Для путешествующего фотографа неотъемлемой частью аксессуаров к фототехнике является фоторюкзак. Помимо того, что рюкзак должен быть удобен в ношении, надёжно защищать и вмещать необходимое оборудование, надо не забывать, что этот аксессуар также должен отвечать требованиям к ручной клади, если говорить о перелётах. Вряд ли кто-то из нас рискнёт сдать своё дорогостоящее оборудование в багаж — мы хорошо знаем истории о кражах, пропажах и неаккуратном обращении грузчиков. Поэтому исключительно ручная кладь и никаких компромиссов. В одно из таких путешествий я взял рюкзак Manfrotto Pro Light RedBee-310, впечатлениями о котором поделюсь в этом обзоре.
Авиаперевозчики постоянно меняют условия пассажирского багажа (В этом месте вспоминается злополучная авиакомпания «Победа»). Постоянно меняются размеры, максимальный вес, а доплачивать уже в аэропорту за дополнительное место багажа иногда очень дорого. В начале мая мы отправились в недельное фотопутешествие по южному берегу Крыма. Перелёт осуществлял Аэрофлот. С их условиями по багажу всё ещё более-менее, но с собой у меня было много оборудования, так что рюкзак Manfrotto Pro Light RedBee-310 был забит под завязку. Более того, некоторые, менее ценные, аксессуары пришлось сдать в багаж. Кстати сказать, по размеру для ручной клади Pro Light RedBee-310 оказался самым подходящим для «аэрофлотовских» размеров.
На задней спинке рюкзака присутствует специальный крепёж, через который можно продеть ручку сумки на колесиках и удобно везти сумки одной рукой.
По бокам на рюкзаке присутствуют крепления для штатива: одно для оперативной работы — снял-повесил, но не такое надёжное; второе крепление с защёлкой надёжно фиксирующее штатив.
Чтобы пропустили в самолёт, пришлось убрать штатив в рюкзак и он туда поместился без каких-либо проблем. Замечу, что крупный штатив, конечно, не влезет, но со мной был компактный Manfrotto Befree Advanced Carbon, обзор которого опубликован здесь.
Для переноски здесь толстые и широкие лямки, на которых присутствуют дополнительные кольца для крепления аксессуаров и ремень на уровне груди, фиксирующий рюкзак и снимающий нагрузку с плеч. Нагрудный ремень регулируется по высоте. Второй подобный ремень расположен на уровне пояса — при полной загрузке рюкзака поясной ремень может значительно снять нагрузку с плеч, это актуально при многочасовых походах, так что такое решение необходимо для большого рюкзака.
Кстати, о размерах. Высота 52 см, ширина 27см, длина 33см — это внешние размеры. Поэтому если отправляетесь в полёт, то обязательно соотносить эти данные с требованиями авиаперевозчика. Внутренние размеры: 48,5 / 17,5 / 31 см (в/ш/д). Вес рюкзака без оборудования 1850 грамм.
Задняя спинка рюкзака тоже мягкая и изготовлена из дышащего материала. Не сказать, что в Крыму было сильно жарко во время нашего пребывания, но было пару дней, за которые я успел даже обгореть. Так вот при прогулках с этим рюкзаком спина, конечно же, потела, но всё же не ощущалось сильного дискомфорта. Для циркуляции воздуха между мягкими спинками реализовано специальное расстояние, дающее доступ воздуху к спине.
Для быстрого доступа к камере рюкзак имеет три варианта. Первый и основной — крышка сверху, которое обеспечивает самое надёжное хранение камеры и оперативный доступ, причём в зависимости от конфигурации внутренних стенок, поместится камера с очень большим объективом. Со мной был Nikon Z6 с объективом Nikkor Z 24-70/4 — камера и объектив относительно компактные, так что стандартная «магазинная» конфигурация вполне подошла.
Верхняя крышка при желании удобно фиксируется в открытом состоянии:
Два других кармана расположены по бокам. Здесь также можно разместить основную или вторую камеру, объектив, вспышку — всё, к чему нужен оперативный доступ.
Помимо этого, спереди присутствует карман для мелких аксессуаров или, к примеру, кошелька, паспорта, ключей и т.д.
А вот к содержимому рюкзака уже не так просто добраться, но, на мой взгляд, здесь реализован очень практичный принцип. Основной доступ в рюкзак осуществляется с задней стороны.
Что у меня было в рюкзаке:
- Камера Nikon Z6 с присоединённым объективом Nikkor Z 24-70
- Вторая камера Olympus OM-D E-M10 c объективом 14-
- Штатив Manfrotto Befree Advanced Carbon
- Стедикам Zhiyun Weebill LAB
- Ноутбук MacBook Pro 15
- Зарядные устройства для ноутбука и фотоаппаратов
- Жёсткий диск, карты памяти и прочие мелочи
- Защитный чехол рюкзака
Разместив всё это, у меня ещё осталось свободное место, например, для объектива и iPad Pro.
Откидываемая задняя стенка имеет два кармана, в которых как раз и размещаются ноутбук и iPad, фиксирующиеся липучкой. Дополнительно, здесь есть сетчатое отделение, куда поместится что-то не объёмное (провода, жёсткий диск, фильтры, аккумуляторы и т.д), так, чтобы рюкзак можно было без проблем закрыть и сильно не сдавливать. Крышка имеет пластиковую вставку по всей площади, для дополнительной прочности, упругости и сохранения формы. Для непонятных мне целей внизу в самой крышке есть липучка, расстегнув которую можно попасть внутрь. Возможно, для того чтобы вытащить материал и просушить/заменить, честно говоря я так и не понял зачем.
Главное отделение дополнительно защищено сеткой на молнии — это даёт возможность безопасно раскрыть рюкзак, чтобы достать ноутбук и не бояться, что из основного отделения вывалится камера. Глубина отделения везде одинаковая (в некоторых рюкзаках бывает так, что глубина либо расширяется, либо сужается ко дну).
Основное отделение имеет классические конфигурируемые стенки на липучках. Перегородки амортизирующие и довольно толстые, изготовлен по технологии CPS Manfrotto, так что оборудование надёжно защищено от ударов и друг от друга. Чтобы разместить штатив, мне пришлось чуть-чуть изменить стандартную конфигурацию. Так как камера и объектив не очень большие, это не повлияло на комфортный доступ к камере.
Конечно, штатив лучше повесить на рюкзак сбоку, благо здесь это можно сделать и справа и слева. Мне пришлось убрать штатив в рюкзак, чтобы пропустили с ручной кладью в самолёт. Впоследствии штатив был прикреплён сбоку, когда начал работать со штативом.
Размещение стедикама внутри слегка деформировало внешний вид сумки справа, но кому это важно, главное, сохранность оборудования.
Сам рюкзак имеет минимальную защиту от дождя. При сильном ливне лучше применить специальный чехол, который идёт в комплекте. Так, в один из дней я случайно попал под ливень и чехол меня спас. Он не защищает заднюю часть рюкзака, так как предполагается ношение на плечах, а не в руках.
Чехол, скажем так, многофункциональный. С одной стороны он чёрного цвета, с другой стороны — серебристый. И ту и другую сторону можно использовать во время дождя, но вот серебристая отлично отражает солнечный свет, что защищает от перегрева оборудование внутри рюкзака.
Вместо заключения. Нет смысла здесь писать длинные выводы и что-либо советовать. Каждый выбирает для себя сам под своё оборудование и цели. В моём случае Manfrotto Pro Light RedBee-310 оказался самым подходящим решением. Злостных недостатков, да и не злостных найдено не было. Мне нахватало только дополнительных кармашков снаружи, но чем их меньше, тем лучше защита. Качество изготовления, материалов, фурнитуры в полном порядке. Хочу порекомендовать только одно — не экономьте на сумках/рюкзаках для фотооборудования. Это не только надёжная защита техники, но и комфорт в работе.