2018 год был важным для беззеркальных систем. Я довольно много писал о том, где мы сейчас находимся, когда все крупные игроки серьезно заняты беззеркальными камерами. На этот раз я подумал, что напишу о том, что, по моему мнению, будет и должна делать каждая компания в этом году.
Технологии безжалостны, поэтому, если у компании нет четких планов, соответствующих текущим потребностям и ожиданиям клиентов, легко ошибиться.
Canon
Самая большая проблема Canon заключается в том, что EOS M и EOS R являются несовместимыми, и у Canon все еще есть огромная база объективов EOS EF и EF-S, которая может перейти на беззеркалки.
Система EOS M выглядит тупиковой веткой развития: вы не можете использовать объективы M на камерах R, EF или EF-S даже с адаптером, поэтому у людей, покупающих M, нет возможности перехода на другую систему. У Canon другие планы. Они хотят перевести пользователей EF/EF-S на беззеркальные системы. У компании есть патент, который показывает, что Canon работает над так называемым конвертером Speedbooster, позволяющим использовать объективы EF на EF-M.
Speedbooster является обратным устройством в сравнении с телеконвертером. Вместо увеличения фокусного расстояния и уменьшения эффективной диафрагмы, Speedbooster делает обратное: уменьшает фокусное расстояние и увеличивает эффективную диафрагму. Целью такого конвертера для EOS M является добавление возможности использования полнокадровых объективов EF на EOS M.
Я не уверен, что это решает проблему, которую я вижу с EOS M, заключающуюся в том, что, купив оптику данной системы, вы не сможете использовать её, если захотите перейти на полнокадровые камеры EOS R. Однако, если использовать объективы зеркалок EF-S и EF через адаптер, вы сможете ими пользоваться как на кропнутой M, так и на полнокадровой R. Но это всё не выглядит, как простое решение. Даже если число людей, которые мигрируют с M на R не велико, это явно отрицательный момент позиционирования по сравнению с конкурентами. Sony в этом плане гораздо привлекательнее.
Так каково реальное решение? Canon говорит, что они продолжат выпускать объективы M, если клиенты захотят этого, хотя не понятно, как они это контролируют. Правильным решением будет выпуск камеры системы APS-C R.
Система R сейчас как бы между категориями. Она расположена между A7/Z6 и A7R/Z7. При этом камере не хватает системы стабилизации на основе сдвига датчика.
Я предполагаю, что новые камеры R находятся в стадии разработки и появятся в 2019 году. По крайней мере одна камера будет объявлена в первом квартале 2019 года. Мой вопрос: какой пользовательский интерфейс у них будет? Я уже писал, что нынешний R больше похож на эксперимент, чем на утверждение о том, как будет выглядеть данная система в будущем. R имеет странное сочетание кнопок/элементов управления, которые на самом деле не совсем похожи на то, что мы видели раньше.
Кажется очевидным, что в 2019 году мы получим больше объективов R от Canon. В отличие от остальных конкурентов, Canon, похоже, неохотно говорит, какие объективы она готовит. Nikon раньше никогда не раскрывали свою дорожную карту оптики, но теперь они изменили подход к этому, а Canon продолжает придерживаться этой закрытой политики.
Fujifilm
Где-то в Fujifilm был составлен план — он был выполнен, он выполняется, он будет продолжать выполняться.
Этот план состоял в том, чтобы продвинуть APS-C в массы, но конкурировать с полным кадром за счет среднего формата. К сожалению, линейка APS-C камер в настоящее время имеет высокую стоимость, хотя Fujifilm снизили цены на линейку XT, чтобы выглядеть более конкурентоспособными.
Тем не менее, Fujifilm — единственная из беззеркальных производителей, как мы можем сказать, имеет полную линейку APS-C: X-A5, X-T100, X-T20, X-E3, X-T3, X-H1, а также более старые модели. Хитрость Fujifilm заключается в том, чтобы лучше рационализировать эту линию.
Учитывая то, что Fujifilm продвигается вперед, нетрудно предсказать, что X-E4 и X-T30 или некоторые их вариации будут следующими. Я думаю, что для X-Pro3 или X-H2 еще слишком рано, и эти две камеры действительно нуждаются в некотором переосмыслении того, чего они пытаются достичь в линейке.
В сфере среднего формата у Fujifilm относительно чёткое планирование. Они забрали часть рынка у Hasselblad, но не стоит их списывать со счетов, так как они сотрудничают с DJI. Sony Semiconductor уже показала план сенсоров, который мы увидим в этом размере, и Fujifilm предупредила о приближении камер среднего формата на 100 и 150 мегапикселей. Я подозреваю, что мы увидим их в 2019 году.
Nikon
Несмотря на далеко не идеальный и непростой маркетинговый запуск, новая система Nikon Z жива и здорова. В долгосрочной перспективе все выглядит радужно. Это потому, что камеры и объективы, которые они представили, действительно хороши. Достаточно хороши для того, чтобы забрать часть рынка у Sony, привлекая сторонников Nikon.
Теперь пришло время сделать правильные изменения. Хорошее обновление программного обеспечение повысит лояльность пользователей. Однако, это не сильная сторона Nikon. Nikon не славится выпуском существенных обновлений прошивки. Пришло время изменить это, и я надеюсь, что 2019 год покажет, что они поняли это.
Это потому, что Z6 и Z7 должны оставаться актуальными в течение нескольких лет, чтобы покрыть расходы на оптику. Эти две камеры должны продаваться до 2021 года, и лучший способ обеспечить это – показать пользователям, что они продолжают улучшаться, например, при помощи обновления прошивки.
Nikon уже дал нам дорожную карту объективов на 2019 год, и она выглядит хорошо. 14-30mm F/4 является важным объективом, как и 85mm F/1,8.
К сожалению, следующим объективом станет 58mm f/0,95 NOCT, который является скорее высокомерным, эго-стимулирующим заявлением, чем чем-либо полезным для многих покупателей. Честно говоря, Nikon должны объяснить, зачем нужен этот объектив. И нет, это не потому что «байонет позволяет».
Чего не хватает в линейке Z-объективов Nikon даже после 2019 года? Телефото зум выше f/2.8. Будь то 70-200mm f/4 или 70-300mm f/4.5-5.6. Сейчас Nikon говорит, что мы можем использовать телеобъективы с зеркалок через адаптер FTZ. Хорошо, что объективы 300mm f/4 и 500mm f/5,6 PF полностью подходят для этого.
Тем не менее, реальная проблема Nikon в 2019 году — это нечто совершенно иное: то, что можно назвать DX-M, или, беззеркальный кроп Nikon Z-DX.
Согласно слухам, компания сейчас перерабатывает систему для выпуска камеры с кроп-сенсором. В ближайшее время она не выйдет, но на 2021 год есть 8 слотов в дорожной карте, и можно предположить, что какие-то из них будут для этой системы.
Olympus
Проблема Olympus в датчиках. Компания сосредоточилась на маленьком формате и делает ставку на это. Olympus полностью сосредоточились на M 4/3 и предлагают систему маленького размера и веса.
Клиентом M 4/3, желающим продукт меньшего размера и малого веса, когда-то был и я. Но размеры полнокадровых камер значительно уменьшились, и сейчас я начинаю находить линзы, которые позволяют получить действительно маленький полнокадровый комплект. Даже меньше, чем мой комплект M 4/3, в некоторых случаях, с большим и лучшим количеством пикселей. Olympus пытается добавить больше пикселей с помощью механизма сдвига сенсора, что работает только с абсолютно статичными объектами и нужно далеко не всем.
Я не вижу, чем это кончится, кроме как создание ограниченно маленькой ниши для Olympus. Вопрос в том, достаточно ли велика эта ниша, чтобы быть устойчивой.
2019 год — это год, когда Olympus должен рассказать нам о том, каково будущее для них. Их конкурент Panasonic уже сделал этот шаг, добавив полнокадровую камеру в свою линейку.
Olympus оказалась на задворках вместе с Pentax. Компания выпускает интересные продукты, но не массовые.
Panasonic
Я только что упомянул, что Panasonic сделал шаг в будущее. Этот шаг — полный кадр.
Лично я думаю, что они слишком рано выпустили большой анонс на Photokina 2018. Они, похоже, все еще находятся на стадии доработки корпуса и на ранней стадии прототипа объективов. Для них еще многое может пойти не так, что приведет к отсрочке анонса. Последнее заявление Panasonic о выпуске — весна 2019 (ранее это было начало 2019). Могу поспорить, что определение «весна» и «Panasonic» не совпадают, но я буду счастлив, если я ошибусь.
Камера S1 и линзы кажутся мне немного пухлыми. Это делает больший акцент на функции, производительность и стоимость. Цена будет, вероятно, выше, чем у конкурентов, что делает еще больший акцент на первых двух параметрах.
Panasonic может многое реализовать в S1, но к тому времени, когда камеры появятся на рынке, у Canon, Nikon и Sony будет много реальных пользователей. Существует риск того, что «Большая тройка» поглотит почти всю пользовательскую базу полного кадра, что отодвинет Panasonic на четвертую позицию на этом небольшом рынке. Тем не менее, это гораздо лучше, чем не иметь ничего, как Olympus и Pentax.
S1 также оказывает давление на рынок M4/3. Позиционирование начинает становиться весомым аргументом на всё ещё сокращающемся рынке камер. При выборе между Fujifilm и Panasonic, например, необходимо иметь четкие позиции, говорящие клиентам, почему они должны выбрать именно эту камеру.
Многие предсказывают, что Panasonic покинул мир M4/3, то есть не будет делать в этом сегменте больших анонсов и в конечном счете свернет работу над данным форматом. Я так не думаю. Как и большинство других игроков, например, Canon с APS-C и полнокадровыми камерами, Fujifilm с APS-C и средним форматом, Nikon с APS-C и полным кадром, Sony с APS-C и полным кадром, Panasonic также будет работать над двумя форматами.
Ничего плохого в этом нет. Действительно, это было бы то, что я сделал бы, если бы управлял продуктами любой из японских компаний. Что Panasonic должен сделать в 2019 году, так это начать рационализировать две линии и сообщить, кто должен что покупать и почему. Я не видел этой информации на Photokina. Даже наоборот, компания сообщила, что G9, GH5 и GH5S завоевали хорошую репутацию среди профессионалов и любителей. Так зачем этим профессионалам нужен S1/S1R? И если им действительно нужен S1/S1R, зачем продавать G9, GH5 и GH5s?
Компании нужно чётко разграничить линейки и форматы. Успех Panasonic в 2019 году почти полностью зависит от маркетинга.
Pentax
Компания не делала важных анонсов с 2016 года. Сейчас она просто существует. Больше тут сказать нечего.
Sony
На полнокадровой арене беззеркальных камер Sony имеет устоявшийся модельный ряд и обновляет камеры по регулярному графику (в основном двухлетние циклы). Я не удивлюсь, если Sony выпустит обновление A9 в конце 2019 года, учитывая предстоящую Олимпиаду в Токио. Также возможно, что A7r получит обновление в конце 2019 года, и, если это произойдет, он, несомненно, получит увеличение разрешения.
С точки зрения объективов для полнокадрового сегмента, Sony находится в довольно хорошей форме с широкоугольной и длиннофокусной оптикой с хорошей светосилой. Учитывая, насколько хороши объективы Canon EF и Nikon F, прикреплённые с помощью адаптера на полнокадровые беззеркалки Sony, компании необходимо как можно скорее закрыть зазор телеобъективов.
В развитии APS-C Sony, кажется, полностью остановилась. Камера A6500 выпущена в 2016 году, A5100 — модель 2014 года. Модели, ориентированные на потребителя, долго пылятся на полках.
Слухи, конечно, говорят, что мы скоро получим A7000, который станет мини-A9 в беззеркальной линейке Sony APS-C. Это, вероятно, произойдёт в начале 2019 года. Это даст шанс бюджетным беззеркальным камерам Canon и Fujifilm. Тем не менее, последний объектив E (APS-C), который мы увидели от Sony в прошлом году, был очень потребительским (18–135mm f/3,5–5,6), а вовсе не высококачественным. До этого Sony долгое время не выпускала объективы для кропнутых беззеркалок. Предыдущая оптика для данной системы была представлена в 2013 году. Таким образом, выпуск A7000 без высококлассной оптики APS-C, похоже, имеет большой потенциал.
Похоже, что Sony вполне довольна продажами старых A6xxx, и A7000 можно не ждать в ближайшее время.
В общем и целом
У беззеркального рынка был важный период в 2018 году, когда появилось много новых производителей полнокадровых камер. Также интересно следить за развитием как APS-C, так и среднего формата у Fujifilm. В прошлом году было представлено 27 значимых объективов для беззеркальных камер. Также стоит учитывать серию Sigma Art с байонетом FE. 2019 год, скорее всего, будет таким же: множество новых объективов, от Canon и Nikon. Эти компании должны догонять Sony.
Очевидно, что все производители камер, кроме Pentax, разведывают новые направления и придерживаются какого-то курса. Теперь мы явно находимся в переходном периоде между зеркалками и беззеркалками. Сколько времени займет этот переход, зависит от того, насколько быстро продвигаются производители камер.
Итак, на этой ноте:
Canon не хочет двигаться быстро. Они всё ещё сильно привязаны к зеркальным камерам, и они не хотят оставлять данное направление в ближайшее время из-за страха потерять сегмент рынка. Их отдел маркетинга продолжает отмечать хорошие продажи зеркальных камер, и я ожидаю, что это продолжится в 2019 году.
Fujifilm уже сделала этот шаг и хочет, чтобы люди как можно быстрее ушли из DSLR. Это часть их стратегии.
Nikon не хочет двигаться слишком быстро, как и Canon. Они кажутся явно неподготовленными к тому, чтобы делать потребительские беззеркальные камеры. И, как и Canon, они заявляют о том, что скоро у них будет больше новых зеркальных моделей. Тем не менее, Nikon развивается быстрее, чем Canon.
Olympus был одним из первопроходцев, но сейчас они явно не спешат удивлять мир новыми продуктами.
Кажется, что Panasonic хочет двигаться очень быстро, но они все еще играют в догонялки на арене полного кадра, и неясно, что будет для них в сегменте M4/3. 2019 год — это год, когда мы узнаем намного больше о том, насколько хорошо Panasonic может работать на падающем рынке.
Сейчас Sony, похоже, немного ослабляет темпы выпуска новых моделей. Они хотят, чтобы полный кадр продолжал двигаться в обычном темпе. Это означает, что у них есть две модели для обновления в следующем году, и две через год и так далее. Значительные инновации в двухлетних циклах становятся для них всё труднее. Однако кажется, что объективы развиваются в быстром темпе. Но что с APS-C? Я понятия не имею, как Sony хочет двигаться и насколько быстро. Прямо сейчас кажется, что они так же застряли в грязи с A5xxx/A6xxx/A7xxx, как Canon и Nikon с зеркальными фотокамерами EF-S и DX.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору.
Автор — эксперт в области фототехники Thom Hogan.
Ещё больше интересных статей: Facebook, Вконтакте и Telegram