Фотограф Alice Nerr поделилась с нами своими работами и историей творческого становления в интервью:
1. Где вы родились и где вы живете сейчас? Как ваше местоположение влияет на фотографию?
Родилась и выросла на крайнем севере в городе Удачный (республика Саха (Якутия)), однако в 17 лет переехала в Петербург, откуда сразу после окончания ВУЗа перебралась зарубеж. Сейчас я в Мексике, в Кабо Сан Лукас — это на побережье Тихого океана.
В России я практически не фотографировала. Исключение — в горах. Первую свою зеркалку купила как раз перед поездкой в Горный Алтай. Камерой пользовалась — по большому счету — только в поездках на природу.
Активно фотографировать начала, когда впервые выехала в Европу и влюбилась в старую архитектуру Испании и Италии… А когда окончательно выехала из России, чтобы начать своё большое путешествие, то камеру из рук уже не выпускала: волшебные виды Китая и Венесуэлы, Непала и Бразилии… — как уж тут остановиться?
2. Когда вы впервые поняли, что хотите стать фотографом? Как вы решили заняться фотографией?
Довольно банально, сначала это было просто хобби. Однако, года через четыре после активного фотографирования в поездках (тогда упор был на пейзажи и архитектуру городов) познакомилась с парой из Киева, профессиональными фотографами с портфолио на Shutterstock в 6000 файлов, смотрела я на них как на богов… Вот они и спросили, увидев мои работы, почему я не продаю свои фото и не занимаюсь этим профессионально, а затем рассказали, как можно начать и перейти на коммерческую основу. Я попробовала, что они советовали, и о, чудо! Мои работы понравились публике, их стали покупать и после этого я уже кроме как фотографом больше никем и не работала.
3. Что для вас фотография? Профессия, способ самовыражения или и то, и другое?
Мне бы хотелось сказать, что для меня это искусство и самовыражение, однако, если начинаешь снимать на коммерческой основе (тем более для фотостоков), то приходится подстраиваться под эту индустрию, что в тренде и тому подобное, иначе продаваться ничего не будет. Идеально, конечно, иметь доход в другой сфере — тогда не нужны будут никакие компромиссы и можно снимать только то, как видишь и к чему сердце лежит, но… пока фотография для меня — это работа и средство к существованию. Однако, крайний год был затрачен на то, чтобы перейти со стоковой фотографии на портретную, сбалансировать работу и арт.
4. Что вас вдохновляет? Какая музыка, фильмы, книги или может быть люди?
В Бразилии я познакомилась с замечательным фотографом и оператором Marcelo Hallit. Не могу объяснить почему, но его плейлист уже несколько лет является для меня музыкой, которая дает верный настрой на работу и включает фантазию. Это электроника, лаунж — большей частью слушаю Bonobo. Из фотографов меня всегда очень впечатлял Себастьян Салгаду, а из режиссеров — Уес Андерсон.
5. О чём ваши снимки? Какие истории они рассказывают? Какие чувства выражают?
Сейчас у меня переходный период. Я много лет снимала тревел и пейзажи. Последние несколько лет я больше подолгу сижу в одном месте, редко переезжаю, кочевническая жизнь вроде и продолжается, но все-таки приобретает все более и более оседлый вид, поэтому тревел снимать стала меньше, переключилась на портретную съемку. С людьми мне работать сложнее, непривычнее, но в то же время и интереснее, ибо это что-то новое. Я раньше работала моделью, сама вышла из фешн-индустрии, поэтому мои портреты всегда подвергаются колоссальному количеству пост-обработки и, в общем и целом, я люблю некий «глянец» и очень красивых людей. И делать людей очень красивыми — это тоже мне очень нравится.
6. Как вы создаете внешний вид ваших изображений, какое программное обеспечение используете?
Все стандартно: сортировка в Adobe Bridge, дальше сразу в Photoshop. Lightroom я не долюбливаю.
7. С какими самыми большими трудностями вы сталкиваетесь в работе и как вам удаётся их решить?
Сейчас вот самая большая трудность – это то, что объективы, которые я планировала купить в этом апреле в США, купить не получилось по известным причинам: в Мексике карантин, как и почти везде.
Что же касается креативного процесса, то часто работаю с моделями, на родных языках которых говорю не очень хорошо. Я могу болтать на бытовые темы и на испанском, и на португальском, но быстро и ясно объяснить что-то в духе: «Подними подбородок и расслабь пальцы, выверни чуть сильнее стопу…» — это пока сложно. Вроде, и мелочь, но сильно тормозит. Стараюсь отшучиваться и еще перед съемкой извиняюсь, что буду городить околесицу в попытках объяснить, что мне надо.
Конечно, привыкла, что пейзаж — вот он есть и делай что хочешь и не надо ни торопиться, ни шутить с ним, ни поддерживать контакт. С людьми — другое дело: надо чтобы никто не устал, чтобы все себя чувствовали расслабленно, удовлетворенно (здесь тоже вклинивается модельное прошлое, потому что фешн съемки — это работа, и если модель что-то делает не так, то никто с ней сюсюкаться не будет, но когда снимаешь обычных людей типа love-story, портретов или во время их каникул, то им никаких замечаний типа «Ты что, своих ракурсов не знаешь?» или «Не видишь откуда свет падает, что ли???» делать нельзя, надо быть не только фотографом, но и психологом немного, и до ужаса «политкорректно» выражаться.
8. Какое оборудование вы используете?
Сейчас у меня уже почти год Sony a7III c Tokina 11-16, Sony 28-70, Nikkor 70-300 и мой любимый летун DJI Mavic Pro.
9. Какой у вас любимый объектив?
Я очень люблю свою Tokina 11-16, но, увы, она под Nikon (очень долгое время я снимала на легендарный Nikon D7000), так что теперь ей надо искать замену, ибо даже с топовыми переходниками оптика в лучшем случае фокусируется гораздо медленнее на Sony, а то и вообще только мануальный режим фокуса.
10. Случались ли повреждения оборудования, которые приводили к потере файлов или срыву съёмки? Какие случались проблемы с фотооборудованием, от чего стоит предостеречь других фотографов?
Повреждений не было. Разве вот что камеру у меня раз украли вместе с картами памяти — снимки с вулкана Бромо было жалко больше, чем саму камеру. Больше проблем с тушками не было.
Раз камера упала из-за того, что голова штатива оказалась треснута и камера упала вместе с куском штатива, и приземлилась ровнехонько объективом в пол. Что ж, много часов выпиливания напильником защитного UV фильтра, резьба которого смялась и вошла в объектив, были не самым приятным времяпровождением, но Nikkor 50mm f/1.8 — неубиваем, конечно. В общем, проверяйте крепление штатива всегда!!!
С квадрокоптерами сложнее — это очень нежная техника и обычно довольно характерная. Случиться может что угодно, когда угодно, как по вине пилота, так и просто потому, что коптеру все надоело… Насчет этих дракош стоит понять одно: когда-нибудь он обязательно гакнется, это случится, это надо принять. Тогда расслабишься, руки перестанут дрожать и сможешь выполнять всевозможные плавные красивые пируэты.
11. Кто или что оказало наибольшее влияние на ваше творчество?
Родители, пожалуй. Хоть они об этом и не знают. Мне кажется, что один из скрытых мотивов снимать и снимать красиво, который я долго не осознавала, был в том, чтобы мои родители, глядя на мои фотоработы из далеких стран, наконец-то сменили свое вечное «Всё лучшее в этом мире находится в России» на — хотя бы — «Ой, как там оказывается тоже красиво!»
12. Есть ли у вас какие-то особые привычки, которые являются частью того, как вы готовитесь к съёмке?
Зарядить все. Перепроверить, что все зарядилось.
13. Сколько времени вы тратите на одну фотографию?
Во время съемки (не считая всевозможных вариаций на длинной выдержке) все довольно быстро обычно. Я люблю снимать на высокой серийке: на улице, где дисплей постоянно отсвечивает и ничего не видно, надо быть уверенной, что точно получится четкий, резкий кадр, а серийная съемка на высокой скорости как раз позволяет гарантировать получение таких кадров.
А вот постобработка… На портрет обычно уходит 2-4 часа, на пейзаж — от получаса до двух — я тот самый пиксельный маньяк, надо чтобы все показалось моим глазам идеальным.
14. Можете ли вы поделиться своим любимым изображением и рассказать историю, стоящую за ним?
Это старая фотография, снимок сделан в 2010 году, сейчас мне уже не кажется, что она прям уж такая отличная, но я очень долго ей гордилась. Да и история про эту картинку интересная.
В 2010 году меня занесло в первый раз в Латинскую Америку в Венесуэлу. Конечно же, одним из пунктов назначения там был водопад Анхель — самый высокий водопад в мире. Чтобы к нему добраться, сначала надо лететь на кукурузнике (или чем-то подобном), затем плыть на лодке — наверное, совру, — кажется, часов 6… Нас привезли к точке, где с одной стороны реки был лагерь, а с другой — тропа к Анхелю. Мы приплыли к вечеру (нам вообще сказали, что к водопаду пойдем с утра), и нас куда-то повели — все решили, что в лагерь, а оказалось, что к водопаду — гиды, видимо, были не в курсе, что нам в агентстве пообещали.
Всю дорогу к водопаду я понимала, что вид будет дрянь: было молочное небо, мелкая морось — какие уж тут фотографии! И действительно, когда вышли к Анхелю, то, конечно, размеры его поражали, да и вообще я в первый раз в жизни была в джунглях, но… небо разрушило все надежды на убийственные фото. Выкупались, повпечатлялись, я очень старалась наслаждаться и не расстраиваться, что осталась без желанных фотографий, и вернулись на ночевку в лагерь (по пути заблудившись вдвоем с другом в джунглях ночью на пару часов, даже фонарика не было). Далее была первая моя в жизни ночь в гамаке, с утра каменные арепы (лепёшка из кукурузного теста или из кукурузной муки, занимающая важное место в кухнях Колумбии и Венесуэлы) на завтрак и нас повели обратно к лодке. Мои впечатления были довольно смешаны: круто, конечно, но вчерашняя погода однозначно поубавила радости от путешествия…
И вот из зарослей я выхожу на берег, а на другой стороне Анхель… В волшебном утреннем свете, искрится и ревет на солнце, облака стелются по верхушкам тропических деревьев… Так и замерла, а потом не могла нафотографироваться и очень не хотелось уезжать…
15. Что самое безумное, что вы когда-либо делали ради кадра?
Побывала в одной из самых опасных фавел (трущобы в городах Бразилии) города Сальвадор (север Бразилии). Меня туда отвел паренек, с которым пару дней до этого познакомились на улице. Выяснилось, что парень сам из фавелы и согласился меня туда сводить посмотреть.
В фавеле я перезнакомилась со всеми его друзьями, посмотрела на местных скейтеров, подофигела с жилищных условий и историй моего проводника, а также по незнанию чуть не влипла, потому что местным драгдиллерам показалось, что я их фотографирую… — спасибо моему местному гиду, он смог разрулить ситуацию.
16. Что вы делаете, когда натыкаетесь на стену во время вашего творческого процесса, как выходите из тупиковых ситуаций и находите силы для преодоления трудностей?
Обычно просто еду куда-то, где просто грех будет не взять в руки камеру. Красивые пейзажи для меня — это лучший вариант выйти из кризиса, застоя или покончить с ленью.
17. На чем вы сейчас фокусируетесь в своей работе и фотографии?
Сейчас мне все больше интересна портретная фотография. Есть несколько проектов, надеюсь закончить их к 2021. Надо учиться и улучшать свои познания и умения в маркетинге и продажах. К сожалению, быть коммерческим фотографом — это надо не только хорошо фотографировать, но еще и уметь продавать это свое умение, и у многих (и у меня) с этим проблемы.
18. Как, по-вашему, ваша работа влияет на зрителей? Что вы хотите выразить с помощью своей фотографии?
Красоту. Я хочу, чтобы зрителю захотелось поехать в это место. Захотелось увидеть и ощутить это место в живую. Показать, что в мире очень много красоты, что она бывает очень разной и что она не сосредоточена в какой-то одной точке на планете — она повсюду.
В портретной съемке — тоже самое. Красота. Красота в людях. Особенно здорово, когда те, кто считал себя очень нефотогиничным, говорят, что им очень понравились фотографии, сделанные мной.
19. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих фотографов?
Пробовать. Снимать больше и разного, искать свое.
Не расстраиваться, если оборудование базовое. Сейчас и на телефон можно очень неплохо снимать. Научиться делать хорошо с дешевой зеркалкой и простецким объективом — это круто. С набором за 10000 баксов — каждый сможет, реально же крутые ребята могут снимать шедевры хоть на мыльницу.
И не забывайте про Youtube — он может ответить почти на все вопросы в плане фотографии и обработки.
Больше работ Alice Nerr на её сайте alicenerr.com, в Instagram и Facebook
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram