Александр Никитин: Фотограф, который поджог себя

фото: Саша Никитин

В сегодняшнем эксклюзивном для Photar.ru интервью, я познакомлю вас с очень интересным фотографом-портретистом из Санкт-Петербурга – Александром Никитином. Это интервью продолжает рубрику #Нашилюди, в которой я в непринуждённой форме общаюсь с талантливыми креативщиками со всего бывшего Союза.

Фотография Александра Никитина меня зацепила сразу, он один из немногих арт-фотографов кто создает спецэффекты не на постпродакшне, а в реальной жизни – прямо на съемочной площадке. Когда я впервые увидел его автопортрет с подожжённым лицом, я долго не могу понять – как это реализовано, разве такое можно было сделать, минуя Photoshop?

Нет, я, конечно, понимал, что есть способы, которыми часто пользуются киноделы, но даже не мог предположить, что подобным будет заниматься фотограф. И огонь — это не все спецэффекты, которые Александ создает самостоятельно.

https://youtu.be/ZaU9w9pa25I

Друзья, крайне не рекомендую повторять, если у вас нет опыта работы с огнем т.к. это небезопасно!

Привет, Александр! Представься пожалуйста, нашим читателям и расскажи немного о себе. Фотография – это то, чем ты занимаешься постоянно – хобби или профессия?

Меня зовут Александр Никитин. Я родился и живу в Санкт-Петербурге. Фотографией я занимаюсь давно, как коммерческой, так и творческой, но последний год коммерческие заказы практически не беру, чтобы освободить время для реализации собственных творческих проектов. Так что сейчас это скорее моё основное увлечение, хобби.

фото: Александр Никитин

Расскажи, как и при каких обстоятельствах ты познакомился с фотографией и почему решил, что она должна стать твоим основным увлечением, работой?

Увлёкся я фотографией примерно в 2009 году, когда мне в руки попала старенькая мыльница Canon PowerShot A650 IS с поворотным экраном. С ней я мог снимать не только то, что я вижу, но и самого себя. Это было ещё до того, когда у каждого появился смартфон, так что этот процесс меня сильно увлёк. И я начал регулярно создавать новые образы, снимая автопортреты, а позже, через несколько лет отважился снимать других людей. Это мне непросто далось.

фото: Александр Никитин

На какую технику ты снимаешь сегодня и какими редакторами пользуешься? Почему именно эта техника и софт?

Я снимаю на довольно простую камеру 2013 года выпуска, но не чувствую, что она меня в чём-то ограничивает. Моя камера на данный момент Nikon D7100 + несколько объективов Tamron с разными фокусными расстояниями от 10 до 300 мм для решения различных творческих задач. В другой фототехнике на данный момент не нуждаюсь.

Фотографии проявляю в Camera Raw и затем дорабатываю в Photoshop. В некоторых ответственных съёмках, когда нужно снимать сразу в ноутбук, для просмотра деталей на большом экране, использую CaptureOne, там эта функция удобно реализована.

фото: Александр Никитин

Кто или что вдохновляет тебя на твое творчество? Можешь назвать тех, чьи работы повлияли на тебя как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на твой сегодняшний стиль в фотографии?

Не считаю, что мой стиль окончательно сформирован, на него продолжают влиять многие авторы в различных областях культуры, могу перечислить самых известных.

В фотографии: Грегори Крюдсон, Стивен Кляйн, Тим Волкер, Хельмут Ньютон, Ги Бурден, Диана Арбус.

В кинематографе: Дэвид Линч, Стэнли Кубрик, Альфред Хичкок, Дэвид Финчер, Гай Ричи, Тим Бёртон.

В живописи: Рембрандт ван Рейн, Леонардо да Винчи, Ян Времеер, Тициан, Ван Гог, Рене Магритт.

фото: Александр Никитин

Как ты считаешь, твоя фотография выделяется на фоне других авторов?

Думаю, на этот вопрос лучше смогут ответить мои зрители, но мне хочется верить, что мои работы выделяются за счёт того, что я много времени уделяю подготовке к съёмке, освещению и образам.

Я стараюсь не повторяться, каждый раз придумывая новые идеи для съёмок. Также мне хочется верить, что у меня получается создавать определённую, свойственную мне, атмосферу на большинстве моих фотографий.

фото: Александр Никитин

Как, по-твоему, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?

Возможности дорогостоящих профессиональных камер сильно переоценены и начинающему фотографу стоит больше внимания уделить не технике, а развитию своей визуальной грамотности, креативного мышления и навыков в работе с освещением это значительно сильнее скажется на итоговых фотографиях чем чуть более совершенная камера.

Моя камера в сборе с объективом была куплена в 2018 году с рук за 30 тыс. рублей. До сих пор на неё снимаю, но на качество снимков никто никогда не жаловался.

фото: Александр Никитин

Цветная или черно-белая фотография? Что ты предпочитаешь больше и почему?

Большая часть моих съёмок снята в цвете. В цвете снимать для меня проще, цвет помогает расставить акценты на фото. Но есть у меня и чёрно-белые серии, они изначально были запланированы в чб и поэтому для них я использовал более контрастное освещение. Мне нравится, как чёрно-белые фотографии передают свет, особенно контровой, создавая иную атмосферу. Так что оба вида съёмки для меня равнозначны, нужно лишь научиться использовать их к месту.

фото: Александр Никитин

Пленка или цифра, почему?

На плёнку снимал только в глубоком детстве, друзей и семью. В осмысленном возрасте снимал лишь на цифру, она прощает ошибки и даёт больше простора для экспериментов. Так что я выбираю цифру и новичкам тоже советую начинать именно с неё. Но о плёночной фотографии ничего плохого сказать не могу, есть знакомые, кто мастерски с ней управляется.

фото: Александр Никитин

Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешанный? Какой свет предпочитаешь именно ты?

Все мои съёмки сняты с использованием искусственного света, в основном импульсного. Я использую от 1 до 4 вспышек, в зависимости от условий освещения. В помещениях я стараюсь полностью контролировать свет, а на уличных съёмках приходится комбинировать его с доступным естественным. Считаю, что подстраиваться и хорошо снимать с доступным светом намного сложнее чем искусственным, но мне нравится, что я не полностью завишу от погоды и всегда могу получить прогнозируемый результат.

фото: Александр Никитин

Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею ты пытался донести этим изображением или это просто красивая картинка.

У меня много историй, связанных с фотографиями, особенно с теми, что были сняты на природе. Ведь не всегда всё идёт по плану и часто процесс приносит не меньше эмоций чем готовый результат. В таких случаях я воспринимаю фотографии трофеем после интересного переключения.

Если выделить какую-то одну фотографию, то могу рассказать о своём автопортрете с горящим лицом. Я пробовал новую технику съёмки с горящей пеной и хотел продемонстрировать безопасность способа нанеся её себе на лицо. Всё прошло без проблем, но волосы на бровях я немного всё-таки опалил. У меня есть об этом ролик на YouTube, но повторять никому советую :)

фото: Александр Никитин

Как проходит твой стандартный съемочный день. т.е. вот ты в студии или еще где-то, с чего обычно начинаешь свою работу? Возможно, у тебя много помощников которые помогут модели и со светом, либо ты сам со всем справляешься?

Моя работа всегда начинается с подготовки к съёмке, это может быть либо создание раскадровки, либо мудборд или текстовое описание нужного кадра. Немало времени отнимает поиск реквизита и одежды для образов.

На самой же съёмке больше всего времени уходит на выставление света, поиск лучшего ракурса, а также на погружение героя в нужное для образа состояние.

фото: Александр Никитин

Твоя фотография больше документальная (т.е. ты фиксируешь реальность) или она более художественная, т.е. ты считаешь себя документалистом или больше художником и почему?

Моя фотография полностью постановочная. Я считаю себя визуальным художником.

фото: Александр Никитин

Что вообще заставляет тебя, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Мне кажется, что у меня какая-то зависимость, я не могу остановиться, пока у меня в голове сидят идеи, которые мне не терпится реализовать :)

фото: Александр Никитин

Как на тебя повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Ты стал больше снимать или наоборот? Как вообще на тебя повлияла вся эта история с ограничениями.

Кризис на меня повлиял негативно, мне пришлось закрыть мою фотостудию. Сейчас сделал небольшую домашнюю. Но на количестве творческих съёмок это никак не сказалось.

фото: Александр Никитин

Есть желание поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается твоя фотография по шагам от и до? Расскажи о своем процессе работы.

У меня нет чёткого алгоритма работы, потому что я часто экспериментирую. Но основные этапы таковы:

1. Проработка идеи/посыла съёмки

2. Поиск референсов и аналогичных работ

3. Поиск нужного героя и локации

4. Стилизация съёмки (образ и реквизит)

5. Съёмка

6. Обработка

фото: Александр Никитин

Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

Если вы не готовы заниматься фотографией бесплатно, за идею, то лучше не занимайтесь :)

фото: Александр Никитин

Можешь дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в твоем жанре фотографии? С чего им начать?

Могу дать совет, который подойдёт для любого жанра. Найдите лучших признанных мировых авторов в жанре, изучите их методы работы и фишки, начните понемногу внедрять их в свою работу. Анализируйте полученные результаты после каждой съёмки.

фото: Александр Никитин

Расскажи о своих публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой тебя впервые опубликовали?

У меня несколько публикаций в европейских изданиях и в одном российском. Сейчас попасть в издание довольно просто, достаточно подать заявку через сайт kavyar.com, если ваши работы хорошего уровня, а главное подходят по тематике, выбранного вами, журнала их обязательно примут.

Меня впервые опубликовали с фотопроектом «7 смертных грехов» где каждый грех был представлен в образе средневекового воина. Хочу выразить благодарность ребятам из Delirium Space и художнику ᴛʜᴇ ᴀʙsᴛʀᴀᴄᴛᴇʀ за помощь в реализации этого проекта.

фото: Александр Никитин

Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?

Лично я являюсь ИП. Но если начинающий фотограф не планирует работать с бизнесами или открывать собственную фотостудию, то открытие ИП не кажется хорошей идеей.

фото: Александр Никитин

Расскажите о своих наградах если таковые есть.

Серьезных наград у меня нет, сейчас больше сфокусирован на участии в различных художественных фотовыставках.

фото: Александр Никитин

Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашел время для него.

Спасибо, очень интересные вопросы.

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Вконтакте: vk.com/nikitin_photo
Другие соцсети: @nikitin_photo
YouTube: @nikitinphotoart

Следите за новостями в наших социальных сетях

ВконтактеДзен, Telegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь