Редакция Photar.ru сумела первой в России ознакомиться с новой полнокадровой камерой — Canon EOS R5c. В этом материале мы озвучим свои мысли об устройстве, покажем камеру со всех сторон, чтобы детально понять — насколько такой концепт может стать альтернативой традиционной кинокамере. Также рассмотрим возможности Canon EOS R5c при использовании в качестве фотоаппарата.
Первая гибридная кинокамера от Canon — устройство необычное, но вполне в духе современных тенденций. Камеры становятся компактнее, грани между фотоаппаратами и кинокамерами стираются, а рынок требует 8К и непременно в RAW.
После анонса Nikon Z9 функция повышенного разрешения и несжатого видео перестала казаться чем-то невозможным. До Z9, справедливости ради надо отметить, был фотоаппарат Canon EOS R5, но съемка 8К омрачалась частыми перегревами из-за неприспособленной системы охлаждения. Новый гибрид Canon EOS R5c обещает исправить ошибки предшественника — и сегодня камера оказалась у Photar.ru. Давайте взглянем на камеру поближе:
Корпус Canon EOS R5c напоминает кинокамеру Canon EOS C70. Во-первых, по толщине. За счет активной системы охлаждения, которая должна нивелировать риск перегрева, корпус R5c выглядит внушительно. Во-вторых, за счет наличия программируемых кнопок. Их кстати всего тринадцать и задать конкретные функции на них можно в соответствующем меню:
Но если сравнивать Canon EOS R5c со своим собратом — EOS R5 — то разница не кажется уж слишком внушительной. Хотя по весу эти камеры практически идентичны — 738 грамм (R5) против 770 грамм (R5c). В целом это достаточно уникальный показатель для кинокамеры (RED Komodo весит 952 грамма, Canon EOS C70 — 1.1 кг).
Однако при условии отсутствия матричной стабилизации (IBIS) легкий вес камеры может стать проблемой при съемке с рук без дополнительного обвеса. С другой стороны Canon EOS R5c — это камера, специально созданная для Run&Gun съемки. По логике, она не должна требовать какого-либо дополнительного обвеса. За исключением микрофона. На корпусе нет монтажных отверстий под установку клетки или аксессуаров (в отличии от Sony FX3). Отверстие предусмотрено только для площадки под штатив.
В качестве решения предложена электронная стабилизация. Это стандартное, кажущееся простым, решение на самом деле может усугубить ситуацию: по бокам кадра может возникнуть «желе», которое не даст возможности попробовать стабилизировать футаж на посте.
Поэтому в случае с Canon EOS R5c я бы не экспериментировал с электронной стабилизацией, а пробовал бы совсем немного добавить стабилизации в Davinci Resolve.
Корпус камеры получился достаточно монолитным и стильным на мой субъективный взгляд. В Canon сообщают, что несмотря на наличие активной системы охлаждения Canon EOS R5c обладает качественной пыле и влагозащитой. В Panasonic S1H, который также имеет вентилятор, также имеется защита от пыли и брызг — и это также вызывает вопросы, а именно: каким образом обеспечена защита от попадания крупных частиц, например, песка или капель воды в систему охлаждения, ведь радиатор полностью открыт? С левой части корпуса камеры — выдув.
А с правой — втягивание воздуха:
Еще один интересный нюанс, который нужно иметь в виду — нет полноразмерного порта HDMI. Странное решение, но заявлена поддержка ProRes RAW на рекордер Atomos даже через microHDMI.
На левой части корпуса Canon EOS R5c eсть профессиональный порт Timecode, USB Type-C (3.2 Gen1) c поддержкой зарядки, питания и передачи данных через специальное приложение, вход для наушников и микрофона. А также порт для подключения питания. Вся входная группа закрывается прорезиненными заглушками, для защиты от попадания влаги, грязи и других элементов.
Камера Canon EOS R5c имеет два отсека для карт-памяти: CFexpress и SD UHS-II. Для того чтобы писать 8К на самых высоких битрейтах (в RAW) придется использовать карты стандарта CFexpress.
Например, в режиме Cinema RAW Light ST 12 бит (8192×4320) 25к/с — битрейт составит 1650 Мбит/с. А при увеличении до 50к/с (Cinema RAW Light LT) 2140 Мбит/с. В таком режиме карта-памяти на 512 Гб позволит записывать 31 минуту видео. Стоимость такой карты-памяти CFExpress составит от 50 тысяч рублей (в лучшем случае).
Гибридная камера имеет механический затвор — также как и Canon EOS R5 (с механическим затвором скорость серийной фотосъемки — 12 к/с, а с электронным — 20к/с). Причем в верхней части корпуса имеется специальный переключатель режимов меню: фото и видео. Расположена она в левой части корпуса (см. фото ниже):
В фоторежиме используется продвинутая система автофокусировки — Dual Pixel CMOS AF II. В видеорежиме, к слову, автофокус первого поколения. Также доступен экспозамер (при фотосъемке) следующего типа: оценочный, частичный, точечный, центральный точечный, замер по точке автофокусировки, центрально-взвешенный.
В режиме фотосъемки доступны выдержки: 30–1/8000 сек. (с шагом 1/2 или 1/3 ступени). При этом доступны следующие режимы фотосъемки: Авто/Стандартный/Портрет/Пейзаж/Высокая детализация/Нейтральное/Точное/Монохромное/ Пользовательский (x3).
У Canon EOS R5c имеется «горячий» башмак. Существенный фактор, способный облегчить жизнь операторам, снимающим с адаптером от Tascam. И EOS R5c поддерживает подключение этого адаптера и передачу звука через «горячий» башмак, избавляя таким образом сетап от дополнительных проводов.
Адаптер необходимо защитить, если съемка ведется без его использования. Для этой цели имеется специальная резиновая заглушка.
Одним из плюсов Canon EOS R5c перед кинокамерой Canon EOS C70 является наличие электронного видоискателя. Он выполнен по технологии OLED и имеет диагональ 0.5 дюйма, а разрешение 5.76 млн точек. Он достаточно яркий и в целом удобный. Хорошая альтернатива встроенному дисплею, на случай особых условий съемки или при работе в фоторежиме.
Сам дисплей Canon EOS R5c — поворотный. Это очень удобное решение для такого типа камер, не требующее установки дополнительного монитора (в ряде случаев, он все равно будет необходим, например, на крупных студийных съемках).
Дисплей сенсорный жидкокристаллический с соотношением сторон 3:2 и размером 3.2 дюйма. Его разрешение — 2.1 млн точек. С помощью дисплея доступен выбор точки фокусировки, настройка параметров съемки, начало/остановка записи (активация через меню). На дисплей можно вывести отображение ложных цветов, зебру, применить LUT.
Конечно, при таком обилии индикаторов, которые можно вывести на дисплей хотелось бы иметь большую диагональ.
В целом камера дает достаточно обширный выбор форматов записи видео. RAW-видео доступно с разной степенью сжатия (ST, LT), XF-AVC (4:2:2 10 bit), MP4(HEVC), MP4 (H.265) и другие. В целом с вариациями возможных форматов и кодеков — здесь проблем нет. Можно выбрать запись как с полного кадра, так и в формате Super 35mm и Super 16mm.
Камера Canon EOS R5c получила полнокадровую матрицу с высоким разрешением — на 47.1 Мп. Однако при видеосъемке используется максимум 35.4 Мп — при разрешении 8192 x 4320, 4096 x 2160 или 2048 x 1080. Использовать 45 Мп получится только в режиме фотосъемки: 8192 x 5464.
Canon заявляют, что при использовании Canon Log 3 динамический диапазон составит порядка 14 ступеней. Режимов Canon Log и Canon Log 2 в камере нет. Будут ли они в будущем добавлены в прошивку камеры — неизвестно.
Доступный диапазон ISO: 100-51200 с возможностью расширения до 102400. В видеорежиме (он переключается специальным регулятором в верхней части камеры) доступно двойное базовое ISO. Это достаточно хорошее подспорье для съемки в условиях недостаточного освещения. При том, что камера полнокадровая двойное базовое ISO может дать отличную возможность снять без шума сложную по свету сцену.
Немного удивляет отсутствие у гибридной кинокамеры режимов анаморфотной съемки. Есть только режимы анаморфотного отображения на дисплее x2.0/x1.8/x1.3, но они просто сжимают изображение для правильного просмотра.
Редакции Photar.ru удалось познакомиться с первым экземпляром Canon EOS R5c, поступившем в Россию. Однако полноценно протестировать гибридную камеру мы планируем в большом обзоре в будущем. Будет интересно исследовать возможности автофокусировки (в фото и видеорежиме они разные), поснимать 8К RAW и посмотреть — будет ли камера предупреждать о нагреве карт-памяти (такая функция в Canon EOS R5c имеется), насколько качественно будет выглядеть 4К 120к/с. В этом режиме камера кстати пишет звук, но в отдельный файл.
Обязательно задавайте свои вопросы по Canon EOS R5c в комментариях. Ответы на них будут ждать вас в большом обзоре первой гибридной кинокамеры от Canon.