Fujifilm планомерно раскрывают информацию о своей среднеформатной кинокамере Fujifilm GFX Eterna. Очередная порция подробностей была озвучена на выставке NAB 2025 в Лас-Вегасе. В частности: характеристики фильтра нейтральной плотности, блока питания, карт-памяти и другие. В этом материале Photar.ru финализирует все, что известно о Fujifilm GFX Eterna на данный момент.
Какой будет кинокамера Fujifilm GFX Eterna?
В ноябре прошлого года компания Fujifilm объявила о разработке своей первой в истории кинокамеры Fujifilm GFX Eterna. Новость стала сенсационной, поскольку производитель решил сразу зайти с козырей и оснаснить модель среднеформатной матрицей разрешением 102 мегапикселя.

Весомым плюсом было и то, что Fujifilm имеет весомый опыт в области кино — компания уже давно выпускает одноименную цветную негативную кинопленку Eterna.
На нее были сняты известные фильмы: «Черный лебедь» Даррена Аронофски (на пленку Eterna 500T 8573), «Древо жизни» Терренса Малика (на пленку Fujifilm Eterna Vivid 500) и другие.
Ссылаясь на свой опыт в киноиндустрии Fujifilm заявила, что настало время разработать полноценную кинокамеру Fujifilm GFX Eterna. Причем она будет удовлетворять самым высоким требованиям за счет большой матрицы среднего формата.

«Используя опыт и знания Fujifilm в области кинопроизводства, компания объединит исключительные возможности объективов Fujinon с передовыми технологиями серии GFX. Она будет стремиться стать движущей силой в формировании новой эры кинопроизводства для создания вечных кинематографических шедевров», — заявила Fujifilm в ноябре прошлого года.
На втором этапе Fujifilm приняла решение показать кинокамеру воочию, но без возможности тестирования. Будущая новинка выставлялась на стенде на выставке CP+ в Японии. Photar.ru публиковал материал с изображениями Fujifilm GFX Eterna с разных ракурсов:

Тогда стало понятно, что камера получилась относительно компактной, с двумя дисплеями на боковых сторонах, а также большим количеством интерфейсов и физических кнопок.
Компания Fujifilm сообщила, что новая GFX Eterna будет оснащаться тем же среднеформатным сенсором CMOS II HS с разрешением 102 мегапикселя, что и фотоаппарат Fujifilm GFX100 II (обзор на эту камеру ранее выпускал Photar.ru).
При этом кинокамера будет поддерживать более высокую скорость декодирования, чем другие модели GFX, что позволит записывать видео в формате 4K в режиме OpenGate, что позволит использовать профессиональную анаморфотную оптику с новой кинокамерой. При этом сообщалось, что камера будет оснащаться процессором Fujifilm X-Processor 5, который обеспечивает высокую скорость считывания.
Также кинокамера будет иметь двойную базовую чувствительность ISO 800 и 3200 в режимах F-Log 2 и F-Log 2C. Это позволит снимать в условиях недостатка освещения без значительной потери динамического диапазона.

Система автофокусировки будет аналогичная той, что имеется к камере Fujifilm GFX100 II. Это неплохой автофокус, однако по уровню произодительности он пока несколько ниже чем системы, используемые в современных полнокадровых камерах флагманского сегмента (например, Sony A1 II).
На проходящей в эти дни выставке NAB Show 2025 в Лас-Вегасе компания Fujifilm представила подробную информацию о пяти дополнительных характеристиках и функциях Fujifilm GFX Eterna.
Во-первых: камера будет иметь переменный электронный фильтр нейтральной плотности (ND) с силой от 0.6 до 2.1 или уменьшением света от двух до семи ступеней. Другими словами, это ND4 до ND128. Колесико регулировки системы можно разглядеть ниже:

Что ж, это очень хорошая новость. Однако пока не уточняется, каким образом можно будет регулировать систему ND-фильтров. Будет ли, к примеру, автоматический режим как на Sony FX6?
Во-вторых, стали известны подробности о системе питания новой кинокамеры. Fujifilm GFX Eterna будет поддерживать аккумуляторы NP-W235 (емоксть 2200 мАч), которые используются в цифровых фотоаппаратах: Fujifilm GFX100 II и Fujifilm GFX100S II, Fujifilm X-H2(S) и Fujifilm X-T5.

Это достаточно нестандартное решение. Для понимания: время работы камеры Fujifilm GFX100 II от одного аккумулятора такого типа составляет около 60 минут при записи видео. Пока не совсем понятно, поддерживает ли новая кинокамера установку сразу двух баратей Fuji NP-W235 или речь идет об одном аккумуляторе.
Fujifilm также заявляет, что новая кинокамера Fujifilm GFX Eterna будет поддерживать «горячую» замену внешних батарей или переход на вход постоянного тока прямо во время съемки. Кроме того, батарея NP-W235 автоматически заряжается через внешний источник питания.

Тем не менее, на задней части Fujifilm GFX Eterna располагается плата под батарею V-mount, которая присоединяется в одно движение и в зависимости от объема — может дать возможность очень долгой работы.
Третий момент. Накопители. Кинокамера Fujifilm GFX Eterna получит поддержку записи на карты-памяти типа CFexpress Type B и SD (предположительно, UHS-II).
Fujifilm пока не сообщала о каких-либо ограничениях внутренней записи. В случае GFX100 II для некоторых более высоких битрейтов требуются специальные карты, включая карты CFexpress Type B или SD с рейтингом V90. Вероятно, стоит ожидать аналогичных ограничений и от GFX Eterna.
Однако, конечно же, профессиональная кинокамера не должна перегреваться — на опубликованных изображениях видны технические отверстия системы охлаждения. В частности, на верхней части корпуса Fujifilm GFX Eterna.

Четвертое. Стало известно, что Fujifilm GFX Eterna получит поддержку адаптера TASCAM XLR, обеспечивая поддержку расширенных аудиовходов и устройств профессионального качества. Означает ли это, что камера не будет иметь собственных XLR-портов? Если это действительно так — то это, определенно, минус.
Идем дальше. Пятое — как и некоторые другие недавние камеры Fujifilm серий X и GFX, GFX Eterna будет работать с Frame.io изначально.

Это означает, что пользователи GFX Eterna смогут использовать встроенный сетевой интерфейс камеры (Wi-Fi или Ethernet) для аутентификации проекта Frame.io и автоматической загрузки файлов в облако прямо во время съемки. Это обеспечивает мгновенный удаленный доступ к прокси-видеофайлам, позволяя монтажерам мгновенно начинать работу над проектом по мере его съемки.

Frame.io также поддерживает широкий спектр инструментов для совместной работы, редактирования и организации для различных проектов. Потенциально, очень удобно. Особенно, когда речь идет о проектах, которые требуется выпустить максимально оперативно, например, репортажи и новости.
В дополнение к кинокамере будет представлен новый зум-объектив для среднего формата: Fujinon GF 32-90mm Power Zoom. Его изображения также публиковались ранее. Он, как и требуется для кинооптики, имеет все три кольца регулировки: фокуса, зуммирования и диафрагмы.
Дата релиза и стоимость Fujifilm GFX Eterna пока не разглашаются. Известно лишь то, что камера выйдет на рынок в 2025 году. Стоит ожидать, что цена на нее будет высокой. В комплекте поставки должен быть фирменный монитор и верхняя рукоять, демонстрируемые ранее. Также компания разрабатывает фирменный адаптер крепления GL-PL.
Также в интервью с представителями Fujifilm было заявлено, что роллинг-шаттер при съемке 4К составит 15 мс (чем меньше — тем лучше). Это соответствует уровню, который продемонстрировала камера Fujifilm GFX 100 II. Сообщалось, что будущая новинка от Fujifilm сможет записывать видео в разрешениях: 8K, 6К и 4К. В каких режимах/кодеках и с каким соотношением сторон — пока не уточняется.
Конкурировать Fujifilm GFX Eterna сможет с новой кинокамерой от Blackmagic Design — широкоформатной моделью Blackmagic Ursa Cine 17K. Она имеет разрешение 17520 x 8040, динамический диапазон в 16 ступеней и встроенную память на 8 ТБ (четыре часа записи в разрешении 17К в кодеке Blackmagic RAW). Blackmagic Ursa Cine 17K имеет сменное крепление для оптики PL-mount, LPL и Hasselblad. Кинокамера нового поколения стоит 30 тысяч долларов (2.7 млн рублей по текущему курсу).