ARRI закрывают два завода в Германии

Немецкая ARRI Group оказалась в сложной ситуации. Крупнобюджетное кино постепенно заменяют менее дорогостоящие сериалы и фильмы. Все они не требуют дорогостоящий и непростых в обслуживании кинокамер ARRI Alexa. Для сокращения бюджета на съемках все чаще используют камеры среднего сегмента, а в редких случаях даже беззеркальные гибриды (как, например, «Присутствие» Содерберга»). В результате ARRI закрывает два завода в Германии, на которых собирался профессиональный свет ARRI Orbiter (цена в РФ — от 600 тыс. рублей) — конкуренция с китайскими производителями профессионального света почти проиграна. Таким образом, давление на ARRI оказывается сразу с двух секторов. Компания RED, заключившая сделку с Nikon, явно что-то знала.

Что происходит с киноиндустрией?

Если кратко, у индустрии кино дела идут непросто. Затраты на кинопроизводство растут из-за инфляции. Дорожает абсолютно все: от создания декораций до арендных ставок съемочных площадок.

Более высокие расходы вынуждают продюсеров сокращать масштабы съемок. А в некоторых случаях и отказываться от проектов.

В целом, затраты на теле и видеоконтент снизились по сравнению с 2022 годом аж на 6 млрд долларов, указано в исследовании ProdPro (ознакомиться можно здесь). А кассовые сборы как в США, так и во всем мире также пока не вернулись к уровню до пандемии COVID-19.

В отчете Vitrina’s Production Pulse указано, что глобальный объем кинопроизводства в январе 2025 года упал на 10% по сравнению с предыдущим периодом.

Кстати: в этом же отчете указано, что самым популярным жанром остается драма, за ней следуют комедия и документальное кино. 49% всех кинопроектов — англоязычные, за ними следуют проекты на французском и немецком языках.

Но, вернемся, к ARRI. Компания оказалась не только под давлением из-за всех этих сокращений. Сама структура рынка начала стремительно меняться. Камеры становятся компактнее, бюджетнее, а качество изображения растет. Сама же ARRI начала выпускать менее габаритные модели относительно недавно.

Что предпринимает ARRI?

Все эти причины — повод для ARRI рассмотреть возможность собственной продажи, о чем ее руководство уже задумывалось ранее, писал Photar.ru.

Решение пока не принято, однако сейчас компания объявила о сокращении рабочих мест и закрытии двух предприятий. Оба завода специализируются на выпуске профессионального киносвета от ARRI.

Это заводы по производству, ремонту и дистрибуции светотехники в Штефанскирхене и Бранненбурге в Германии.

В настоящий момент ARRI вышла на сотрудничество с консалтинговой компанией AlixPartners с целью «оптимизации своего бизнеса». Результатом этой работы, вероятно, и есть постепенная продажа активов немецкого кинобренда и оптимизация расходов.

После закрытия двух заводов в Германии около 150 человек потеряют работу. ARRI заверяет, что трети из них будут предложены должности в штаб-квартире компании в Мюнхене.

Представитель компании ARRI также прокомменитровал сложившуюся ситуацию изданию The Bloomberg:

«Как и многие компании в киноиндустрии, ARRI переживает существенную трансформацию, чтобы удовлетворить долгосрочные изменения рыночного спроса и одновременно укрепить свои основные сильные стороны», — заявил представитель ARRI Кевин Швутке.

Закрытые заводы выпускали сверхдорогой профессиональный киносвет ARRI Orbiter. Однако сейчас появилось множество качественного света, который стоит значительно дешевле. Например, широко применяется серия Nanlux Evoke.

Некоторые операторы пишут на форумах (в т.ч на Reddit), что премиум-кинокамеры больше не актуальны, поскольку схожего результата можно добиться и с гораздо более дешевыми решениями.

К сожалению, такие компании как ARRI и RED так и не смогли перестроиться под новые тенденции рынка: бюджетность, компактность и качество. RED с солидным опозданием попытались выпустить RED Komodo, и, в целом, это сработало. Но с ценой опять ошиблись, Nikon снизил ее почти в два раза после приобретения RED.

Но ARRI до последнего гнут свою линию, хотя относительно бюджетное решение, позволяющее конкурировать в сегменте компактных кинокамер, например, с компанией Blackmagic, было бы встречено независимыми операторами с радостью.

К тому же, ARRI уже вышла на сотрудничество с Panasonic. В новых гибридных беззеркальных камерах Panasonic Lumix S1 II поддерживается запись видео в ARRI LogC3. Причем сама обработка изображения под этот профиль сертифицирована ARRI. Подробнее о камере Panasonic нового поколения Photar.ru писал в отдельной большой новости.

Вместо учета реалий рынка ARRI начали суровую оптимизацию собственных активов. Весной 2025 года компания усилила топ-менеджмент, назначив Давида Бермбаха на пост директора по стратегии и инновациям и Кристиана Рихтера — по продажам и аренде.

В пресс-релизе компания заявляла, что планирует продолжать инвестировать в камеры. Значит, шанс еще есть. Иначе — неминуемая продажа легендарного бренда по аналогии с RED.

Совсем недавно компания выпустила ARRI Alexa 35 Xtreme. Цена — 55 тысяч долларов (4.4 млн рублей по актуальному курсу). Photar.ru писал об этом релизе ранее.

Хотя Arri, похоже, уходит из индустрии осветительного оборудования, её высококлассные кинокамеры продолжают выпускаться в полном объеме. Arri также недавно анонсировала Film Lab — новый инструмент для постобработки, призванный придать цифровым видео более аналоговый вид, будто они сняты на пленку.

Компания Arri была основана в 1917 году и долгое время была одним из главных игроков в киноиндустрии. Но времена меняются. И если компании не будут адаптироваться под реалии рынка — их ждет постепенное угасание.

Panasonic или Canon могут купить ARRI?

С учетом сложившейся ситуации на рынке киноиндустрии — компания ARRI рассматривает возможность своей продажи. Встает логичный вопрос о том, кто может стать потенциальным покупателем. Nikon исключается (хотя компания может удивлять — почитайте наш материал о Nikon Z7 III).

У Sony есть собственное подразделение кинокамер. Оно выпускает как линейку компактных бюджетных решений — это серия Sony FX, так и продвинутые модели. Например, Sony Venice 2 или Sony Burano. Кроме того, у компании обширная линейка автофокусной оптики и сопутствующего оборудования (микрофоны, карты-памяти и т.д).

Остаются Panasonic и Canon. Плюсом для слияния с Panasonic является то, что компании уже сотрудничают, а байонет L-mount имеет открытый протокол, в отличии от Canon RF. Поэтому, потенциальная компактная кинокамера созданная ARRI совместно с Panasonic могла бы получить L-mount крепление, к которому легко подсоединить переходник на PL-байонет в случае необходимости.

В любом случае, ситуация постепенно выходит на финишную черту. Посмотрим, что произойдет в ближайший год-два.

В конце лета The Bloomberg сообщал, что руководство и владельцы Arri Group ведут «предварительные переговоры с потенциальными консультантами» в рамках работы над сделкой по продаже доли в Arri. В настоящее время рассматриваются варианты продажи как миноритарных, так и контрольных пакетов акций.

Выручка Panasonic в 2024 году составила порядка 54-58 млрд долларов. В то же время, оценочная выручка Arri составляет около 500 млн долларов в год. Данные на 2024 финансовый год не раскрываются. Таким образом, потенциально (то есть с точки зрения цифр) у Panasonic есть возможность выкупить Arri и полноценно переформатировать собственное присутствие в профессиональной киноотрасли.