Интервью с Денисом Гордиенко. Классический пейзаж на пленку в цифровую эпоху

11 июня в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открывается выставка пейзажиста Дениса Гордиенко. Масштаб, лиричность и пленка — основа, на которую фотограф опирался при создании панорамных снимков, вошедших в экспозицию «Русские пейзажные традиции». Редакция Photar.ru взяла интервью у мастера.

Первый фотоаппарат — «Смена-2М» вам подарил отец. Он угадал или уже тогда заметил ваше увлечение визуальным искусством?

Отец сам увлекался фотографией. Помню, с детства мы проявляли фотографии в ванной. Был красный фонарь, под которым печатали через фотоувеличитель. Печатали и развешивали снимки. Они сохли на кухне. Наверное, это стандартная для многих история в советское время, в 70-е годы.

Случайный или не случайный это был подарок? Я действительно двигался в направлении визуального искусства. Началось еще с дошкольного возраста, когда мы жили в Измайлово — я ходил в художественный кружок. ИЗО-студию.

Там мы рисовали картины — это были мои первые шаги в изобразительном искусстве. Наверное, они не прошли даром, и да, это была работа с цветом, с формами, с построением кадра, пейзажем. Увлечение визуальным искусством было не случайным — и отец это видел во мне.

Когда в руки попал фотоаппарат (в 11 или в 12 лет), я начал снимал все вокруг. Семью — и эти фотографии до сих пор остались, Останкинскую башню, Петровский замок. В юношеские годы, помню, хотел стать художником, выходил на пленэр с мольбертом. Жизнь повернула в другую сторону.

Я попал в армию. Но увлечение фотографией продолжало жить — я стал ротным фотографом. До сих пор остались армейские фотографии, армейские альбомы. И сам фотоаппарат всегда оставался со мной.

К началу нулевых вы нашли свой жанр. Портрет-пейзаж России.

В одном кафе в центре Москвы на стенах висели фотографии. Я заглянул в это местечко и они произвели на меня такое впечатление, что я спросил: «Слушайте, снимки продаются?». Мне ответили, да, можем вам продать. Я купил их все, и они висели в какое-то время в офисе.

Эти пейзажные кадры очень меня радовали. Так и получилось, что выбирая жанр фотографии для себя, я понял, что пейзаж — это то, что меня самого цепляет, производит эмоциональное впечатление.

Ну и, конечно, знакомство с Виктором Грицуком, который целенаправленно работал с пейзажом. Хотя он был известный советский фотограф, снимал и Высоцкого, и Леонова. Это были классные портреты, но все-таки он для себя тоже выбрал пейзаж и его работа с панорамной камерой давала совсем другие возможности: технические и визуальные. По этим двум причинам я и сфокусировал все свое внимание на пейзаже.

Виктор Петрович многому вас научил?

О покойных гениях или хорошо, или ничего. На самом деле, как и, наверное, все гении, Виктор Петрович был непростым человеком. Относился ко всем немножко свысока. Иногда сложный и тяжеловатый, но мы не будем на этом заострять внимание.

Сказать, что он системно меня учил — конечно, нет. Больше приходилось самому подсматривать его фишки.

Экспедиции были. На Валаам, Кенозеро, Онега. С палатками и маленькими лодочками. Общаясь в таком тесном контакте, начинаешь переосмысливать, изучать, оценивать. Но очень ценным считаю его высокую критическую оценку моих работ.

Высокая планка — очень важна в фотографии. Что ты, как художник, отбираешь и считаешь успехом в своих работах? Со всех съемок в экспедиции иногда можно отобрать всего одну-две работы, а остальное — в мусорное ведро. А это 30, 40, 50 пленок, снятых за поездку. Такое творческое кредо у меня сформировалось при общении с Грицуком.

Какие объективы Schneider-Kreuznach вы используете? Насколько большим получается комплект оборудования, который вы берете в экспедиции?

У меня есть вся линейка этой оптики, предназначенная для панорамной камеры. Это 72-е фокусное расстояние, 90-е, 180-е, 250-е.

Но я бы сказал, что основной для панорамной камеры является Schneider-Kreuznach Super-Angulon 90/5.6. Он дает наиболее близкое к взгляду человека восприятие пейзажа. И большинство моих работ приходится на этот объектив. Он — основной.

Использую градиентные фильтры, поскольку небо и землю камера «видит» по-разному. Фильтр на одну ступень самый оптимальный для меня. Если закатная съемка — две ступени.

Есть основная камера и одна-две камеры для подсъема. Это пленочная Pentax 6×7. Но ее уже могут заменить цифровые камеры Hasselblad или Fujifilm, которые уже снимают на цифру с разрешением 100 миллионов пикселей. Они вполне на подсъем годятся.

Как вы считаете, в чем минусы цифровых камер для пейзажной фотографии?

У них остался только один минус. Они не дают того разрешения, которым можно отсканировать слайд 6×17 дюймов. Или слайд 8х10 дюймов. Да, даже 5х4 — это все, конечно, дает совершенно колоссальное разрешение. Правда, сейчас 400 миллионов пикселей уже дают цифровые камеры Hasselblad (модель H6D-400C).

Их самые продвинутые среднеформатные камеры, матрицы уже сопоставимы с пленочными и этого разрешения вполне достаточно для печати больших полотен и оптика там соответствующая, отъюстированная. Она дает потрясающее оптическое разрешение.

За цифровыми камерами будущее, ведь в них есть и множество плюсов: ты сразу можешь посмотреть на дисплее, что получилось, как-то это подкорректировать. Оперативность совсем другая, чем при съемке на пленке, а в съемке пейзажа, когда нужно поймать моменты, которые иногда длятся всего лишь секунды — это важно.

Иногда выдержка на панорамную камеру составляет от минуты и больше, потому что там совсем другие фокусные расстояния, есть центрофильтр, который исправляет виньетирование, и если это уже закатное освещение, то там очень долгие выдержки, плывут облака, соответственно картинка смещается, идет шевеление, но на цифровой камере это все можно изменить, увеличив светочувствительность (и снизив выдержку). Опять же на панорамную камеру мы снимаем на пленку с чувствительностью ISO 50.

На цифровых камерах могут быть совсем другие выдержки. Другая оперативность. Поэтому, как ни крути, рано или поздно, цифровая фотография, цифровые камеры победят пленочные.

Есть ли у вас собственный дарк-рум или вы сотрудничаете с кем-то при проявке/обработке кадров?

Я не сторонник прямой печати со слайда. А для проявки кадров любая качественная лаборатория подойдет — но тут можно отметить Photolab. Они следят за качеством.

Возможности цифровой обработки фотографий с помощью таких гениальных программ типа Photoshop, они безграничные. Но есть люди, классики олдскула, типа Беркетта, которые печатают напрямую со слайда большого формата.

Я все-таки сторонник, что надо серьезно работать со снимком в цифровом формате. Потому что камера и пленка видят по-другому, чем человеческий глаз. Что-то теряют, что-то приобретают, поэтому надо потом это корректировать: убирать то, что потеряла пленка при съемке.

Например, наш глаз подстраивается по чувствительности: темное мы видим в деталях, потому что глаз настраивается на темное, светлое видим, потому что глаз настраивается на светлое. А пленка «видит» и то, и другое в одном кадре одинаково. Соответственно, приходится что-то добавлять в темных местах, усиливать что-то в прогоревших, слишком светлых. Корректировать то, что теряет пленка.

И следующий момент: если мы хотим вывести фотографию в печатном формате, надо понимать, что любой носитель, будь то фотобумага или плоттерная бумага, они будут при печати что-то терять. Поэтому всегда нужно подготавливать снимок перед печатью, делать цветопробы.

Вы упомянули пейзажиста Кристофера Беркетта. Кто еще из фотографов вам импонирует?

Классики — они и в Африке классики. Они все цепляют. Тут можно говорить про Хельмута Ньютона, можно говорить про наших, того же Родченко. Но людей, работающих в пейзажной панораме, совсем в мире немного.

Но я бы отметил Ли Фроста, английский фотограф. Снимает Англию, побережье, Уэльс. Есть очень замечательные снимки. Он написал несколько книг — рекомендую прочитать.

Вот смотрел творчество Дмитрия Зверева — нашего современника. Но человек целенаправленно работает в стрит-фотографии. Классно снимает, молодец.

Пейзажной фотографией можно заработать? Полотна Беркетта активно продаются.

Я никогда не планировал лично для себя заработать с помощью фотографии. Рассматриваю ее как чистое искусство. Лично я не знаю в России фотографов, которые на пейзаже заработали какие-то баснословные деньги. Ну, тот же пример Виктора Грицука. Скорее всего, тут много не заработаешь.

Когда человек уже каким-то способом решает свои материальные потребности, то нет задачи зарабатывать на всем. Хотя, надо понимать, что деньги — это оценка, в том числе, общества, ценности работ и предметов искусства.

Но за границей есть реальный спрос на пейзажную фотографию. Есть фотограф, его зовут Джефф Митчелл — он на своем сайте говорит, что у него 30 галерей в Соединенных Штатах, и выручка за 10 лет больше 200 миллионов долларов.

Насколько это правда, сложно судить, но у него хорошие есть работы. Хотя некоторые я бы на стену не повесил.

Но, наверное, где-то в Европах или Америках можно на пейзажах заработать. Я изначально эту цель и не ставил. Тем не менее, работы, которые сейчас подготовлены к выставке — они продаются. Но это не источник заработка. Скорее всего, лишь компенсация затрат.

Хорошая фотография, качественно выведенная на печать — она в любом случае не стоит дешево. Сама авторская идея эксклюзивна.

Сейчас мои работы выпускаются лимитированным тиражом: в двух размерах по 25 экземпляров. У них есть стоимость в зависимости от метода выведения на печать, размера и авторского вознаграждения. У меня договор с Галереей классической фотографии по выставке «Русские пейзажные традиции» и через эту галерею можно приобрести работы и в общем-то эксклюзивно украсить свой интерьер.

За какой период творчества собраны фотографии на выставке «Панорамный взгляд. Русские смыслы»? Какие экспедиции планируете в дальнейшем?

На выставке собраны главные фотографии за последние 20 лет. Последние из них датированы 2018 годом, а самые первые сделаны в 2003 году. Тогда мне было от 33 до 40 лет, и, конечно, в таком возрасте энергии гораздо больше, чем когда тебе 55, уже можно сказать, плюс.

Даже сейчас не представляю, как я тогда успевал все. Это были экспедиции. Это все-таки хобби было. Была еще и основная работа, которая требовала много внимания. Да и сейчас требует.

Буду все-таки стараться не уменьшать свое внимание к этому хобби. Несмотря на то, что это становится все сложнее и сложнее, но думаю, что и выставка будет определенным мотивирующим фактором.

Из новых маршрутов я хочу разведать Нижегородскую область, потому что собираю коллекцию одного советского художника Виктора Сургутова — он был родом из этих мест, из Нижегородской области, там потрясающие пейзажи. И я хочу вот разведать те места, посмотреть уже своими глазами то, что видел художник.

Будем стараться темп создания фотошедевров не снижать.