Безупречные чёрно-белые портреты Доминик Иссерманн (Dominique Issermann) словно озарены светом создают магическую атмосферу. Это свечение, известное как «Свет Иссерман», стало объектом изучения в фотографических учебных заведениях. Ювелирная точность композиции, поэтичность и интимность её образов придают снимкам статус живописных полотен эпохи Возрождения.
Её фотографии обладают «округлой» формой. Даже тем, кто далёк от мира искусства, не устоит перед гармонией золотого сечения, присутствующей в каждом кадре. Взгляд плавно следует по спирали, проникая в хрупкую оболочку кадра. Иссерманн не просто вписывает фигуру в композицию; она создаёт композицию, подчиняя её естественным изгибам человеческого тела.
«Меня привлекает сочетание пропорций тела и пространства», — говорит французский фотограф Доминик Иссерманн. «В своей молодости я мечтала стать театральным режиссёром. Фотограф, в некотором смысле, тоже режиссёр, расставляющий людей на своей уникальной сцене».
Каждый элемент её кадра заполнен глубоким смыслом. Коллеги восхищаются точностью взгляда Доминик, а друзья шутливо прозвали её «рысью» — она способна точно называть и запоминать каждый кадр из нескольких десятков в секунду.
«Это врождённое качество. В детстве я обожала уставиться на что-то и долго разглядывать. Взрослые критиковали за неэтичное поведение, но я так и не смогла избавиться от этой привычки».
Сегодня она всё также не отрывает взгляда и устремляет его вглубь. Встаёт в стойку с фотоаппаратом, выжидая того магического момента.
«Когда я работаю в студии, я жду момента, когда всё замирает. Как перед грозой, когда даже собаки перестают лаять. Этот момент предвестия — сейчас произойдёт что-то особенное. В этот миг раскрывается красота. И всё это чувствуют».
Миниатюрная блондинка с пышными светлыми волосами, всегда в чёрном свитере и чёрных брюках, оставляет впечатление открытой и непосредственной, словно ребёнок, на съёмочной площадке. Иссерманн, несмотря на свой статус одного из лучших портретистов своего времени, не поддаётся стандартному облику бронзового классика фотографии.
Она вспоминает трогательный момент своего первого знакомства с камерой в четыре года, когда она сфотографировала свою маму, развешивающую бельё. В документальном фильме о своём творчестве Доминик показывает один из своих первых портретов из молодости — чёрно-белый снимок двух азиатских девочек. Одна из них дерзко смотрит в кадр, сжимая в руке пистолет вместо куклы.
«Эта фотография особенно важна для меня», — говорит Иссерманн. «С неё начался мой путь. Я поняла, что фотограф должен увидеть и запечатлеть то, что видят все, но проходят мимо».
Иссерманн, изучив литературу в Сорбонне и проведя несколько лет в Риме среди французских друзей, включая режиссёра Жан-Люка Годара, возвращается в Париж. Начав свою карьеру на съёмочных площадках с Феллини и Бертолуччи, она фотографирует знаменитостей, таких как Катрин Денёв, Изабель Аджани и Жерар Депардье.
Её стиль всегда был узнаваемым — изысканные монохромные изображения, которые принесли ей контракт с модным домом Сони Рикель. Работая с Рикель десять лет, Иссерманн создаёт фотографии, далёкие от стереотипов коммерции. Это утончённые чёрно-белые кадры с романтичными девушками, символизирующими вечную женственность.
«Работа с Соней Рикель изменила мою жизнь», — говорит Иссерманн. «Она направила меня в модную фотографию, хотя всегда ощущала особую привязанность к кино. Меня восхищают фильмы Микеланджело Антониони. Женщины в его фильмах всегда таинственны и находятся вне привычных сценариев. Такие образы, всегда будут вдохновлять меня».
Её чёрно-белая съёмка 1991 года — яркое подтверждение этих слов. Старинная вилла, тревожный мужчина с обнажённым торсом на террасе. Девушка в пальто, в сетчатых колготках, на туфлях на шпильке. Она одинока и неуместна на пляже. В десятке кадров разыгрывается настоящая любовная драма: отчаяние, нервные объятия, примирение. Все снимки Иссерманн — это рассказанная ею история. Здесь нет банальности рекламного заказа. Она вовлекает в кадр стариков, животных, детей. Её фотография эстетична и изысканна, но всегда отражает реальность.
Со многими моделями она сотрудничает десятилетиями, среди них Летиция Каста. Её знаменитая съёмка обнажённой модели в термальных банях стала настоящим гимном женственности. Это была последняя работа, снятая полностью на плёнку. С 2006 года Доминик использует камеру Canon 5D Mark IV и предпочитает рассеянный свет. В студии минимум источников освещения, чёрный или серый фон.
Она почти не делает автопортретов и селфи. Шутит, что сняла парочку, и больше не подходит к зеркалу. Но бережно хранит свой старый снимок с полосатой кошкой, который сделал музыкант Леонард Коэн. На фотографии она молода и влюблена. Девять лет длился их роман, который перерос в самую крепкую дружбу. Доминик музыканту посвятила свои фотографии в альбоме «Я твой мужчина». Она стала свидетельницей создания его великих песен. Коэн вдохновил её «говорить» самыми простыми словами, полировать образ до его сути.
«Я слышала, как она два года работала над ‘Hallelujah’, прежде чем она была закончена. Эту песню мы можем слушать тысячу раз, и каждый раз открываем для себя что-то новое. Я не знаю никого, кто мог бы обращаться с языком так, как он, проникать до мозга костей».
Иссерманну Коэн доверил снять свои первые клипы — «Танцуй со мной до конца любви», «Сначала мы возьмём Манхэттен». Фотографии Доминик использовались для обложек его альбома и книги. Одна из их последних совместных работ — двенадцать коротких клипов для альбома Коэна «Старые идеи». Иссерманн тяжело переживала уход близкого человека. На память у неё осталась серия самых живых, непостановочных кадров его жизни, работы, их общего счастья.
Иссерманн — первая женщина-фотограф, получившая эквивалент «Оскара» за свою модную фотографию на Французской премии моды в 1987 году. В её портфолио съёмки для Кристиана Диора, Нины Риччи, Ланкома, Виктории Сикрет, Тиффани, Шанеля и других мировых брендов. В свои 74 года она продолжает сотрудничать с Vogue, Elle, Madame Figaro, The New York Times, выпускать книги, снимать музыкальные клипы. Доминик не боится конкуренции и массовости цифровой фотографии.
«Литературный почерк не исчез с появлением ручки, и фотография не угрожает ему».
Ещё больше работ по ссылке: https://www.dominiqueissermann.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube