Друзья, продолжаю вести новую рубрику #Нашилюди, в которой мы общаемся в свободной форме с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза. Это необязательно уже именитые фотографы, хотя и с такими мы тоже пообщались, данная рубрика создана для того, чтобы показать, что у всех нас, есть что-то общее – это любовь к фотографии и то, что все мы когда-то родились на территории бывшего самого большого государства.
Интерьерная съемка и съемка картин в разрешении 400-мегапикселей разве такое огромное разрешение кому-то нужно, могут задать вопрос некоторые, на что наш сегодняшний гость – профессиональный коммерческий фотограф – Александр Ситников ответит утвердительно, ведь его основной вид деятельности – это съемка картин, икон и других арт-объектов, а также самые лучшие интерьеры Юга России. Александр с уверенностью может сказать, что большие разрешения в фотографии также пользуется спросом у клиентов, как и видео в 4К которое сегодня уже стало мейнстримом.
Приветствую вас, представьтесь пожалуйста нашим читателям и расскажи немного о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно, хобби или профессия? Расскажи, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать Вашим основным увлечением, работой?
Доброго времени суток! Меня зовут Александр. Я родился в 1984 году в городе Нефтеюганске и прожил там 17 лет. В начале 2001 года переехал на юг России в город Краснодар, где по сей день и проживаю.
С середины 90-х и до начала 2000х годов я занимался всем тем, что связано с компьютерами. В мои обязанности входила оценка, покупка, продажа, сборка, ремонт ПК и оргтехники. Спустя какое-то время бизнес с ПК пошёл на спад, и я решил попробовать себя в мебельном деле, проработав дизайнером-технологом по корпусной мебели около 10 лет. В это же время я приобрел свой первый зеркальный фотоаппарат Canon EOS 5D Mark 2. Поучился снимать на него около года и продал. Но на этом с фото всё не закончилось… Сразу после продажи тяжёлого зеркального Кэнона я приобрёл свою первую беззеркальную камеру от Fujifilm. Это был невероятно компактный и лёгкий фотоаппарат FUJIFILM Х-Е1, с которым я ходил везде и снимал, практически, каждый день. Так пролетели очередные 6-7 лет и за все это время фотоаппарат ни разу меня не подвел. Не было ни единой поломки или даже мелкого сбоя в работе.
Я очень привык к этой технике. В X-E1 меня устраивало всё-всё-всё ровно до тех пор, пока я не решил уйти из мебельного бизнеса и превратить своё десятилетнее хобби в основную работу. Для этого пришлось перейти на новую модель Х-Т2, которая была заметно получше и побыстрее старого Х-Е1. С приобретением Х-Т2 я начал снимать репортажи в театрах, свадьбы, корпоративные мероприятия и многое другое… Это продолжалось до тех пор, пока я, случайно, не попробовал себя в жанре интерьерной фотосъёмке… Именно так начался мой путь профессионального фотографа. В основном снимал дорогую мебель в салонах, квартиры для продажи, дома для выставок, коммерческие помещения для аренды итд. Параллельно со съёмкой интерьеров я так же увлёкся фотосъёмкой произведений искусств и начал активно развиваться в этом направлении. Два года назад приобрел свои первые среднеформатные камеры, которые открыли мне двери в мир искусства и дали возможность развиваться дальше в любимом деле.
Сейчас я больше снимаю картины, иконы и другие арт-объекты, нежели интерьеры… Но от хороших предложений с интерьерной фотосъёмкой не отказываюсь. Если время позволяет, то почему бы и да:)
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
В данный момент времени я снимаю на фотоаппарат FUJIFILM GFX 100. Пожалуй, это лучший фотоаппарат, который можно приобрести за деньги для того, чем я занимаюсь. В своей работе так же использую МакБук Про с несколькими программами, куда входит программа для просмотра и отбора изображения — Lyn, проявщики — Adobe Lighroom Classic и Capture One 21. Photoshop есть, но его не использую, т.к. нет надобности. Почему этот софт? Выбираю удобство, простоту и лучший результат. Всё это дают мне перечисленные программы, которые к тому же и стоят недорого.
Как вы считаете, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой точно не стоит! Ведь начинающий фотограф не знает, какая именно камера будет лучшей для него. Я думаю, что это прекрасная возможность потратить кучу денег впустую и по факту не получить желаемого результата. Поначалу вкладывайтесь в технику попроще и больше уделяйте время практике. Теория так же важна, поэтому не стоит недооценивать инструкцию к фотоаппарату, которая к тому же доступна сразу и без каки-либо заоблачных вложений:)) Лучше неё вряд ли кто-то сможет объяснить все возможности Вашей техники.
Полностью согласен с мнением, что дорогая техника не сделает из неопытного фотографа профессионала. Зато знания и опыт профессионала всегда помогут выжать максимум из любой техники, даже если это мобильный телефон или любая другая камера для среднестатистического пользователя.
Цветная или черно-белая фотография? Что предпочитаете больше и почему?
Цветная фотография. Для меня выбор очевиден, т.к. я каждый день работаю с цветом. Из цветной фотографии можно легко сделать любую имитацию ЧБ, а вот ЧБ перевести в цвет уже будет много-много сложнее.
Пленка или цифра, почему?
Плёнка и цифра! Для творчества одинаково хорошо подходит и то и другое. А для современной проф работы, в большинстве случаев, удобнее использовать цифру. С трудом представляю, как бы я снимал на плёнку свои проекты, но в то же время прекрасно понимаю, что любые другие жанры вполне себе могут зайти на старый, но до сего дня актуальный носитель информации.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете?
До сих пор я всё снимал и продолжаю снимаю с естественным светом, но в самом ближайшем будущем планирую переходить на качественный импульс. Без этого уже не вижу дальнейшего развития в своей сфере, поэтому присматриваюсь к Broncolor. Если всё сложится, то возьму себе шикарный комплект от одного из лучших производителей света с богатой историей и, практически, эталонным качеством своей продукции.
Кто вдохновляет вас на Ваше творчество? Есть ли фотографы или художники, возможно, другие творческие личности чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии? Как считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Меня вдохновляют художники, которых я снимаю, а также работы лучших интерьерщиков. Всех вряд ли вспомню и смогу перечислить, т.к. их очень много в сети и по миру. Жаль, что фотографов, которые снимают произведения искусства, найти много сложнее, чем тех же интерьерщиков или репортажников. Думаю, мои работы выделяются на общем фоне хотя бы потому, что мало кто снимает картины с естественным светом. Очень тяжело контролировать такой свет, поэтому 100% предметчиков переходит на что-то более или менее управляемое, а тут вариантов не так уж много. Либо постоянный видеосвет на галогенах/диодах, либо импульсный.
Расскажи подробнее об одном из своих изображений (пометь его, чтобы я его правильно прикрепил). При каких обстоятельствах оно было снято, есть ли какая-то история его появления? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Снимок, с которого всё началось… Январь 2012 года и моя первая зеркальная камера, стоимостью более ста тысяч рублей. На этом снимке я запечатлел своё отражение с новенькой камерой в большом зеркале. Вокруг было много красивой мебели. Это был салон, в котором я тогда работал дизайнером-технологом по корпусной мебели… Наверное, это была одна из лучших камер на тот момент времени, и я был безумно рад такому старту!
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. считаете себя документалистом или больше художником?
Моя фотография больше считается документальной, нежели художественной, т.к. нужно передать максимально точно все то, что есть в действительности на полотнах, написанных художниками или же дизайнерами, но уже в интерьере. Иногда слегка приукрашиваю работу, но стараюсь делать это едва заметно для глаз зрителя. Считаю себя документалистом с едва уловимыми навыками художника. В далеком детстве учился в художественной школе, но потом забросил это направление из-за компьютеров. Наверное, сейчас пытаюсь наверстать потребность своего существа, снимая работы реальных мастеров своего дела и получая при этом нереально-огромный опыт насмотренности.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Встречи с новыми интересными людьми, общение, а также желание расти и развиваться в своём деле. Хочу стать одним из лучших фотографов в жанре «интерьерная фотосъёмка» и «фотосъёмка произведений искусств».
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Кризис с пандемией немножко затормозил меня в развитии, т.к. съёмок стало заметно меньше… Но в последнее время всё налаживается. Сарафанное радио, Инстаграм и ВК делают своё дело. Каждый день соцсети направляют ко мне всё больше и больше новых клиентов, а также максимально помогают в раскрутке и продвижении моей не совсем стандартной деятельности. История с ограничениями немного связывает руки, но надо учитывать тот момент, что я не так много контактирую с людьми лично. Соцсети и всевозможные мессенджеры помогают решить большую часть вопросов на расстоянии.
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается Ваша фотография по шагам от и до?
Большая часть будущих клиентов находят меня в соцсетях или же им советуют меня друзья и знакомые напрямую. Сперва мы списываемся, либо созваниваемся и мне рассказывают о том, что хотят получить в результате нашего сотрудничества. Если это интерьерная фотосъёмка, то я рассказываю о всевозможных нюансах, которые связаны с данным видом съёмок.
Максимально подробно рассказываю про подготовку помещений, клининг, временные рамки и т.д. Обсуждаем количество фотографий и цену. Беру предоплату, после чего выезжаю на объект, осматриваю его лично и даю рекомендации по факту на месте. Заранее договариваемся о дате съёмки, после чего ждём назначенного времени, и я приступаю к работе.
Съёмки проходят, как в одиночку, так и с дополнительной рабочей силой в виде дизайнеров, декораторов или ассистентов. Тут всё зависит от конкретных задач. Фотосъёмка картин зачастую осуществляется на месте у клиента, либо в моей студии.
После непосредственного фотографирования объекта я приступаю к отбору нужных кадров в Lyn и дальнейшей обработке снимков в программе Adobe Lightroom Classic или Capture One 21. Если это сложные снимки в высоком разрешение от 400 мегапикселей, то предварительно идет склейка файлов в специализированной программе от FUJIFILM.
Обработка файлов, как правило, занимает много больше времени, чем съёмка самого объекта. Когда все готово, то я скидываю весь материал в разном разрешении и форматах на облако, после чего отправляю ссылку клиенту. В процессе работы могу показывать клиенту промежуточные варианты, чтобы максимально точно определиться со стилистикой обработки и наверняка удовлетворить все требования заказчика.
В конечном счете заказчик получает несколько файлов в jpg с разным разрешением от 24 до 400 мегапикселей, а также 16-битный TIFF в максимальном доступном/оплаченном разрешении для последующей подготовки файла к печати. Одна готовая фотография может занимать на носителе до нескольких гигабайт.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Берите любую камеру в руки, вдумчиво читайте инструкцию, которая идёт вместе с данной техникой, либо списывайте её в интернете, изучайте и тут же пробуйте снимать… В промежутках между съёмками сравнивайте свои работы с работами тех мастеров, которые Вам симпатичны.
Насмотренность в этом деле помогает очень сильно. Так же могу посоветовать найти хорошего учителя и, если позволяют средства, позаниматься с ним лично/по интернету, либо попробовать устроиться ассистентом. Зачастую это поможет сэкономить самый главный ресурс в освоении — время. Учитесь коммуницировать с фотографами, чьи работы Вам нравятся.
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Если у вас появилось желание заняться данным видом съёмок, то не слушайте советчиков, которые настраивают на негатив. Только настойчивость и неиссякаемое желание творить, помогут Вам достичь желаемого! Это касается любого вида деятельности. Любите то, чем вы занимаетесь и делайте свою работу настолько хорошо, насколько это возможно здесь и сейчас. Всегда оценивайте свои достижения и не прекращайтесь развиваться.
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
Благодарю вас за прекрасную возможность показать свои работы и поделиться частичкой своей истории с читателями! До новых встреч!
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[vk], [instagram.com/sitnikov_photo], [фотографии в оригинальном разрешении от 100 до 400МП]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube