Доминик Иссерманн: гармония формы, света и тени

фото: Dominique Issermann

Безупречные чёрно-белые портреты Доминик Иссерманн (Dominique Issermann) словно озарены светом создают магическую атмосферу. Это свечение, известное как «Свет Иссерман», стало объектом изучения в фотографических учебных заведениях. Ювелирная точность композиции, поэтичность и интимность её образов придают снимкам статус живописных полотен эпохи Возрождения.

фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann

Её фотографии обладают «округлой» формой. Даже тем, кто далёк от мира искусства, не устоит перед гармонией золотого сечения, присутствующей в каждом кадре. Взгляд плавно следует по спирали, проникая в хрупкую оболочку кадра. Иссерманн не просто вписывает фигуру в композицию; она создаёт композицию, подчиняя её естественным изгибам человеческого тела.

«Меня привлекает сочетание пропорций тела и пространства», — говорит французский фотограф Доминик Иссерманн. «В своей молодости я мечтала стать театральным режиссёром. Фотограф, в некотором смысле, тоже режиссёр, расставляющий людей на своей уникальной сцене».

фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann

Каждый элемент её кадра заполнен глубоким смыслом. Коллеги восхищаются точностью взгляда Доминик, а друзья шутливо прозвали её «рысью» — она способна точно называть и запоминать каждый кадр из нескольких десятков в секунду.

«Это врождённое качество. В детстве я обожала уставиться на что-то и долго разглядывать. Взрослые критиковали за неэтичное поведение, но я так и не смогла избавиться от этой привычки».

Сегодня она всё также не отрывает взгляда и устремляет его вглубь. Встаёт в стойку с фотоаппаратом, выжидая того магического момента.

фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann

«Когда я работаю в студии, я жду момента, когда всё замирает. Как перед грозой, когда даже собаки перестают лаять. Этот момент предвестия — сейчас произойдёт что-то особенное. В этот миг раскрывается красота. И всё это чувствуют».

Миниатюрная блондинка с пышными светлыми волосами, всегда в чёрном свитере и чёрных брюках, оставляет впечатление открытой и непосредственной, словно ребёнок, на съёмочной площадке. Иссерманн, несмотря на свой статус одного из лучших портретистов своего времени, не поддаётся стандартному облику бронзового классика фотографии.

фото: Dominique Issermann

Она вспоминает трогательный момент своего первого знакомства с камерой в четыре года, когда она сфотографировала свою маму, развешивающую бельё. В документальном фильме о своём творчестве Доминик показывает один из своих первых портретов из молодости — чёрно-белый снимок двух азиатских девочек. Одна из них дерзко смотрит в кадр, сжимая в руке пистолет вместо куклы.

«Эта фотография особенно важна для меня», — говорит Иссерманн. «С неё начался мой путь. Я поняла, что фотограф должен увидеть и запечатлеть то, что видят все, но проходят мимо».

фото: Dominique Issermann

Иссерманн, изучив литературу в Сорбонне и проведя несколько лет в Риме среди французских друзей, включая режиссёра Жан-Люка Годара, возвращается в Париж. Начав свою карьеру на съёмочных площадках с Феллини и Бертолуччи, она фотографирует знаменитостей, таких как Катрин Денёв, Изабель Аджани и Жерар Депардье.

Её стиль всегда был узнаваемым — изысканные монохромные изображения, которые принесли ей контракт с модным домом Сони Рикель. Работая с Рикель десять лет, Иссерманн создаёт фотографии, далёкие от стереотипов коммерции. Это утончённые чёрно-белые кадры с романтичными девушками, символизирующими вечную женственность.

фото: Dominique Issermann

«Работа с Соней Рикель изменила мою жизнь», — говорит Иссерманн. «Она направила меня в модную фотографию, хотя всегда ощущала особую привязанность к кино. Меня восхищают фильмы Микеланджело Антониони. Женщины в его фильмах всегда таинственны и находятся вне привычных сценариев. Такие образы, всегда будут вдохновлять меня».

Её чёрно-белая съёмка 1991 года — яркое подтверждение этих слов. Старинная вилла, тревожный мужчина с обнажённым торсом на террасе. Девушка в пальто, в сетчатых колготках, на туфлях на шпильке. Она одинока и неуместна на пляже. В десятке кадров разыгрывается настоящая любовная драма: отчаяние, нервные объятия, примирение. Все снимки Иссерманн — это рассказанная ею история. Здесь нет банальности рекламного заказа. Она вовлекает в кадр стариков, животных, детей. Её фотография эстетична и изысканна, но всегда отражает реальность.

фото: Dominique Issermann

Со многими моделями она сотрудничает десятилетиями, среди них Летиция Каста. Её знаменитая съёмка обнажённой модели в термальных банях стала настоящим гимном женственности. Это была последняя работа, снятая полностью на плёнку. С 2006 года Доминик использует камеру Canon 5D Mark IV и предпочитает рассеянный свет. В студии минимум источников освещения, чёрный или серый фон.

Она почти не делает автопортретов и селфи. Шутит, что сняла парочку, и больше не подходит к зеркалу. Но бережно хранит свой старый снимок с полосатой кошкой, который сделал музыкант Леонард Коэн. На фотографии она молода и влюблена. Девять лет длился их роман, который перерос в самую крепкую дружбу. Доминик музыканту посвятила свои фотографии в альбоме «Я твой мужчина». Она стала свидетельницей создания его великих песен. Коэн вдохновил её «говорить» самыми простыми словами, полировать образ до его сути.

фото: Dominique Issermann

«Я слышала, как она два года работала над ‘Hallelujah’, прежде чем она была закончена. Эту песню мы можем слушать тысячу раз, и каждый раз открываем для себя что-то новое. Я не знаю никого, кто мог бы обращаться с языком так, как он, проникать до мозга костей».

Иссерманну Коэн доверил снять свои первые клипы — «Танцуй со мной до конца любви», «Сначала мы возьмём Манхэттен». Фотографии Доминик использовались для обложек его альбома и книги. Одна из их последних совместных работ — двенадцать коротких клипов для альбома Коэна «Старые идеи». Иссерманн тяжело переживала уход близкого человека. На память у неё осталась серия самых живых, непостановочных кадров его жизни, работы, их общего счастья.

фото: Dominique Issermann

Иссерманн — первая женщина-фотограф, получившая эквивалент «Оскара» за свою модную фотографию на Французской премии моды в 1987 году. В её портфолио съёмки для Кристиана Диора, Нины Риччи, Ланкома, Виктории Сикрет, Тиффани, Шанеля и других мировых брендов. В свои 74 года она продолжает сотрудничать с Vogue, Elle, Madame Figaro, The New York Times, выпускать книги, снимать музыкальные клипы. Доминик не боится конкуренции и массовости цифровой фотографии.

«Литературный почерк не исчез с появлением ручки, и фотография не угрожает ему».

фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann
фото: Dominique Issermann

Ещё больше работ по ссылке: https://www.dominiqueissermann.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь