Спустя всего год после выпуска версии RAW-конвертера Darktable 3.6 команда разработчиков объявила о выходе обновления Darktable 4.0.0.
Обновление приурочено к 10-летнему юбилею компании Darktable и одноименному бесплатному RAW-конвертеру с открытым исходным кодом.
В этом обновлении добавлено множество новых функций. Включая отображение цвета и экспозиции, Filmic v6, управление реконструкцией выделения по Лапласиану, новое цветовое пространство, обновленный пользовательский интерфейс. Была улучшена производительность редактора и многое другое.
Сопоставление цвета и экспозиции — новая функция в модулях «Экспозиция» и «Калибровка цвета». Она определяет и сохранить заданный целевой цвет/экспозицию при работе с цветокоррекцией. Можно сопоставить любой исходный объект с произвольным целевым цветом.
Также можно использовать этот инструмент для настройки баланса белого по не серым объектам с известным цветом или для обеспечения согласованности цветов в партии изображений.
Filmic v6 включает новую «науку» о цвете. Вот что говорят в Darktable об этом:
«Это изменение устраняет обязательную десатурацию вблизи среднего белого и черного и заменяет её истинным отображением гаммы в соответствии с выходным (или экспортным) цветовым пространством. Это позволяет получить более насыщенные цвета, особенно у голубого неба».
Darktable 4.0.0 теперь лучше приспособлен для работы с цветовой и световой коррекцией.
В модуле «реконструкция бликов» используется новый метод «управляемого лапласиана». Это «многомасштабная вейвлет-схема» для извлечения достоверных деталей из неподключенных каналов RGB. Она распространяет цветовые градиенты из соседних достоверных областей, используя диффузию цвета с учётом краёв.
Команда Darktable пишет, что эта функция обещает ограничить цветовое искажение, например, если зелёные листья теряют цвет при настройке цвета голубого неба. Этот метод доступен только для изображений, полученных с помощью сенсора Bayer, а значит пользователям Fujifilm X-Trans данный метод не поможет.
Darktable 4.0.0 представляет унифицированное цветовое пространство Darktable Uniform Color Space 2022 (Darktable UCS 22). Это единое цветовое пространство, построенное с использованием экспериментальных данных для художественного изменения насыщенности изображения.
Что это означает на самом деле? Darktable UCS 22 использует схему яркость-насыщенность, которая компенсирует эффект Гельмгольца-Колрауша (учет вклада красочности в воспринимаемую яркость) и позволяет эффективно отображать гамму. Это позволит лучше управлять насыщенностью в цветовом балансе RGB.
Пользовательский интерфейс был полностью переработан для улучшения общего вида фоторедактора. Отступы, поля, цвет, контрастность, выравнивание и значки были переработаны во всем приложении.
Складные секции в модулях были переработаны для улучшения функциональности, а в модулях микшера каналов RGB, экспозиции и калибровки цвета появились новые складные секции.
Модуль виньетирования был разделён на два раздела. В инструментах «кадрирование» и «баланс белого» удалены лишние разделы. Темой по умолчанию теперь является Elegant Gray, рекомендованная командой разработчиков Darktable.
Производительность приложения Darktable стала лучше. Есть и много других изменений, включая глоссарий цветов, новые параметры контраста, новый модуль «коллекция фильтров», улучшенный поиск, улучшенные опции экспорта, улучшенные ярлыки при использовании слайдеров, новая функция сырой экспозиции и многое другое.
Darktable 4.0.0 уже доступен для Linux, macOS и Windows.
Также напомню, что другой популярный RAW-конвертер от компании Adobe, также недавно получил крупное обновление. Компания Adobe ранее позиционировала RAW-конвертер Lightroom, как инструмент для коррекции фотографий. Но все изменилось с последним обновлением и теперь Adobe Lightroom для ПК, а также для смартфонов и веб-версия позволяет редактировать видео. Обработка видео будет происходить в привычном интерфейсе и с теми же инструментами, как и для фотографий.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube
жаль интерфейс неудобный (после Lightroom или C1) и тормозит под макосью (меньше чем предыдущие и меньше чем DPP но тем не менее)