Любимые заповедные места в работах Алексея Шаскольского, номинанта конкурса 35Awards 2015. Животный мир Алексея – это истинное и неповторимое соприкосновение с Чудом. Каждый снимок рассказывает о том, как трепетно относится автор к окружающему миру – посмотрите в доверчивые глаза медведей, одних только этих фотографий достаточно, чтобы навсегда влюбиться в работы фотографа. И не удивительно, потому что интересных кадров очень много и каждый из них хорош по-своему, про каждый Алексей может рассказывать часами.
? Как вы начинали, ваши первые фотоаппараты
— «Смены», конечно. С 1980 г. — «Зенит». Сам сделал «приклад» к Зениту с Таир-3, телевиком выпуска конца 1950-х г.г., на глухариный ток ходить.
? Ваши любимые фотографы
— Сергей Горшков, Даниил Коржонов, ДмитрийАрхипов, Виктория Роготнева, Майк Рейфман. Горшков стал для меня недосягаемым маяком в моем увлечении севером, медведями. Я с геологами по Сибири много маршрутов прошел, дикая природа — мой мир. Много путешествую, пять раз на Аляске побывал, многое видел из того, что превратилось в немыслимую, сказочную реальность у Коржонова, Рейфмана, других.
? Назовите книги по фотографии, которые следует прочитать
— Я прочел изрядное количество книг по фотографии, и вообще книгочей, но для меня КПД от этого крайне низок. И «книги для чайников», и руководства для знатоков в практическую плоскость если и переходили, то с колоссальным скрипом.
? Дайте один или несколько советов начинающим фотографам
— Посещайте курсы — очные или он-лайн, «учите матчасть»; посещайте выставки, смотрите фотографии на сайтах. Если есть художественность восприятия, предрасположенность к изобразительному искусству (а фотография — часть оного), то как сам процесс, так и результат смогут принести много приятных минут (и многие часы творческих мук).
? Чему вы уделяете внимание во время работы?
— В природной фотографии важно предохранить технику от повреждения, будь то дождь, снег или прочие проявления ненастья (у друзей в Исландии невесть откуда взявшейся волной смыло треноги с дорогущей техникой). Важно быть адекватно одетым — чтобы и одежда, и обувь не напоминали о себе, чтобы можно было не ограничивать себя в маневре, перейти канаву или переждать дождь в состоянии боеготовности. При съемке крупных диких животных важно постоянно контролировать окружение, «видеть затылком» или крутить башкой, чтобы блюсти безопасность.
? Самый запомнившийся эпизод или случай
— Отправились на ток глухарей снимать с другом Вовиком. Ему направо, мне налево, чтоб друг другу не мешать. Ходил я долго, глухаря все не слышу, наконец — чу, слыхать, пошел, потом начал, как положено, подскакивать под ту часть глухариной песни, при которой он глохнет (потому и глухарь). Подхожу — глядь, Вовик уже под глухариной сосной устроился. Выяснение отношений и, в частности, кто есть козел происходило в моменты, которые глухарина не слышал…
…В Африке было несколько забавных. Снимаем с джипа стадо слонов, рядом по дороге другие джипы с туристами. Гид говорит — Алекс, сзади шакал гонится за зайцем. Оборачиваюсь — летят, заяц перед машинами притормозил, шакал бесстрашно прошмыгнул и бежит дальше во весь опор. Заяц вылетает — но из-за заминки оказывается сзади, впереди летит шакал, за ним заяц. Потом соображают, что что-то не так…
…Или еще случай. Молодая львица подкрадывается к стаду буйволов, бросается на них, они бегут, но наконец понимают, что львица-то одна, разворачиваются и гонят львицу, которая укрывается среди джипов с туристами…
…Сплавлялись втроем на рафте по дикой речке на Аляске. Как положено, готовим еду и едим в 100 м от палаток. Возвращаясь к палаткам, я оставил спасжилет — все равно возвращаться, скоро ужинать. Глядь — медведь прямиком на место нашего обеда, покрутился и ушел. Подхожу — жилет порван, косолапый проверил — нет ли чего съестного.
…Другой случай. Сели обедать во время сплава на Аляске, Костя как самый молодой из нас троих был отправлен забрать из речки бутылочку, положенную для охлаждения. Важность миссии заставила позабыть о правилах безопасности — в «медвежьем царстве» нужно всегда обозначать шумом или голосом свое присутствие. Нагнулся Костя к заветному сосуду, глядь — из ближайших кустов, метрах в пяти, такая харя мохнатая…
? Что вы любите фотографировать больше всего?
— Крупных диких животных. Медведи невероятны — ни одно существо, ни собака, ни обезьяна не способно так выражать эмоции — и имитировать эмоции, подобно человеку.
Лицедейство косолапых особенно проявляется в их потешных боях — от мала до велика могут чуть не часами бороться со спарринг-партнером, причем внешне это выглядит как борьба не на жизнь, а на смерть, с сопением, рычанием, разверстой пастью и закатыванием глаз, Станиславский поверил бы… Конечно, невероятен по богатству животного мира и ландшафтных красот Йеллоустон, дивна Аляска, в Африке бесконечное множество сказочной фауны, Камчатка наша вне конкуренции… Невероятная красота бережно охраняется в национальных парках США и Канады — это Мекка всех фотографов мира, уже вроде все снято и лучше невозможно — но природа там сотворила такие чудеса, что «народная тропа» явно не зарастет.
? Ваши планы на будущее
— Постигать невероятные возможности современной фототехники, странствовать и снимать. Поеду опять в Финляндию — у меня опубликована статья о съемке медведя, росомахи, волка там, организованы фотосафари там замечательно, спасибо братьям-финнам; полечу на Камчатку, хочется медведей в снегу поснимать; с женой побываем в менее экстремальных местах… Надо еще и «работу работать» — фотографирование не моя профессия…
? Какой техникой вы пользуетесь сейчас?
— Под влиянием Сергея Горшкова приобретена вся моя техника, Никон, разумеется. Снимаю D750, D700, сын подарил на день рождения D5 — прочел, что Горшков его хвалит, купил папе… Объективы — Sigma 150-500, Nikkor 70-200 f/2.8 с конвертором 1,4… О новых 200-400 пока только мечтаю…
? Расскажите историю создания фотографии победившей в конкурсе 35AWARDS
— Мы снимали медведей на Курильском озере (Камчатка) в августе, когда нерка массово идет на нерест и пировать собирается все окрестное медвежье население. Со мной были Гена Юсин и Костя Шатенев, неоднократные победители фотоконкурсов, отчаянные фотографы, чудные мужики. Я присмотрел любопытный ракурс — проходящий по берегу медведь отражался в воде, и занял боевую позицию. Несколько медведей прошло «незатейливо», но тут подошли медведица с медвежонком… Стоп, снято. Подхожу к Гене и Косте, говорю — все, мужики, сматывайте удочки, лучший кадр года сделан. Как в воду глядел…
? Ваши впечатления о фотопремии 35AWARDS. Почему следует принимать участие в фотоконкурсах и что это дает?
— В фотопремии 35Awards много замечательного — и голосование, и рассылка лучших работ, и охват впечатляющий… Но мне показалось, что жюри не было специализированным — т. е., например, дикий животный мир судили и те, кто фотоанималистикой не занимается, мировых достижений в этой области не знает. Могу ошибаться…
Участие в конкурсах обязательно для всех, кто всерьез относится к своему увлечению. Это и школа, и понимание дистанции, которая отделяет тебя от настоящего фотоискусства — т. е. ориентирует, куда нужно стремиться и насколько реально попытаться встать вровень с теми, кто достиг недостижимого…