Я продолжаю знакомить читателей Photar.ru с талантливыми фотографами рубрики #Нашилюди. И сегодня в эксклюзивном интервью у нас в гостях детский и семейный фотограф — Елена Чернигина. Её художественные портреты должны подтолкнуть вас к вашему творчеству.
Елена, приветствую вас, представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите, по возможности, подробнее о себе. Фотография — это ваше увлечение или профессиональная деятельность, а возможно и то и другое? Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Здравствуйте, меня зовут Елена Чернигина, я занимаюсь художественной фотографией. В настоящее время снимаю в жанрах: «Детская», «Семейная» и «Постановочная» фотография», а также «Жанровый портрет». Очень люблю стилизованные съёмки в ретро стиле, киношные и немного сказочные постановки. Фотография для меня — это страсть, любовь, безумие, поэтому она является как творческим, так и профессиональным видом деятельности.
Фотографией я увлекаюсь с детства. Сначала это было разглядывание чёрно-белых снимков в семейном альбоме (мой папа увлекался фотографией и поэтому у меня очень много снимков моего детства и не только), лет в 12 я нашла у бабушки в шкафу запылившийся, но вполне рабочий фотоаппарат «Любитель» — именно он стал моей первой камерой. Папа показал и рассказал мне как делать настройки, правильно выставлять выдержку и диафрагму.
Это был очень увлекательный процесс, и я стала снимать всё подряд – друзей, животных, природу. Снимки на тот момент оставляли желать лучшего, но я не сдавалась. Спустя пару лет он подарил мне свой «Сокол» и для меня это была большая гордость. Вскоре «ручной» фотоаппарат заменили «мыльница» с цветной плёнкой. Я всегда носила её с собой. Будучи уже взрослой, сама купила себе первую зеркальную камеру. Это был Canon 40D с зум объективом 18-200 мм. Так и не разобравшись в его настройках оставила на полке на несколько лет. Мне казалось, что на смартфон фотографии получаются не хуже и это гораздо удобнее.
Спустя ещё несколько лет, с момента появления инстаграм (запрещён в РФ), я нашла в нём прекрасные, просто удивительные для меня на тот момент художественные фотографии. Они были словно картины – с мягким красивым размытым фоном, красочные, невероятные и волшебные. Мне очень захотелось во что бы то ни стало научиться создавать такие же. Я пошла в фотошколу 2:8 у нас в Нижнем Новгороде, достав свой кроп Canon 40D.
По окончании фотошколы осталось много вопросов, но главное, я научилась снимать в ручном режиме «М» и это было самое основное! Каждый день я тренировалась, фотографировала и кошек. Но всё равно было не то, не то, что я хотела. Через пару месяцев после окончания фотошколы, на день рождения муж подарил мне полнокадровый Canon 6D. Тогда он ещё не знал на что он «подписался». С этой камеры и начался мой путь в художественную фотографию, которая поглотила меня всецело и по сей день.
Овладев камерой, очень скоро, как и многие, мне захотелось, объединить удовольствие с доходом. Так я стала фотографом.
На какую технику вы снимаете, почему выбрали её и насколько был для вас важен этот выбор?
К выбору техники я подходила очень серьёзно. Много читала обзоров, сравнений, узнала про так называемую «серую» и «белую» технику. И поскольку, изначально я начала дружить именно с Canon, то оставалось выбрать лишь модель и это должна была быть однозначно полнокадровая камера, удовлетворяющая требованиям – цена-качество.
Canon 6D Mark II – моя первая полнокадровая зеркальная камера и выбрала я её за средний бюджет и при этом она имеет довольно хорошие характеристики.
Сейчас я снимаю на беззеркальную камеру Canon R6, поскольку технологии не стоят на месте, а из прежней зеркалки я попросту «выросла». Canon R6 также находится в среднем ценовом сегменте среди беззеркальных камер.
Елена, могли бы вы назвать тех, кто вдохновляет вас на ваше творчество. Возможно, это даже не фотограф или даже что-то неодушевлённое, как например музыка или иное искусство?
Моими вдохновителями были и есть современные фотографы, такие как Алексей Казанцев, Элина Гарипова, Карина Киль, Сергей Спирин, Надежда Шибина, Елена Шумилова. Обожаю рассматривать работы Роберта Дуано, Питера Лимберга. Но больше всего, сейчас, я ищу вдохновение среди старинных живописей, картин разных художников – безупречные образы, одежда, фактура, цвет и свет! Благо, всё это можно найти на Pinterest в достатке.
Елена, почему детский портрет?
Детский портрет моя сама большая любовь, наверное, потому что, собственно, и начала я с него. Как и многие женщины фотографы, будучи мамами в декрете, начала снимать своих сыновей. Это самая любимая и доступная модель. Все дети по-своему красивы, а главное, они дают искреннюю неподдельную эмоцию. Их легко рассмешить, при этом они могут быть совершенно непредсказуемы, что тоже играет на руку, а какие у них глаза! Наверное, я и сама ещё немного ребёнок поэтому порой мне с ними работать гораздо легче, чем со взрослыми.
Как вы считаете, ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Мне, кажется, выделяются, по крайней мере раз вы меня заметили. Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, как бы я ни старалась, чтобы не делала, они всё равно выглядят какими-то немного сказочными, детскими, но главное – добрыми.
Елена, у вас преобладает цвет в портфолио, вы просто не очень любите чёрно-белую фотографию или это не ваш стиль? Почему цвет?
Да, все работы у меня в цвете. При этом я очень люблю чёрно-белую фотографию, но пока у меня она не получается именно такой, как она должна быть в моём понимании. Для меня ч/б это другой вид философии, немного иное видение и мышление, т.е. это непросто взять любую работу и перевести в ч/б, нет, это что-то совершенно другое. Возможно, когда-нибудь я приду к ней, но не сейчас.
Плёнка или цифра, а возможно, вы предпочитаете оба варианта?
Я люблю цифровую фотографию с её последующей постобработкой, люблю посидеть, подумать над готовым кадром, довести его до «блеска», с плёнкой так, к сожалению, не получится. Хотя процесс «рождения» плёночной фотографии очень занимателен.
Елена, естественный свет или постоянный / импульсный, возможно, смешанный? Какой свет предпочитаете вы?
Предпочитаю естественный дневной свет. С импульсом у меня пока не складывается дружба, мы с ним слишком мало «общались» и пока нас не тянет друг к другу. Возможно, это дело времени, но пока мне нравится дневной.
Расскажите об одной из ваших самых запоминающихся работ. Как она создавалась? Какая идея за ней стоит?
Каждая работа имеет свою историю, сложно остановиться на какой-то одной.
Вот этот кадр совершенно случайный. Мы с моделью возвращались со съёмки домой, проезжая по деревенской улочке, я увидела из окна машины гусей. Они важно расхаживали вокруг своей хозяйки, сидящей на этом старом спиленном дереве, щёлкая семечки. Резко остановив машину, понимая, что другого такого шанса больше не будет, я побежала к женщине. На мою просьбу разрешить сделать несколько кадров с гусями около её заборчика, она охотно согласилась. Задача модели была просто посидеть на этом бревне, около гусей. Ясе (так звали мою девочку) было жутко страшно.
Ну кто из нас не боится гусей? Многие не понаслышке знают, как больно они щипаются и как страшно шипят. Не успел Яся и глазом моргнуть, как хозяйка вручила ей прямо в руки одного из своих подопечных. Видели бы вы глаза моей модели! Но Яся молодец, она стойко пережила эти две минуты, а я в свою очередь, смогла схватить один единственный кадр, где она не корчится от страха и не кричит. Теперь эта фотография разъезжает по выставкам в нашей области.
Елена, многие фотографы не умеют зарабатывать на своём творчестве. Вы могли бы дать какие-нибудь советы, которые могут помочь им стать на правильный путь в этом направлении?
Если говорить именно о творческой фотографии, то на ней тоже можно заработать. Например, на творчестве я зарабатываю награды в конкурсах. Можно выставлять свои работы на стоки и другие продающие платформы. Также творческие проекты привлекают клиентов, которые видят работы, им может понравиться, как и сама идея, так и вы как фотограф и они придут к вам на съёмку, поскольку творческие проекты, как правило, более подготовленные, в отличие от коммерческих.
Вы снимаете собственные творческие проекты или сосредоточены исключительно на коммерции? Как часто вам удаётся это делать и насколько для вас важно заниматься именно творческой съёмкой?
Я много снимаю творческих проектов. Идеи приходят спонтанно и периодично. Творчество необходимо фотографу как пища для человека. В нём мы выражаем себя, выплёскиваем энергию, воплощаем идеи в жизнь. Здесь мы сами себе хозяева и можем снимать что угодно, насколько хватит нашей фантазии, учиться, экспериментировать, кайфовать от результата. Лично я без него не могу и это в прерогативе. Поначалу у меня было очень много творческих проектов, я снимала чуть ли не каждый день. Сейчас реже, я стала более обдуманно подходить к идее, тщательнее готовиться. Творческих проектов может быть как один в месяц, так и десять, всё зависит от вдохновения.
Как проходит ваш съёмочный день? У вас есть помощники на площадке или вы работаете самостоятельно? Возможно, у вас большая команда и, если да, насколько она важна для вас?
В основном я работаю одна. Иногда я прошу мам помочь что-то подержать. Мне не сильно важен грим и макияж, одежду для творческой съёмки я собираю всегда сама, поэтому необходимости в стилистах, визажистах нет. Для съёмки мне нужна только модель и фотоаппарат.
Елена, что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Желание, либо единственная возможность. Бывают дни и даже недели, когда не хочется ничего снимать. Но понимая, что, например, завтра начнётся неделя дождей, а я не успела сделать фотографию в ромашках, которые потом отцветут, либо пшеница, которую скоро скосят или место, которое сейчас красивое, а через два дня утратит свою красоту и т.д. – всё это призывает действовать. И через «не хочу», берёшь камеру и летишь на съёмку, потому что это последняя возможность сделать, забываешься в процессе, увлекаешься, потом любуешься и становишься чуточку счастливее.
У вас множество наград. Поделитесь, насколько для вас важно участие в конкурсах? Нужно ли это начинающим фотографам и помогает ли такое участие уже состоявшимся фотографам?
Да, я постоянно участвую в конкурсах со своими творческими работами, получаю награды. Считаю, что обязательно нужно участвовать тем, кто хочет от фотографии большего, чем просто заработок, для кого она наполнена художественным смыслом и кто снимает творческие проекты. Именно по результатам конкурса можно понять свой уровень как фотографа и каждая победа, и даже проигрыш стимулируют двигаться дальше.
Елена, вы бы могли дать несколько важных советов начинающим фотографам, которые только делают первые шаги в фотографии?
Определите для себя в первую очередь, что вы хотите – зарабатывать деньги фотографируя всё подряд, гнаться за заказами, едва научившись снимать либо создавать красивые картины, оттачивать мастерство, найти свой стиль, участвовать в выставках и конкурсах и получать награды?
На своём опыте могу сказать, что, когда я стала брать много коммерческих заказов, поняла, что это убивает меня как художника и делает ремесленником. Нет времени на развитие, теряется индивидуальность, накапливается сильная усталость. В один момент можно просто «сгореть». Найдите золотую середину для себя. Ответьте на вопрос самому себе «Чего я хочу от фотографии». Если вы хотите чего-то большего, чем быть просто фотографом, то не гонитесь за деньгами и клиентами. Развивайтесь! Учитесь! Оттачивайте мастерство. Участвуйте в конкурсах. Посещайте мастер–классы, мечтайте, ставьте цели и достигайте их. Не обесценивайте свой труд. Пусть будет меньше клиентов, но зато они будут качественными, они будут стараться, а вы будете стараться для них в ответ. Придёт время и люди сами потянутся к вам.
Поверьте, если идти к цели, не распыляясь на мелочи, то жизнь сама выстроит вам путь. Возможно, это звучит несколько наивно, но так и есть. Ещё 4 года назад меня не знал никто. Я смотрела на свои идеалы и мечтала когда-нибудь создавать такие же прекрасные работы. И сейчас мечтаю, но при этом много изучаю, постоянно узнаю что-то новое. Моя мечта и стремление сами привели меня к моим кумирам, к тем, казалось бы, недосягаемым звёздам, которые стали сейчас знакомыми. Это лишь начало пути. Поверьте, у вас всё получится, главное — делать!
Ещё больше работ автора в социальных сетях и сайте:
Сайт: https://echernika.ru/
ВКонтакте: vk.com/echernika
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube