До того, как Вы приступите к прочтению этого интервью, разрешите мне сказать, что я сам являюсь огромным поклонником творчества Арта Вульфа и очень рад, что мне выпала возможность опубликовать интервью с ним.
? Как Вам удается поддерживать свою внутреннюю мотивацию и постоянно находить актуальные темы для фотографии?
— Я фотографирую без предрассудков, практически все что угодно может стать моим объектом, и потому, когда я нахожусь в полях в поисках снежных барсов, я счастлив, запечатлевая потрясающие абстракции из камней, живописные пейзажи и культурные или религиозные кадры из жизни местного населения. Обычно у меня в голове под две дюжины различных проектов одновременно, книги, над которыми я размышляю, презентации, новые идеи, и потому я фотографирую везде, где бы я ни оказался по всему миру, любой объект, который будет вписываться в какой-либо из всего разнообразия моих проектов. Также я сам себе бросаю вызов, возвращаясь к старым сюжетам, которые я уже снимал много раз раньше, и смотрю на них свежим глазом – я пробую и нахожу новые способы фотографировать с тем оборудованием, которое сегодня стало доступно. Было время, когда ISO 100 была “сверхчувствительной пленкой”, ISO 400 довольно часто была даже слишком чувствительной для моей работы… Сейчас, если того требуют условия, я могу снимать при ISO 1600, и никаких проблем с тем, чтобы подняться до 6400 и даже выше в случае необходимости. Это открывает для меня целый мир новых возможностей в фотографии, который раньше был недостижим – как например возможность держать в руках объектив 400мм сидя в маленькой лодочке, которая спускается вниз по течению реки, и фотографируя ягуаров, охотящихся на обезьян в густом кустарнике. Или фотографировать попугаев ара в полете, когда у Вас меньше секунды на то, чтобы увидеть птицу, сфокусироваться на ней и сделать снимок прежде чем она исчезнет из виду и скроется в ветках деревьев – такие снимки были просто невозможны еще лет 10 назад.
Я постоянно переоцениваю свою работу и учусь, постоянно совершенствуясь. То, что я делаю, это творчество, я не просто стараюсь зафиксировать мир таким, каким его видят мои глаза, я стараюсь создать художественное произведение, и потому я могу возвращаться к старым объектам, при этом открывая новые сюжеты с другой точки зрения.
? Что бы Вы посоветовали начинающим фотографам?
— Если у Вас есть страсть к фотографии, то следуйте за ней, только не пытайтесь превратить ее в единственный способ своего существования и оплачивать все свои счета за счет этой деятельности с самого начала. Это очень тяжелый путь, на котором очень быстро обожглось много энтузиастов. Большинство людей, которые приходят на мои семинары или мастер-классы являются профессионалами, которые следовали традиционному пути в карьере и стараются развивать свои творческие и художественные стороны. Найдите свой баланс в жизни, то есть такое состояние, которое позволит Вам подпитывать свою страсть к фотографии, но не требует слишком большого напряжения, не превращается в бремя и в “рутинную работу”, когда перегорает искра вдохновения.
Как только начнете получать плоды от своей работы, инвестируйте в самые лучшие объективы, какие сможете приобрести и в камеру, которая будет немного хуже самой лучшей, которую Вы могли бы себе позволить. Качественные объективы будут служить Вам годами, даже десятилетиями, прежде чем Вам захочется их улучшить – в то время как камера, которую Вы покупаете сегодня, через год или два становится устаревшей, как только выходит улучшенная или усовершенствованная модель. В настоящий момент я все еще снимаю при помощи традиционной цифровой зеркальной камеры от Canon DLSR, при этом я не пренебрегаю беззеркальными системами, так как совершенствуются объективы для этих систем, и в будущем мы станем свидетелями того, что к ним повернутся многие профессионалы. Сегодня, в возрасте более 60 лет, я полностью за маленькие размеры и легкость веса, если это не влияет на качество.
? Учились ли Вы в школе фотографии?
— Это также относится к предыдущему вопросу – какой совет бы я дал начинающим фотографам: я не учился в школе фотографии, вместо этого я изучал изобразительное искусство в колледже (Вашингтонский Университет). Задолго до того, как я стал фотографом, я был художником, и это дало мне самые основательные знания, которые любой фотограф должен иметь в области истории искусства и оценки художественных произведений. Изучите, что именно позволило шедеврам изобразительного искусства пережить века, в то время как многие из их современников были давно забыты. Посещайте уроки рисования, скульптуры, изучите основы большинства различных видов искусств. Принципы, которые Вы там изучите, прямым образом применяются и к искусству художественной фотографии. Я не говорю сейчас о фотожурналистике, я имею ввиду возможности использования камеры и объективов, выдержки и диафрагмы для композиции изображения, когда Вы принимаете сознательное решение что включить в кадр, на чем сфокусироваться, что выделить в позитиве или в негативе, используя линии и модели, какие использовал бы художник с кистью и холстом. Просто направить камеру в том же направлении и в то же время, как делают профессионалы, это еще не художественная фотография, понять зачем и что именно Вы показываете в своей композиции – это только начало.
Что касается моего освоения современных камер – вообще я изучал это самостоятельно, потому что в то время не было таких курсов, на которых я мог бы учиться у профессионалов моего уровня, их просто не было, но даже если они и существовали, то я о таких не знал. Много времени заняло изучение кривых и многих вещей о передержанных или недодержанных снимках, однако, пусть и медленно, но я получил те знания, которые сегодня уже доступны повсеместно.
? Как долго Вы были фотографом?
— Свой первый снимок природы я сделал с лося при помощи камеры Kodak Brownie когда я был в лагере YMCA в средней школе. Начиная с этого дня я пристрастился к фотографии, но только уже в возрасте старше 20 лет я полностью отложил кисти и мольберт в пользу фотокамеры. Я делал иллюстрации для своей первой книги, “Плетение Индейцев Северо-восточного побережья Тихого океана и Аляски” в 1979 году, однако только когда я присоединился к первой экспедиции США на Эверест, которая прошла в 1984 году, я почувствовал, что я достиг, или получил признание, как профессиональный фотограф живой природы и пейзажей. За эти годы я выпустил около 90 книг, читал лекции и проводил мастер-классы по всему миру. Я всегда оставался художником, я стремился сохранить и улучшить нашу прекрасную планету, на которой мы все живем, а фотография позволила мне поделиться этой страстью с другими людьми.
? Как бы Вы описали свой стиль?
— Мой стиль эволюционировал годами и продолжает совершенствоваться вместе с тем, как я расту как художник, познаю новое, переоцениваю свои работы, пробую новые техники и новые методы, и думаю, что это развитие будет длиться бесконечно до тех пор, пока я жив. Корнями мой стиль глубоко уходит в мой опыт художника акварельной и масляной живописи и в те фундаментальные курсы, которые я посещал в колледже. Изначально, мой объектив был направлен на живую природу, сначала на северо-востоке Тихого океана, затем во всей Западной части США, а затем и по всему миру, когда я начал путешествовать, снимая все больше и больше удивительных видов животных, которые живут на этой земле вместе с нами. Сначала я делал классические фотоснимки животных в стиле трофи, голова охотника, его проницательный взгляд, размытый фон, который обрезался возле его плечей. И только во время спуска по реке с одним иллюстратором живой природы, я заметил, что он в своей работе включал не только все животное в целом, но и множество деталей, которые были вокруг в природе и в среде обитания. Начиная с этого момента я начал делать шаг назад и включать в кадр все больше и больше пейзажа, чтобы передать зрителю ощущение этого места.
Я всегда старался разместить животных на переднем плане в кадре, делая их выразительными и привлекающими внимание зрителя, и для разнообразия я решил сделать нечто прямо противоположное этому. Сфотографировать животное таким образом, чтобы позволить его природному окружению скрыть его от глаз зрителя. Позволить животному слиться с пейзажем на снимке и исчезнуть из вида. Это стало полностью новым направлением в работе, которому я посвятил 9 лет усилий, и которое привело в результате к выпуску книги «Исчезновение» (“Vanishing Act”), адаптация и переиздание которой запланированы на октябрь 2014.
Позднее, я начал фотографировать самобытную культуру туземных народностей по всему миру (многие из которых уже сегодня сильно подверглись влиянию запада), применив скорее кинематографический метод съемки, т.е. съемку при помощи широкоугольного объектива, с близкого расстояния, благодаря чему объект становился действительно доминирующим в композиции, искажая вид заднего плана. Также я использовал этот подход при съемке живой природы, который отражен в книге «Жизнь в дикой природе» (“The Living Wild”).
Еще один стиль съемки, который я обыграл и от которого получил массу удовольствия, это был стиль подчеркивания стремительности движений и энергии бегущего животного, который я продемонстрировал в своей книге «Миграции» (“Migrations”). Частично, это было навязано оборудованием того времени, тогдашней медленной диапозитивной пленкой, которая просто не позволяла четко зафиксировать в кадре изображение медведя, бегущего в реке. Позднее, я с удовольствием поработал с полностью противоположной техникой съемки на современных цифровых камерах при экстремально высоких значениях ISO, благодаря которой мне удавалось зафиксировать в кадре каждую отдельную каплю воды, взлетавшую вверх, когда медведь бросался за лососем в реку Аляски.
То есть вот такими были мои “стили” в течение этих лет, я предполагаю, что их связывает только то, что я подхожу к вопросу как художник, что я стараюсь создать красивую картинку, а не просто документировать мир таким, каким я его вижу. Я использую разные объективы, чтобы сжать или растянуть пейзаж, чтобы изменить отношения между объектом переднего плана и фоном, использую фильтры, чтобы затемнить небо и сбалансировать всю экспозицию изображения, я фотографирую так, как если бы я рисовал картину.
? Кто или что вдохновляет Вас в личной жизни и в работе?
— В личной жизни, я — заядлый садовод. В течение последних 20 с лишним лет, я превратил окружение моего дома в Западном Сиэтле в японский сад, на стиль которого повлияли величественные панорамы, каменные башни и настоящие деревья-бонсай, которые я обнаружил в пейзажах Huang Shan в Китае. Мой дом предназначен для занятий искусством, он вмещает мою коллекцию художественных произведений, которые я приобрел, путешествуя по миру в течение последних 40 лет, а мой сад, в который я возвращаюсь после каждого путешествия, позволяет мне расслабиться и основательно набраться сил.
В работе меня больше всего вдохновляют классические художники, такие как Монэ, Ренуар и Эшер, также как и более современные мастера, такие как Тоби, Уайет и Поллак. Смотря на мир вокруг себя, я постоянно ищу вдохновение в стилях больших мастеров, ищу, как я могу в кадре фотоснимка обратиться к их стилю, который они воплотили на холсте. В своей работе «Человеческий Холст» (“Human Canvas”) я непосредственно исследовал эти влияния, а также орнаменты в искусстве туземных и коренных народностей, которые легко просматриваются в композициях, которые я создавал как модели для картин, воссоздавая их в глине, и в замысловатых узорах, а затем располагал их перед фоновым изображением, которое рисовал, прежде, чем визуализировать окончательную композицию для снимка.
? Расскажите нам немного о Ваших камере и объективах?
— За годы работы я снимал на множестве систем, в том числе Nikon, Canon, Sony, Leica, PhaseONE и других. И все они великолепны. Пользуйтесь тем, что у Вас есть, я не стану заявлять во всеуслышание о том, что какая-либо из систем лучше, чем другая, и что Вам нужно ее иметь, у них у всех есть свои плюсы и минусы. Как только Вы начнете приобретать объективы, которые будут служить Вам десяток лет и дольше, Вы обнаружите, что переключиться с одного бренда на другой станет очень тяжело.
Сейчас я снимаю на оборудовании Canon, камеры 1DX и 5DMIII всегда со мной в моей сумке. У меня есть 2 любимых объектива, которые я использую, насколько припоминаю, значительно дольше других, это 16-35L и 70-200L f4 (более легкий и такой же четкий, как и f2.8). На них сделаны, пожалуй, более 80% из более чем миллиона снимков из моего архива. Пару лет назад я приобрел объектив 24-70, и оказалось, что это отличный объектив для прогулок, когда я брожу по маленькому поселку, фотографируя рынки и портреты. И совсем недавно, я обзавелся новым 200-400L для больших телефото работ. В нем есть встроенный экстендер 1.4x, отличное качество, и я могу даже установить на 2x, доводя фокусное расстояние до 1120мм и получать при этом приемлемые результаты при меньшем весе, по сравнению с объективами 500 или 800мм, которые приходилось таскать за собой в прошлом.
Не менее важны штатив и шаровая головка. Мне нравятся штативы Gitzo и я пользуюсь шаровой головкой Kirk – ее важнейшее преимущество в том, что она достаточно легкая, чтобы Вы всегда брали ее с собой, и пользовались нею постоянно. Великолепная камера и объектив могут оказаться бесполезными на неустойчивом штативе или установленные на моноподе. Использование штатива дает больше, чем просто стабилизацию камеры для получения более четких снимков – использование штатива замедляет Вас, заставляя более тщательно изучить композицию. Подумать над параметрами диафрагмы и выдержки. Дает время проверить все с четыре угла кадра и отрегулировать или убрать все то, что отвлекает внимание.