Продолжу знакомить вас с талантливыми фотографами со всего бывшего Союза в рубрике #Нашилюди. Сегодня у нас достаточно известный в российском интернете фотограф, портретист из Краснодара – Андрей Васильев. Он занимается художественной фотографией более десяти лет и за это время в прямом смысле создал себе имя и собственный узнаваемый стиль. И сегодня, в этом эксклюзивном для Photar.ru интервью, Андрей поделится своими советами для начинающих фотографов и расскажет о себе и своем творчестве.
Приветствую вас, представьтесь пожалуйста нашим читателям и расскажи немного о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Андрей Васильев: привет! Меня зовут Андрей Васильев. Снимаю я уже больше 10 лет и за это время попробовал себя в разных жанрах. Какое-то время я снимал архитектуру и пейзажи, классические портреты, репортажку и свадьбы, а на данный момент это все переросло в постановочный портрет.
Коммерция всегда занимала очень маленький процент моих съемок, поэтому почти все что вы сейчас можете видеть в моем портфолио – это творческие съемки. Так, что да, фотография и раньше была для меня увлечением и даже сейчас я зарабатываю скорее на обучении, а не на самих съемках. Поэтому съемки, как были для души, так и остаются.
Расскажи, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решил, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Андрей Васильев: как говорится: «Пока не попробуешь не узнаешь». Вот и у меня с фотографией так же. Я начал снимать довольно поздно, когда уже окончил универ, устроился на работу по своей основной специальности и заработал денег на свою первую камеру. До этого я как-то и представить не мог, что фотография станет большой частью моей жизни. Но камеру почему-то хотелось. Так вот купил я свой первый Canon 550D с китом 18-55мм, попробовал и затянуло!
Никогда не думал, что надо прям снимать, чтобы это стало моей работой. Наоборот, наверное, мне хотелось, чтобы это оставалось моим увлечением и мне не приходилось снимать из-под палки за деньги. Но в какой-то момент всё же понял, что фотография стала для меня перспективнее, чем основная работа. Ну или, как минимум приятнее. И вот, здрасьте, я – фотограф.
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
Андрей Васильев: после своего первого Canon 550D я перешел на Canon 6D. Вот уже много лет и по сей день на него и снимаю.
Из оптики у меня на него есть зум Canon 24-105mm f4, который удобен своим диапазоном фокусного практически для любых сюжетов, но темноват за счет своей диафрагмы. Поэтому использую я его в основном для каких-нибудь репортажек и поездок.
И основное мое стекло это Sigma 24mm f1.4 Art. На него я снимаю все свои творческие проекты. И несмотря на широкое фокусное использую его и для общих планов, и для крупных портретов, и для всего, что мне захочется. Люблю широкие объективы и не вижу никакой проблемы в дисторсии.
Для обработки использую Adobe Lightroom и Photoshop.
Как видите, ничего оригинального, но в этом и прелесть творческой профессии. Все пользуются похожими инструментами, методами и софтом. Но результат при этом у всех разный. Потому что результат в голове, а вот в голове у всех все устроено по-разному. Все остальное это просто инструменты позволяющие воплотить задуманное.
Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
Андрей Васильев: свой стиль со временем складывается из многих факторов и, да во многом зависит от насмотренности. Это и кино, которого я смотрю очень много и работы других авторов, и искусство в других его проявлениях и даже в какой-то мере художественная литература. И это очень большое число разных авторов. От всех в голове откладываются какие-то крохотные кусочки, которые потом в подсознании складываются во что-то свое.
Я никогда не учился у конкретного автора делать именно так, как он, не пытался осознанно кого-то копировать, но, конечно, есть авторы близкие по духу и по вкусу, за которыми я слежу и которые оставляют какие-то следы в том, что я делаю. Когда-то я вдохновлялся и ранними работами Марата Сафина и Игоря Бурбы. И до сих пор получаю хороший заряд вдохновения от работ Дмитрия Рогожкина и Сергея Спирина.
Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Андрей Васильев: конечно, выделяются. И это не оценка «лучше» или «хуже». Они другие. Они мои. Поэтому это и называется «авторской» фотографией. У меня нет каких-то ограничений от заказчика, у меня нет желания кому-то подражать. Поэтому индивидуальность проскакивает, а это уже может кому-то понравиться, а кому-то нет. Объективной оценки тут быть не может.
Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Андрей Васильев: Я обычно говорю ученикам, что если вы купите камеру подороже, то просто чётче будет видно вашу криворукость.
Дорогую технику я связываю прежде всего с профессиональной коммерческой фотографией. Безусловно вам нужна хорошая техника, если нужно снимать рекламу идеального качества, если вы хотите продать свои фото за счет качества, если на вас большая ответственность за съемку важного мероприятия или той же свадьбы и важно, чтобы техника не подвела даже в сложных и быстроменяющихся условиях. Вот это вот все про дорогую технику. И вы сами уже будете знать, какая техника и для чего вам нужна, когда дойдете до такого уровня продакшна. Вам не нужен будет совет профессионала для этого. Так что советовать кому-то дорогую технику всегда неверно, если человек сам не понимает зачем ему профессиональная техника, то и использовать ее потенциал он не сможет. Это будут просто напрасные траты.
А вот для того, чтобы начать снимать, что-то творческое, или просто учиться фотографии дорогая камера совсем не нужна. В постановочной фотографии результат зависит не от камеры, а от условий у вас на съемочной площадке. Вы всегда можете сделать свет и атмосферу такими, чтобы с ними справилась любая, даже дешевая камера. Главное, для начинающего, чтобы был мануальный режим, чтобы учиться понимать свет и уметь управлять результатом не только, так, как хочет ваша камера. Ну и важен, наверное, сменный объектив, чтобы попробовать разные фокусные и прийти к тому, что нравится в итоге.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Андрей Васильев: люблю смотреть черно-белую фотографию, но никогда сам не снимаю в чб. Мне всегда жалко цвет. Цвет – это еще один дополнительный слой, еще одно чувство, которое, конечно может и испортить восприятие фото, а может и дополнить. Цвет может повлиять и на сюжет, и на настроение и привлечь внимание зрителя. Цвет – это дополнительная сложность, но нельзя же отбрасывать целый кусок фотографии если он не получается, это должно говорить, только о том, что нужно учиться работать с цветом. Поэтому стараюсь не сдаваться, переводя фото в чб, а докручивать цвет до конца.
Пленка или цифра, почему?
Андрей Васильев: мне кажется уже прошел тот начальный период развития цифры, когда этот спор был актуален. Сейчас цифра – это стандарт рабочего инструмента. Она универсальнее, удобнее, дешевле, дает меньше шансов ошибиться и больше возможностей для обработки и стилизации фото (в том числе и под пленку).
Пленка перешла в разряд любителей кайфовать от самого процесса съемки. Тех, кому нравится подольше подумать над светом и настройками камеры, тех, кто готов платить за интригующее ожидание своих напечатанных кадров, или самому с интересом проявлять свои пленки, тех, кто больше надеется на предустановленные цвета в пленке, чем на свое видение этого цвета.
Я на съемке стараюсь думать немного о других вещах. О композиции, о ракурсе, о сюжете, который хочу донести. И вообще не хочу думать о камере и ее настройках. Она просто должна справляться. Поэтому я выбираю цифру.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
Андрей Васильев: у меня на первом месте всегда идет естественный свет. Даже если речь о съемке в помещении, то в первую очередь это свет из окна, который чаще всего становится основным источником. Если окна недостаточно, то я добавляю источники постоянного света. Это могут быть какие-нибудь бытовые светильники, торшеры, лампочки, которые можно найти на локации. С собой я ношу длинную переноску с лампочкой, которую можно разместить прям в кадре и симулировать какой-то бытовой свет. А также у меня есть led-панель (постоянный видео-свет), который я могу добавить уже где-то за кадром для подсветки с нужной мне температурой.
Постоянный свет позволяет создать нужную атмосферу непосредственно на съемочной площадке. Вы будете видеть этот свет, модель будет видеть этот свет, тем самым вы оба будете понимать, как с ним работать. Плюс он мобильнее, дешевле, разнообразнее и естественнее в восприятии зрителя.
Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Андрей Васильев: каждая съемка чем-то запоминается. Поэтому мое восприятие снимков порой может сильно отличаться от восприятия зрителей именно за счет того, что они только видят результат и не имеют того бекграунда, который происходил при подготовке и съемке. Но это нормально. Просто сложно иногда выделить какую-то определенную.
Самые интересные съемки я иногда подробно описываю и разбираю у себя в соцсетях, но давайте попробуем и здесь. Возьмем, к примеру съемку замороженной барышни.
Сама идея этой съемки родилась в Новый год, когда я увидел в магазинах баллончики с искусственным снегом. Я просто подумал «что-нибудь интересное с этим можно придумать» и накупил баллончиков, пока они не исчезли с прилавков.
Дальше были эксперименты с этим снегом. Я проверял насколько он токсичный, можно ли нанести на кожу, как отмывается, как держится и прочее. Весь период подготовки занял около месяца, и концепция за это время несколько раз менялась, потому что все-таки хотелось, помимо красивой картинки и реализации спецэффекта, еще и вложить какую-то мысль в эту съемку.
Ну и вот в итоге пришел к сюжету с неким экологическим подтекстом. Связанную с изменением климата, или какими-то еще катаклизмами. В моем понимании это была девушка, которая замерзает сама, но последнее свое тепло отдает, спасая некую жизнь у себя в руках. Причем без какой-то определенной конкретики. Зритель уже сам додумает подробности так, как ему больше понравится.
Снималось это все в теплице на дачном участке, который я нашел на Авито. В руках модель держит стеклянный плафон от советского уличного фонаря, который я также нашел на Авито. Задумывалась некая рекурсия из того, что и сама она находится как бы в колбе и в руках держит колбу с какой-то жизнью. Наверное, даже непонятно, что именно находится в колбе, но на самом деле там было растение в земле.
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Андрей Васильев: у меня как раз сейчас есть несколько направлений в творчестве.
Первое это именно постановочная фотография, которая нравится мне тем, что я полностью участвую в создании и как автор идеи и постановщик, и режиссер, и оператор. Эти фото передают мое видение, стиль и какие-то мои мысли.
А второе направление – это что-то вроде художественного репортажа. Я нахожу интересных людей, которые обычно занимаются еще и интересным делом. Художников, скульпторов, различных мастеров. И снимаю их на рабочих местах, но с художественным подходом, чтобы было и интересно, и красиво. Эти съемки нравятся мне как раз тем, что я могу рассказать о настоящих людях и их занятиях без обмана и наигранности.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Андрей Васильев: я вообще снимаю нечасто. Иногда между съемками может быть перерыв в месяц или два. Потому что довольно долго готовлюсь и иду снимать только когда понимаю, что доработал эту идею насколько смог. И за это время уже просто успеваю соскучиться по съемкам и хочется что-то сделать.
Плюс от публики всегда есть, с одной стороны некоторое давление, что я уже должен сделать что-то новенькое, с другой стороны мотивация в виде приятных отзывов, реакций и благодарностей. Поэтому всем советую не снимать просто «в стол», а всегда делиться своими работами. Это поможет лучше оценивать свое творчество и будет мотивировать на новые съемки.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Андрей Васильев: наверное, стал снимать чуть реже, но это не связано с какими-то физическими ограничениями, а скорее с общим упадническим настроением. Я не могу снимать с плохим настроением, мне становится сложнее видеть в чем-то красоту и не хочется распространять через свои фото плохой настрой еще и на своих зрителей. Мне наоборот для съемки нужен какой-то заряд оптимизма и энергии, а такое состояние стало приходить чуть реже.
Хоть многие из моих фото можно назвать грустными, я все-таки чаще вкладываю в них не грусть, а спокойствие и умиротворение. Вот и дальше хотелось бы продолжать так делать.
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.
Андрей Васильев: много смотрю и ищу в интернете. Сохраняю все интересное в заметки. В итоге у меня получаются такие каталоги с зачатками идей, моделями, локациями, каким-то реквизитом. А потом в какой-то момент нужные элементы складываются в одну полноценную картину. Так рождается идея.
Дальше начинается уже более конкретный этап подготовки. Когда я складываю все составные части, ищу недостающие мелочи, продумываю какие условия должны быть на съемке для нужной атмосферы. Договариваюсь со всеми.
Когда уже в голове все сложилось остается дело за малым. Просто собрать это все для съемки и отснять. Я заранее не продумываю прям конкретную композицию или ракурсы. Я скорее продумываю ситуацию и атмосферу. А на самой съемке уже экспериментирую с постановкой.
Ну а дальше отбор и обработка. Эти этапы тоже никто не отменял хоть с опытом я и стараюсь меньше ретушировать и обрабатывать, а большую часть этой работы переносить на этап подготовки.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Андрей Васильев: не рассчитывайте на то, что у вас сразу будут получаться шедевры. Не рассчитывайте на какие-то волшебные камеры, методы, пресеты или плагины, которые сделают шедевр за вас. Пусть ваши неудачи не сбивают ваш дух, потому что неудачи — это совершенно нормально. Абсолютно все авторы через это проходят. Все снимали очень плохо поначалу, но учились, практиковались и не сдавались. И это единственный верный путь.
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Андрей Васильев: найдите авторов жанр которых вам близок и нравится. Это я сейчас и про свой жанр, и про любой другой. Подпишитесь, следите за ними. Анализируйте их творчество, попробуйте понять, чем именно они вам нравятся. Попробуйте скопировать их работы, на этапе обучения это нормально. Не бойтесь спрашивать у них совета или учиться.
Начинайте с обучения. Результат не приходит сам по себе. Смотрите бесплатные уроки на Ютубе, читайте статьи. В интернете море бесплатных знаний, нужно только ваше желание учиться. Прочитайте инструкцию к вашей камере в конце концов.
Если вы взялись снимать портрет, то постарайтесь побыстрее пропустить этап «я снимаю своих друзей и родственников, и они меня хвалят». Человек – это главный элемент в портрете. Ищите моделей интересных и подходящих для вашей задумки. Даже если вам надо будет заплатить за их труд. Это окупится, потому что они будут работать на ваше портфолио.
Расскажите о ваших публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?
Андрей Васильев: я никогда не снимал специально для каких-то журналов и не пытался подстроить свое творчество под стиль определенных изданий. Я публикую работы на своих страницах и иногда у меня просят какие-нибудь фото для журналов. Я всегда разрешаю, мне приятно, это тешит мое самолюбие, но обычно никакого другого профита от этого нет.
Если же вы прям поставили себе такую цель – попасть в какой-то журнал, то я знаю, что есть специализированные сайты агрегаторы, на которых выставляют задания от различных издателей и принимают ваши работы. Конкретный не подскажу, но думаю, если поищите в интернете, то найдете.
Наверное, еще можно рассылать свое портфолио в конкретные журналы. Может вам повезет, его заметят и что-то им подойдет. Но опять-таки у меня нет такой практики, поэтому сложно давать советы.
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?
Андрей Васильев: это же вопрос чисто технический из области налогообложения. Вашим зрителям совершенно без разницы, как вы там платите налоги. Просто вам надо разобраться с этим вопросом, если начали зарабатывать на фотографии деньги.
Если у вас нет наемных работников и вы зарабатываете на фото меньше 2млн в год, то самозанятость вполне подойдет, потому что меньше налог. Если масштаб вашего бизнеса растет, то вам просто придется регистрировать ИП и платить налог больше.
Проконсультируйтесь лучше с юристом в вопросах ваших прав и обязанностей. Не надо в этом полагаться на советы какого-то там фотографа в интернете.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
Андрей Васильев: я вечный финалист всяких конкурсов, не доходящий до призовых мест. Вроде HIPA, IPA, RPA и прочие P и A.
Есть несколько золотых медалей от FEP, PSA, APB, IAAP – это всякие международные конкурсы от федераций фотографов.
Первое место на 35Awards2020 «Постановочная фотография»
Первое место на Moscow Photo Awards
Несколько побед в Trierenberg super circuit (2018, 2019)
Ну и всякие какие-то более мелкие, локальные конкурсы.
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
Андрей Васильев: спасибо и Вам за такую возможность! Надеюсь, я смог немного замотивировать хоть кого-нибудь из ваших читателей на новые творения!
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[vk.com/vavfoto], [vavfoto.ru]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube