусство, которое могут видеть другие, и которое я сам могу видеть. Обычно я очень закрытый человек, но этот сериал помог мне открыться другим, самому себе, попытаться изучить и изменить эти отношения на что-то менее негативное или постыдное. После того, как мы сделали первые фото, я на много месяцев перестал есть гамбургеры из фастфуда. Даже сейчас я могу этого избежать (в основном).
Сочетание ярких и сочных цветов с мрачным или унылым выражением лица — очень неприятный опыт. Можете ли вы рассказать нам о процессе принятия решения относительно эстетики такого тяжелого проекта?
Эрик Марцинковски: В этой фотосерии я хочу, чтобы изображения во многом были похожи на коммерческое освещение и изображения, которые вы видите в рекламе. Гамбургеры в «Two Beef Patties» — настоящие чизбургеры, но я хотел, чтобы они были яркими и теплыми, и снимались так же, как в рекламной кампании, но они были слишком реальными. Я хотел, чтобы они выглядели такими, какие они есть на самом деле, когда вы их достаете и разворачиваете: жирные и грубые. Если вы посмотрите на увеличенное изображение, это то, что они собой представляют. Мне также нравится такой вид двойных изображений, как будто освещение, выбор цвета, сама фотография лгут вам: они кажутся яркими и веселыми, но это не так на самом деле.
Однако новый аспект всего этого заключается в том, чтобы превратить все эти мысли и паттерны вовне, в искусство, которое могут видеть другие, и которое я сам могу видеть. Обычно я очень закрытый человек, но этот сериал помог мне открыться другим, самому себе, попытаться изучить и изменить эти отношения на что-то менее негативное или постыдное.
Когда у меня появляются идеи, есть что-то правильное. Каждая еда, которую я собираюсь показать в этой серии, — это продукты, которыми я злоупотребляю: гамбургеры, пончики, сахар, газированные напитки. Мой друг посоветовал жареную курицу, которая могла бы быть отличной на фото, но жареную курицу я ем не очень часто, поэтому я не собираюсь использовать ее в сериале.
Я часто занимаюсь мозговым штурмом и повторяю наброски, пока не смогу свести идею к уникальной концепции, которая также передает то, что я хочу. Окончательная идея попадает в мой альбом для рисования. Когда идея попадает в альбом, я заполняю технические детали, такие как освещение, размещение камеры, дизайн декораций и список съемочной группы. Обычно к этому моменту я уже принимаю все творческие решения по поводу окончательного изображения, а фактическая съемка — это просто «сборка окончательного изображения». Побочный продукт этого процесса означает, что эти оригинальные рисунки обычно очень точны по сравнению с конечным произведением искусства.
Конечно, есть компромиссы: есть технические ограничения моего оборудования, студийного пространства и того, какие декорации и реквизит я могу построить. По мере того, как я продвигаюсь дальше к созданию серии, каждое новое изображение становится еще круче предыдущего. У меня есть всякие дурацкие идеи для крутых настроек.
Помимо художественного самовыражения, моя способность планировать то, что я собираюсь снимать, вплоть до мельчайших деталей, значительно улучшилась. Приятно появиться на съемочной площадке для сложного съемочного дня #DiscomfortFood или #BreakfastParts (сопутствующая серия фотографий) и иметь уверенность в том, что я смогу воплотить свое видение, и верить своим художественным навыкам, которые сумеют проявить себя в конце. Взятие фото-идеи от концепции до производства и завершения редактирования сложно, и совершенно приятно видеть оригинальные эскизы рядом с окончательной иллюстрацией.
Я редактирую с помощью Capture One для коррекции цвета и выбора изображения и Photoshop для ретуширования, композитинга и окончательного экспорта.
Как нереалистичные стандарты тела для мужчин повлияли на вашу жизнь и опыт взросления? Как вы думаете, социальные сети и культура Instagram увеличивают токсичность этого?
Эрик Марцинковски: Я, однако, не эксперт и не психолог, поэтому не знаю, насколько я могу или должен это комментировать. Есть определенные вещи, которые, как мне кажется, влияют на меня, и для меня это не столько стандарты тела, сколько мода. Я ношу в голове эту идеализированную версию себя, и когда я смотрю в зеркало, я как бы вспоминаю, как я выгляжу, а это не самое лучшее чувство. Я бы хотел, чтобы у меня было больше волос на макушке, я хотел бы вписаться в более модную одежду, я бы хотел, чтобы у меня была более широкая цветовая гамма, доступная в брюках. У меня паранойя, связанная с тем, что я занимаю слишком много физического пространства, или выгляжу внушительно или устрашающе из-за своего роста.
Я думаю, что пытаюсь стать тем, кем хочу быть эмоционально и интеллектуально, чтобы восполнить свой плохой образ тела. Я стараюсь быть внимательным и непредвзятым, быть верным своим друзьям и семье и быть добрым человеком. Я чувствую, что это своего рода ответ на мою общую неудовлетворенность своим физическим телом.
Я попал в Instagram, когда был уже взрослым. Даже сейчас, когда я стал взрослым, мне за 30, так легко быть ошеломленным столькими изображениями красивых людей, а затем разочароваться, когда смотришь на себя. Это даже когда вы знаете психологические уловки, вы знаете процесс происходящего. Я не могу себе представить, чтобы мне пришлось пройти через это в подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет, когда вы все еще формируете свою идентичность и самооценку.
Какое послание вы в конечном счетн надеетесь передать этой работой? С чем вы больше всего хотите, чтобы люди ушли, смотря на ваш фотопроект?
Эрик Марцинковски: Мне хотелось бы думать, что в конце концов, этот сериал будет о том, как я научусь любить себя. Так что я надеюсь, что люди смогут почувствовать, как я примирился со своим плохим представлением о себе и, возможно, увидят себя в этом. На самом деле это конечная цель, которую я придумал совсем недавно.
Этот проект я вынашивал по крайней мере 4 или 5 лет, но только в последние несколько месяцев я понял, как я хочу, чтобы ощущались более поздние изображения в этой серии. Кроме того, несколько недель назад я придумал основную концепцию финала серии. Я пока держу это в секрете!
Предполагается, что полная серия будет состоять из 28 фотографий, из которых я закончил меньше половины. Я также работаю над некоторыми стихами, которые будут показаны вместе с изображениями в книге, которую я хотел бы собрать в какой-то момент в будущем. Мои поэтические навыки могут потребовать некоторой работы, но мне нравится то, что я написал до сих пор.
Вы проявляете много ранимости, печали, депрессии, хрупкости — эмоциональных черт, которые часто воспринимаются как негативные из-за их женского подтекста. Вместо этого вы, достойно похвалы, предпочли принять их и поделиться ими. Что повлияло на решение отказаться от «мачизма» связано ли это с не выявлением эмоций?
Эрик Марцинковски: спасибо! В этой серии я решил НЕ говорить конкретно о гендерных проблемах или токсичной мужественности. Я надеюсь, что, исключив эти проблемы из серии и полностью сосредоточившись на моем личном путешествии с едой, в конечном счете любой сможет идентифицировать меня на изображениях. Хотя вы правы, я действительно надеюсь, что в сериале показано непринужденное признание того, что я являюсь полноценным, эмоционально грамотным человеком.
Мужчины имеют право на уязвимость, грусть, хрупкость и, что более важно, право не подвергаться насмешкам за проявление этих эмоций и получать помощь от других. Возможно, некоторые люди увидят, как я проявляю такие эмоции, и почувствуют себя более непринужденно в их выражении.
В своей обычной жизни я стараюсь полностью отвергать чувство гнева или любые проявления «мачизма». Я также не считаю необходимостью агрессивно проявлять свою «гетеросексуальную мужественность» или пытаться скрыть тот факт, что у меня есть эмоции. Когда я был моложе, мне было труднее рассказывать о своих эмоциях, но в наши дни это не то, с чем у меня проблемы в большинстве ситуаций.
Как, по вашему мнению, отсутствие у мужчин свободы в полной мере выражать свои эмоции способствует токсичной мужественности? Хотя в вашей работе это прямо не комментируется, я вижу прямую корреляцию между сдерживаемыми эмоциями и плохим / нездоровым выражением указанных чувств. Как вы относитесь к этой идее к вашей работе?
Эрик Марцинковски: Я думаю, что токсичная маскулинность — это действительно большая тема, которая выходит за рамки моего проекта, и я не хочу особо много комментировать ее. Отмечу, что для меня важно умение выражать свои эмоции, особенно в художественных формах, зарисовках, фотографии, поэзии. Самая сдерживаемая эмоция, которую я испытывал и которая отражается во внешнем виде и дизайне фотографий, — это чувство стыда. Открываться и рассказывать об этом было здорово, и я более доволен тем, кто я есть сейчас, но я все еще не вернулся и не справился с прошлыми негативными мыслями, когда я был моложе. Я надеюсь, получить профессиональную помощь, чтобы разобраться с этим.
С каким чувством сейчас вы размышляете об этом проекте?
Эрик Марцинковски: странно вспоминать время до того, как я начал снимать этот сериал. Первые два изображения, «Две говяжьи котлеты» и «Сахар», были сняты в один день, а это было всего около 3 лет назад. Однако теперь они стали частью меня, моей личностью, я уже не могу оглядываться на некоторые другие автопортреты, которые я делал раньше, т.к. становится немного пусто. Изображения #DiscomfortFood очень четко отражают меня. Иногда я даже использую их в качестве изображений в моем профиле знакомств. Я также хочу … Я не знаю, где об этом говорить, но я хочу передать, насколько мне нравятся эти образы. С одной стороны, они изображают физический вес, грусть, тяжесть, депрессию, проблемы с самооценкой, а с другой стороны, съемка этих изображений была очень полезной.
Когда я на съемочной площадке, мне не грустно. На съемочной площадке я играю или передаю версию себя из того времени, когда я был в гораздо худшей форме и мои привычки в еде были очень плохими.
Отмечу, что для меня важно умение выражать свои эмоции, особенно в художественных формах, зарисовках, фотографии, поэзии. Самая сдерживаемая эмоция, которую я испытывал и которая отражается во внешнем виде и дизайне фотографий, — это чувство стыда.
Во время производственного дня происходит несколько вещей: во-первых, меня беспокоят технические аспекты; освещение, фокусировка, где включается питание. Еще одна вещь — это неуверенность в себе, которая есть у меня на съемочной площадке; иногда идеи действительно странные, но после нескольких таких съемок я доказал себе, что я способный и могу доверять своим художественным инстинктам.
В этой серии я также активно бросаю вызов себе, чтобы научиться новым навыкам фотографии, ретуши, композитинга, а также лидерству и общению. Это заставило меня открыться другим, и я получил много практики в объяснении своих идей. В этой серии статей также присутствует аспект управления крупными проектами. Один из самых полезных аспектов — это работа с отличными товарищами по команде, особенно с моим братом Яном, который до сих пор помогал мне в двух самых успешных съемках серии.
В таком проекте намного проще находиться за камерой, чем перед ней. Что заставило вас заняться смелой позицией автопортрета?
Эрик Марцинковски: Этот проект настолько личный для меня, что я не мог представить, как приглашать в него кого-то иного. Тем более, что вся представленная еда — это то, с чем лично у меня проблемы. В некотором смысле этот сериал также рассказывает о том, как научиться прощаться с нездоровой пищей, которую я ел на протяжении своей жизни.
Я не хотел ставить кого-либо в положение, пытаясь передать свои эмоции. Я давно говорил, что если я собираюсь попросить модель что-то сделать, это должно быть то, что я готов сделать сам. Я знаю, что могу выразить именно то, что пытаюсь передать своим лицом и телом.
Мы живем в обществе, наполненном виной, когда люди страдают избыточным весом или ожирением, и как культура, мы часто практикуем стыд за жир и тело. Это то, чему вы тоже подвергались, и повлиял ли этот опыт на этот проект?
Эрик Марцинковски: В моей жизни я был подвержен «жирному стыду», но не так сильно, как некоторые люди. Для меня большая часть этого усвоена и исходит от меня. Я не совсем уверен, откуда это взялось.
Долгое время я не думал, что о себе стоит заботиться. Я не спал, сидел и не делал упражнений, не выходил из дома. Я ненавидел себя, и я проявил эту ненависть, съев ужасную нездоровую пищу. Чтобы моя самооценка внешне проявлялась в моем теле.
Каким был для вас опыт создания этого проекта? Было ли это терапевтическим, мотивирующим, исследовательским опытом? Я уверен, что это было бесчисленное множество эмоциональных обработок: мне любопытно, как бы вы подытожили этот опыт.
Эрик Марцинковски: интересно то, что эта серия все еще такая новая, по крайней мере, с точки зрения изображений, которые я создал!
У меня есть идеи примерно для 20–30 изображений, но они настолько сложные и требуют больших усилий, поэтому я получаю одно изображение примерно каждые 16–18 месяцев. В моем реальном пути к здоровью я продвинулся намного дальше, чем можно было бы предположить по фотографиям, которые я создал до сих пор. Если бы это была книга, я бы написал только несколько первых глав.
Лично я сейчас продвинулся дальше своего пути любви к себе, чем можно было бы предположить по фотографиям, и я так счастлив, что мне выпала честь поделиться этими фотографиями со всеми вами.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[erikmarcinkowski.com], [instagram.com/erikmarcinkowski]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube