«Будьте уважительны. Ставьте на первое место животных, а не своё эго и камеру», — решительно заявляет ведущий фотограф и руководитель фотосеминаров в заповеднике больших кошек в Великобритании — Альма Липер (Alma Leaper).
История талантливой женщины фотографа дикой природы началась с посещения заповедника больших кошек, но фотографию она полюбила когда, была студенткой. Однажды попав туда маленькое увлечение и любовь к животным впоследствии переросло в постоянную работу. Альма рассказала Thephoblographer о том, как она находит общий язык с этими большими кошками и о том, что каждая из них обладает собственной уникальной натурой.
Чем крупнее животное, тем больше его боятся люди. Часто это связано с непониманием поведения животного и общим страхом быть настигнутым при нападении. Даже если вы знаете, что они находятся за стеклянной стеной или за клеткой, вы всё равно стараетесь держаться от них на расстоянии. Хотя большинство людей согласны с тем, что животные заслуживают жить в дикой природе, нельзя отрицать, что парки охраны природы приносят много пользы. Здесь разводят кошек, находящихся под угрозой исчезновения, и даже есть комитет по этике, который следит за работой сотрудников парка.
Альма Липер рассказывает о том, как она документирует обитателей парка и как проведение семинаров привело к тому, что многие люди стали по-новому понимать и уважать животных.
Здравствуйте, Альма. Пожалуйста, расскажите нам о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Я познакомилась с фотографией на начальном этапе обучения в Кардиффском колледже искусств. Мы работали с плёнкой и мне дали поснимать на среднеформатную камеру Mamiya. Я помню, как вошла в тёмную комнату, почувствовала запах химикатов и подумала: «Боже, я дома!»
В ту пору я полностью сосредоточилась на фотографии: портретах, натюрмортах и пейзажах того времени. Мои первоначальные мысли о том, чтобы сосредоточиться на живописи, постепенно исчезли, и на смену пришли фотография и графика. Я всё ещё сохраняла интерес к изобразительному искусству, и меня особенно привлекали цвета в стиле Chiaroscuro Караваджо и мастерство Рембрандта в автопортретах, когда он использовал вспышки естественного света. Это то, что я хотела продолжать использовать в качестве своего основного влияния как в искусстве, так и в фотографии.
С раннего возраста я всегда интересовалась животными, и моя карьера планировалась в области ветеринарии. В школе моим самым влиятельным учителем был учитель рисования в гимназии Тредегар. Он поощрял меня в изобразительном искусстве и помог совершенно «неуверенному в себе» ученику поступить в художественный колледж. Там любовь к фотографии начала своё развитие.
Изначально у меня не было финансов, чтобы продолжать заниматься фотографией. Меня приняли на курс графики, и с тех пор каждая работа, которую я получала, была связана с моей художественной работой. Я упорно трудилась, чтобы заслужить похвалу благодаря преподавателю графики, который однажды мне сказал: «Никогда не занимайтесь графическим дизайном, ваши работы слишком артистичны и слишком неряшливы, а ещё они не точны». Я помню, как сказал себе: «Я ему покажу». Я работала и работала над чёткостью и реалистичностью, и это принесло свои плоды.
Некоторое время у меня был собственный бизнес в области графического дизайна. Мне даже пришлось поработать в рекламе. Для большинства клиентов было важно, чтобы я разбиралась ещё и в фотографии. Мне довелось поработать с замечательными фуд-фотографами, которые ожидали от меня, как от менеджера по работе с клиентами, чётко поставленной задачи. А ещё одним из моих первых клиентов была компания Nikon. Я помогала организовывать ежегодные презентации их продукции. Это была также камера, которой я пользовалась в то время. При этом у меня ещё была камера Canon.
У каждого из этих брендов есть свои преимущества и недостатки, но камеры Nikon мне подошли больше. В 1993 году я сменила профессию и вернулась в университет (SOAS — The School of Oriental & African Studies) в Лондоне. Я получила степень бакалавра по азиатскому и африканскому искусству и археологии, а затем степень магистра по китайскому искусству и археологии. Я планировала получить докторскую степень по фотографии в Королевском колледже искусств, обсуждая тему «Отношения между изображением и искусством» и внося китайские элементы в свои исследования.
Несколько месяцев я работала в Харбине, Северный Китай, в двух школах, преподавая английский язык с некоторыми элементами искусства, но когда я вернулась, я поняла, что хочу продолжать преподавать, поэтому я получила степень PGCE в Кентерберийском университете Кента и стала преподавателем изобразительного искусства и фотографии. Тогда же став руководителем отдела фотографии в школе Хоумвуд в Кенте.
Альма, с чего началась ваша карьера в «Заповеднике больших кошек»? Вас с самого начала приняли на работу в качестве фотографа или вы перешли на эту должность позже?
Восемь лет назад, после окончания летнего семестра в школе, я посетила заповедник «Больших кошек» в один из дней открытых дверей. До этого я была там на дне фотографии. В то время они размещали объявление о поиске фотографа. Тогда я и начала работать на полставки с одним из местных волонтёров, Саймоном, который носил ведро с мясными лакомствами кошкам в зонах ожидания.
Это позволило фотографам получить доступ к животным, а я давала советы по настройке камеры, и безопасности. Тогда у нас были большие фотогруппы по 10-14 человек. Через два года работа в заповеднике заняла всю мою жизнь. Я оставила преподавание в школе и согласилась на роль ведущего фотографа и руководителя фотосеминаров.
Мне было жаль оставлять преподавание, но теперь у меня самая лучшая работа в мире, и дело не в деньгах. Речь идёт о настоящем счастье и возможности просто быть рядом с этими удивительными кошками, некоторые из которых находятся под угрозой исчезновения в дикой природе. Например, амурский леопард, другие кошки, которые тут обитают уже не существуют в природе, например, как белый тигр.
В течение года я провожу семинары почти всю неделю напролёт, что позволяет проводить различные мероприятия и получать новый опыт. Мне нравится преподавать, и я вижу людей с любым уровнем подготовки и любым типом камеры. Возможно, я чаще вижу фотоаппараты Canon, чем Nikon. Olympus и Sony тоже очень популярны. Я бы сказала, что Sony лидирует в области беззеркалок, а Canon довольно быстро догнали её.
За годы работы я поняла, что дело не в оборудовании, а в человеке, который этим оборудованием пользуется. Я видела удивительные, разнообразные, впечатляющие снимки с бридж-камер и крошечных компактов. Мне нравится смотреть, как люди получают максимальную отдачу от своего оборудования.
Мой совет родителям — не покупайте своим детям дорогие камеры. Позвольте им понять процесс, узнать, зачем им нужно обновление, изучить свой предмет. Для работы с животными в неволе главное — это терпение. Дело не в том, чтобы давать им лакомства. Речь идёт о том, чтобы завоевать доверие. И это то, на чем я фокусируюсь. Благополучие животного для меня всегда на первом месте. Моя главная цель для тех, кто хорошо разбирается в настройках камеры и экспозиции, научить их — выработать свой стиль. Я говорю: «Вы знаете правила, а теперь нарушайте эти правила!».
Большие кошки обычно терпеливые модели для фотографии? Или всё же приходится долго ждать, чтобы получить лучший снимок?
Я знаю всех кошек — больших и маленьких — очень хорошо. Они все реагируют на меня. Их обоняние не такое, как вы ожидаете. Они прислушиваются к моему голосу и смотрят, куда упадёт лакомство. Всё дело в терпении с каждым животным. Как правило, это стоит того, чтобы подождать. Снимок в фас может быть таким же популярным, как и снимок анфас, и хорошо было бы показать животных среди листвы и т.д.
Альма, чувствует ли кто-нибудь из кошек ваше присутствие и реагирует ли на ваше снаряжение?
Они хорошо меня знают и очень разговорчивы. Они с удовольствием участвуют в мастер-классах — это форма взаимодействия и обогащения для них. Когда я одна с камерой без других фотографов, сначала разговариваю с ними, постепенно расчехляя свой фотоаппарат. Некоторые кошки любят повременить. В частности, наша ржаво-пятнистая кошка Нувара, самая маленькая порода кошек в мире, но она обычно показывает своё лицо только тем, кого хорошо знает. Также хорошо, как меня.
Каких кошек вы любите фотографировать и почему? Какие из них могут капризничать, когда их фотографируют?
Моя любимая кошка — та, с которой я сейчас. Я не могу выбрать одну из них. Обычно ни с одной из них у меня не возникает проблем. Есть лев Касанга, который невероятно ревнует, особенно к мужчинам-фотографам. Вначале он был цирковым питомцем в возрасте двух лет. Сейчас ему десять лет, и он невероятно счастлив и освоился в заповеднике. Он постоянно показывает своё разочарование если видит, что со мной пришёл ещё один самец, отворачиваясь и виляя хвостом. Обычно он сдаётся и прекрасно реагирует.
Вы, вероятно, видели, как многие из этих животных росли на протяжении многих лет, и, возможно, не можете не испытывать эмоциональной привязанности к некоторым из них. Не слишком ли горько осознавать, что всё, что может остаться от них через много лет, — это ваши снимки, на которых они запечатлены?
Это самая сложная часть этой работы. За годы работы ты невероятно сближаешься с этими кошками, и это так тяжело. Я стараюсь сосредоточиться на том, что у них была самая лучшая жизнь под присмотром нашей замечательной команды, возглавляемой главным хранителем парка Брайони Смитом и заместителем руководителя Рики Рейно, а также нашего ветеринара из Wildlife Vet International.
Если мы неожиданно теряем кого-то из животных, это шок, но обычно причиной является старость. В заповеднике они доживают до глубокой старости. Недавно мы потеряли нашего прекрасного ягуара, Софию, незадолго до её 21-го дня рождения, и нашего замечательного африканского льва, Тайни. Это очень печальные дни для всех нас.
Расскажите нам немного больше о заповеднике, о том, чем он занимается, о его значении для глобальной охраны природы и о том, что он планирует сделать в будущем.
Заповедник больших кошек в Смардене, графство Кент, является благотворительной организацией по сохранению природы. Здесь обитают более 40 больших и малых кошек 16 различных видов. Здесь собрана самая разнообразная коллекция в Великобритании, от самых больших и самых маленьких до находящихся под угрозой исчезновения. Основная цель — разведение некоторых из наиболее исчезающих видов, предоставляя убежище постаревшим и бездомным кошкам.
Центр разведения гордится тем, что является частью EEP (Европейской программы разведения исчезающих видов). Это орган, который регулирует разведение в неволе кошек, находящихся под угрозой исчезновения, давая рекомендации по разведению, чтобы создать сильный, здоровый и разнообразный генофонд в популяции, содержащейся в неволе. План состоит в том, чтобы довести их до стадии, когда они не будут иметь контактов с человеком, и в конечном счёте их можно будет безопасно реинтродуцировать в естественную среду обитания, чтобы они смешались со своими собратьями в дикой природе.
Что могут сделать фотографы, чтобы повысить осведомлённость об исчезающих видах диких кошек?
К сожалению, некоторые фотографы могут быть невероятно агрессивными. Если они услышат новость о рождении или даже смерти какого-либо вида в неволе, они сразу спешат выложить информацию об этом в социальные сети. К счастью, большинство из них уважительно относятся к заповеднику и к тем, кто должен правильно информировать общественность.
Я никогда не задумывалась о том, что мне выпала большая честь иметь к ним близкий доступ, но как бы кошки ни проявляли свою привязанность, я бы никогда их не обидела. Это не моё право. Речь идёт об уважении к животному, которое заслуживает комфортной, счастливой жизни. Наш международный ветеринар, которого, к сожалению, уже нет с нами, в своё время сказала мне: «Если бы не такие места, как это, у меня не было бы знаний, чтобы лечить раненых животных в дикой природе или обучать местных ветеринаров». Доктор был совершенно прав. Будьте уважительны. Ставьте на первое место животных, а не свой объектив. Мы все хотим получить фото на память. Сделайте это правильно и в нужное время. Это будет стоить того, чтобы подождать.
Ещё больше работ автора на сайте: almaleaper.co.uk
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube