В работах великого Эдварда Стайхена, каждая из которых кажется отпечатанной пальцами времени, зарождалась будущая элита фотографии. Именно на его работах выросли и вдохновлялись многие современные мастера, а его коллекционные снимки превратились в объект желания для истинных ценителей искусства. Сегодня за его произведениями, оценёнными в миллионы, борются коллекционеры, стремящиеся запечатлеть в своих руках фрагмент великого наследия.
Эдвард Стайхен (Edward Steichen) выступил пионером в нескольких сферах фотографии. В 1932 году он смело завоевал новые вершины, создав первую цветную обложку для Vogue. Его взгляд на искусство фотографии изменил облик художественной съёмки, превращая рекламу в истинное произведение искусства. Считается, что Стайхен — первый модный фотограф, он был мастер с множеством талантов. Создавал глубокие портреты, модные работы, зафиксировал в своём объективе архитектурные шедевры, а также подарил миру уникальные документальные снимки во времена войн и разрухи. Его вклад в дизайн и кураторство выставок также остаётся великим.
Эволюция его творчества была постоянной. Этот классик фотографии, ставший таковым ещё при жизни, словно пережил несколько жизней, так разнообразна его манера искусства.
Свою личную и творческую эволюцию Эдвард Стайхен выразил в серии автопортретов, снятых в течение 27 лет. На ранних снимках, изящных и поэтичных, он, словно молодой художник, держит палитру. Его послание ясно — успех в фотографии как искусстве зависит от живописного мастерства. Поздний портрет 1917 года, перед тем как он отправился на фронт, прямой и открытый. В руках у него камера, и на этот раз он говорит о фотографии как о средстве фиксации реальности, о её собственной ценности. Третий портрет — Стайхен-наблюдатель. Он достиг славы, пробовал себя в разных сферах, и его взгляд на мир изменился. Поэтическая сторона отступила на второй план, и он подчеркивает, что фотография, прежде всего, является способом передать правду о человеке человеку.
Эдуард Жан Стайхен родился 27 марта 1879 года в маленьком городке Бейвенг на юге Люксембурга. Экономические трудности вынудили его семью эмигрировать в Соединённые Штаты. Их история — часть «большого исхода люксембуржцев» в конце XIX века из-за сложной экономической обстановки. В Америке Эдвард стал Эдвардом, а его мать Мари Кемп адаптировала своё имя как Мэри. В Штатах она открыла мастерскую по изготовлению шляп, которая обеспечивала семью. Отец Стайхена, Жан-Пьер, изменил свою жизнь после тяжёлых работ в шахтах, посвятившись уходу за садом. Эту страсть он передал Эдварду и его младшей сестре.
Стайхен посещал католический колледж, который ему казался чрезмерно скучным. Он отдавал много времени живописи и был поглощён творчеством Моне, Уистлера и Родена. Его страсть к изучению мастерства художников привела его в библиотеку, где он не пропускал ни одного выпуска журнала «Американский фотограф-любитель», издаваемого Альфредом Стиглицем.
В 16 лет Эдвард бросил колледж, купил свой первый фотоаппарат на деньги матери и стал учеником в литографской мастерской. Его первый опыт в фотографии был неудачным: из 50 кадров лишь один оказался чётким — портрет сестёр за фортепиано. Отец считал это катастрофой, но мать верила в потенциал сына, утверждая, что эта фотография стоила 49 неудач.
Стайхен нашёл вдохновение в поддержке матери и начал активно заниматься фотографией. Его страстью стал пикторализм — поэзия нечётких контуров, таинственная дымка, живописные силуэты. Чтобы достичь нужного эффекта, он плевал на объектив и пинал штатив во время съёмки. Одной из успешных работ того периода стала «Дама в дверном проёме», которую хвалили на Филадельфийском салоне в 1899 году.
Эдвард Стайхен, вечный экспериментатор и вундеркинд фотографии, научился творить виртуозно, даже когда ему было всего 25 лет. Его работа «Озеро в лунном свете» стала не только одной из самых известных, но и одной из самых дорогостоящих в истории фотографии, проданной на аукционе Сотбис за почти 3 миллиона долларов в 2006 году. В своих творениях он поднимался выше простого изображения, заставляя зрителя задуматься над глубиной и символизмом каждого кадра.
Судьба свела Стайхена с Огюстом Роденом во время велосипедной поездки по Европе, где он увлёкся скульптурой и сравнил свою работу с храмом, оживлённым природой. Это знакомство стало началом долгого сотрудничества и дружбы. В Париже Стайхен поглубже вник в искусство, посещая курсы живописи, но быстро покинул их, отдав предпочтение свободе и живописности импрессионизма.
Его жизнь двигалась стремительно. После успешной выставки в Париже он вернулся в Нью-Йорк, где познакомился с Альфредом Стиглицем. Сотрудничество со Стиглицем, первыми публикациями в известных журналах, и успешными выставками сделали Стайхена признанным и уважаемым фотографом.
Однако великий кризис наступил с началом Первой мировой войны. Военные обязанности изменили Стайхена, сделав его остервенелым и разочарованным. Верный пикторализму период завершился. Он начал посвящать себя «прямой» фотографии, стремясь документировать ужасы войны. Это решение привело к расставанию со Стиглицем, но открыло новые горизонты для развития модной фотографии.
Следующий поворот в его жизни наступил в 1947 году, когда он стал директором отдела фотографии в Музее современного искусства. Здесь он отдал предпочтение кураторской работе, организовывая выставки и поднимая фотографию на новый уровень признания. Его принципиальная выставка «Род человеческий» стала мировым событием, внесённым в список Всемирного документального наследия ЮНЕСКО.
Стайхен ушёл из жизни в 1973 году, но его наследие живёт в словах и в объективе. Он оставил свой след как великий мастер фотографии, пионер, чей взгляд изменил ход искусства. Стайхен прожил не одну, а множество фотографических жизней, а это много стоит.
Ещё больше работ по ссылке: edwardsteichen.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube