Знаменитый японский фотограф Дайдо Морияма (Daidō Moriyama) стал иконой своего времени благодаря снимкам, которые воплощают дух послевоенной Японии и её разрушенных традиционных ценностей. В его восприятии фотографии Япония становится «окаменелостью света и времени», и это идеально отражает его понимание искусства и понятия «чёрно-белой фотографии — вне времени».
На протяжении своей профессиональной карьеры Морияма странствовал по улицам японских городов с компактной камерой Ricoh, создавая высококонтрастные и порой размытые изображения, которые словно оживают и передают ощущение движения и безумия. Сфокусировавшись на тёмной стороне городской жизни, он создал фрагментарный портрет шумного мегаполиса, где облупленные плакаты, пустые переулки, манекены и уличные знаки становятся частями этого уникального мира. Но Морияма также находит вдохновение в фотографировании людей, которые обитают на общественной периферии: проституток, бездомных, гангстеров и безработных.
Фотограф сам отмечает: «Я использую камеру, чтобы неустанно подтверждать свою идентичность, задавая себе вопрос: «В чём смысл жизни в мире, наполненном такими же гротескными, постыдными и пропащими существами, как я сам, и с которым я постоянно взаимодействую?»
Влияние Уильяма Кляйна прослеживается в работах Дайдо, где преобладает суровая чёрно-белая эстетика, ярко контрастирующая с традиционным стилем его западных коллег. В эпоху политических потрясений по всему миру фотограф, как и многие другие талантливые художники, использовал свою камеру, чтобы выразить своё несогласие с установленным порядком и протестовать против социальных ограничений, которые ему навязали.
Благодаря своим работам, опубликованным в культовом японском журнале «Provoke», независимом издании, посвящённом диссидентскому искусству, Дайдо Морияма завоевал репутацию одного из самых выдающихся фотографов Японии. Его уникальный стиль, освобождённый от жёстких рамок композиции, и грубая зернистость создают гармоничный хаос, который ощущается свежо и современно, лишённый какой-либо связи с определённой эпохой.
О своих работах фотограф говорит: «Мои фотографии часто не в фокусе, грубые, исполосованные, искажённые и так далее. Но если пристально их рассмотреть, обычный человек сможет обнаружить бесконечное множество образов, и некоторые из них выделяются, тогда как другие едва заметны уголком глаза». Несмотря на то, что его работы пропитаны поэтическим духом одиночества, Морияма утверждает, что «если изображение хорошее, оно оживает благодаря эмоциям зрителя». Это прекрасно видно в его провокационных фотографиях, которые не оставляют равнодушными.
Ещё больше работ: https://www.moriyamadaido.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube