Как сделан снимок, победивший в номинации фотограф года?

Стали известны имена победителей престижного конкурса «Фотограф года» в категории «Природа» 2025». Главный титул и звание «Фотограф года» завоевал норвежец Осмунд Кейлен. Он представил снимок птицы в полете на фоне сияющего солнца, который судьи назвали завораживающим и неземным. Но сделана эта фотография не совсем обычным способом.

Кейлен рассказал, что снимок сделан теплым летним днем под Осло, когда он собирался за покупками. У фотографа есть привычка оставлять кружку с кофе на крыше своего старого «Мерседеса». Иногда он забывает ее там и уезжает.

В тот день, когда он выезжал со двора, кружка опрокинулась, но чудом осталась на крыше. Когда он потянулся, чтобы ее поднять, его осенила идея будущего кадра.

Он вспомнил, что на синей крыше машины лежали мелкие оранжевые семена березы. Металл отражал летнее солнце, а в небе кружили стрижи. По его словам, в этом хаосе ему увиделась сама свобода.

Фотограф добавил, что считает себя импульсивным и редко планирует кадры заранее. Для него фотография — это способ взаимодействовать с природой и обострять чувства. Он сделал несколько снимков с многократной экспозицией.

По словам председателя жюри Тина Мэна Ли, на первый взгляд снимок «Солнечный танец» кажется изображением листьев, плывущих в космическом небе. Но при ближайшем рассмотрении видно, что каждая фигура — это птица в изящном полете.

Он отметил, что фотографу удалось поймать уникальный момент, когда одна из птиц выстроилась в линию с сияющим солнцем, создав захватывающий дух момент сплетения движения и неподвижности. Ли также подчеркнул, что с его неземными цветами, идеальным балансом и атмосферой снимок вызывает похожее на сон чувство чуда, которое кажется одновременно универсальным и вечным.

Всего в конкурсе этого года, который побил рекорды по количеству участников, приняли участие фотографы из более чем 96 стран, приславшие 24 781 работу. Именно снимок «Солнечный танец» был признан лучшим из них.

Другие победители в категориях

Помимо главного титула, Кейлен также победил в категории «Птицы». Всего жюри выбрало победителей в двенадцати категориях, а также вручило несколько специальных призов. Их работы представлены ниже с комментариями судей.

Млекопитающие — «Полярная трапеза», Пал Хермансен

Фотография норвежского фотографа Пала Хермансена «Полярная трапеза» победила в категории «Млекопитающие». На ярком и пронзительном снимке запечатлены белый медведь и его крупная добыча — морж.

«Композиция направляет взгляд зрителя с помощью смелых диагоналей и ведущих линий, балансируя между грубой силой и тихой созерцательностью в позе хищника. Помимо технического мастерства, эта фотография служит навязчивым напоминанием о суровых реалиях жизни в Арктике и острой необходимости сохранения белых медведей», — говорит председатель жюри Тин Мэн Ли.

Другие животные — «Безмолвный крик», Бенце Мате

Фотография венгерского фотографа Бенце Мате изображает душераздирающую сцену: два краба тянут маленького птенца в разные стороны.

«Благодаря этому мощному изображению взаимодействия между двумя группами животных в битве за жизнь, которая обычно идет в противоположном направлении, мы открываем для себя природный мир, который удивляет нас каждый день и где роли хищника и жертвы могут меняться любопытным образом — крабы пожирают живьем птенца крачки, чья единственная возможность — принять свою жестокую судьбу. Дикая природа никогда не перестает нас удивлять», — отмечает член жюри Марлондаг.

Растения и грибы — «Инферно», Тобиас Рихтер

Призовая работа немецкого фотографа Тобиаса Рихтера «Инферно» предлагает поразительный, визуально захватывающий взгляд на последствия лесных пожаров.

«Поскольку лесные пожары становятся все более частыми и разрушительными, «Инферно» Тобиаса Рихтера сразу же поразило нас своей первобытной интенсивностью. Пылающее пламя, светящиеся стволы деревьев и клубы дыма — эта фотография передает как красоту, так и ужас природы в кризисе. Я помню, как глубоко впечатлило нас всех это изображение во время судейства», — говорит член жюри Кристель Шнайдер.

Пейзаж — «Время для капли», Александр Хорманн

«Время для капли» немецкого фотографа Александра Хорманна привлекает зрителя своими холодными тонами и многослойной композицией, демонстрируя «момент, застывший во льду», как выразился сам фотограф.

«Чем дольше вы смотрите, тем больше изображение раскрывается: слабые очертания и текстуры начинают проявляться, почти как воображаемые формы под замерзшей поверхностью. Это интимный пейзаж, хрупкий, но вневременной, сформированный собственным творческим видением фотографа, мимолетный момент, который существует только для тех, кто находит время, чтобы по-настоящему увидеть», — говорит Шнайдер.

Переходим к следующему кадру:

Подводный мир — «Пернатый дом», Луис Арпа Торибио

В отличие от обширных подводных сцен, которые часто занимают первые места на фотоконкурсах, испанский фотограф Луис Арпа Торибио фокусируется на красивых, замысловатых деталях подводного мира. Каждый зритель может найти в изображении что-то уникальное, увидев совершенно разные вещи, некоторые — не сразу различимы.

Для председателя жюри Тина Мэна Ли это «город будущего»: «Идеальная симметрия и трехмерная глубина вызывают ощущение футуристического города, купающегося в мерцающем синем свете. Благодаря гармоничной цветовой гамме и изящным деталям изображение приглашает зрителей в волшебный, похожий на сон мир, который немногие видели воочию».

Творческий взгляд на природу — «Лось в снегу», Пал Хермансен

Норвежский фотограф Пал Хермансен взял главный приз в двух категориях в этом году. На снимке «Лось в снегу» изображен лось во время снежной бури в новом, необычном ракурсе. Хермансен использовал автоматическую камеру с инфракрасным датчиком.

«Обсуждения были долгими и страстными, но «Лось в снегу» действительно привлек наше общее внимание. Используя тщательно размещенные инфракрасные камеры, невидимые для дикой природы, Пал Хермансен соединил техническую точность с художественным видением. Результатом стала абстрактная, но в то же время глубоко выразительная картина, почти как акварель, где силуэт лося проступает сквозь кружащийся снег. Сама природа добавляет последний мазок кисти. Элегантная форма лося на фоне чистоты падающего снега. Замечательное слияние концепции, техники и объекта», — говорит член жюри Кристель Шнайдер.

Человек и природа — «Трудный переход», Синчао Чжу

Зоркие зрители могут узнать этот невероятный черно-белый портрет рыси, перебирающейся через забор из колючей проволоки. Он недавно был отмечен на конкурсе Nature’s Best Photography Awards 2025.

Это не первый раз, когда китайский фотограф Синчао Чжу получает признание за снимки диких кошек. В прошлом году он был удостоен награды на конкурсе «Фотограф дикой природы года» за потрясающий ночной портрет манула.

Черно-белое фото — «Путь по хребту», Себастьян ван дер Гриф

На фотографии голландского фотографа Себастьяна ван дер Грифа «Путь по хребту» главный объект, песец, занимает лишь частичку кадра, создавая подавляющее чувство пространства. Чтобы в полной мере оценить ее, требуется время.

«Это исключительное черно-белое изображение, запечатлевшее вид, который редко можно увидеть в таких уникальных природных условиях. Эта фотография действительно требует просмотра в большом масштабе, чтобы полноценно оценить замысловатые детали и особые качества, которые она представляет», — говорит член жюри и отмеченный наградами фотограф природы Амит Эшель. «Фотограф сделал отличный выбор, используя черно-белый режим, который эффективно устраняет любые отвлекающие цвета и позволяет зрителю сосредоточиться на текстурах и контрастах».

Портреты животных — «Разделенное чудо», Мэри Шредер

Портрет гориллы американского фотографа Мэри Шредер запечатлел примата, спокойно и внимательно наблюдающего за бабочкой в полете, показывая мощное животное в необычном, интимном ключе.

«Нежный и поэтичный момент разворачивается, когда бабочка изящно порхает рядом с лицом гориллы, ее золотистые оттенки отражают тепло в глазах животного. Контраст между хрупким насекомым и мощным приматом вызывает хрупкий баланс между силой и нежностью. Эта изобретательная композиция запечатлевает мимолётный миг гармони», — комментирует Тин Мэн Ли.

Природа «Нижних Земель» — «Велосипедные приливы», Сэм Маннартс

«Почти абстрактный кадр с дрона, который красиво и гармонично сочетает контрастные текстуры и тонкие цвета грязи и снега с нежным оттенком красного. Велосипеды, столь характерные и символичные для этой области, служат фокусным якорем фотографии, немедленно притягивая к ним взгляд зрителя», — комментирует Амит Эшель.

Молодежная категория (10-17 лет) — «Рысь в движении», Лео Дейл

Юный американский фотограф Лео Дейл запечатлел этот невероятный кадр с проводкой, на котором рысь бежит через поле с добычей в пасти. Это исключительный снимок, демонстрирующий творческий подход и технические способности очень талантливого молодого фотографа.

«Это изображение удивило нас техническим мастерством, позволившим создать потрясающий кадр с проводкой этой рыси, и, что важнее всего, идеальным временем для установления зрительного контакта, который позволил нам почувствовать себя приглашенными в ее момент успешной охоты. Редко встречающееся мастерство, удивительное для такого юного таланта», — говорит Марлондаг.

Серия портретов цветов и растений голландского фотографа Тео Босбома привлекла внимание жюри.

«Серия тщательно составленных фотографий, которая предлагает инновационный и оригинальный взгляд на сложный мир растений, погружая зрителя глубоко среди и под цветы, как если бы он смотрел глазами насекомого», — отмечает Эшель, добавляя, что вся серия «исключительно тщательная и стилистически последовательная, с отчетливым художественным почерком фотографа, видимым в каждой отдельной фотографии».

Остальные победители фотоконкурса

Уже скоро стартует конкурс 2026 года и организаторы призывают фотографов начать подготовку, чтобы в следующем году именно они могли получить почетное звание.

Больше информации о победителях и их работах можно найти на сайте конкурса. Ниже представлены все фотографии призёров и призёров из всех двенадцати категорий конкурса.

«Синяя армия», Имре Потьо
«Уникальный дом», Видьюн Хеббар
«Любопытный нос», Лаура Дайер
«Над парапетом», Фил Холл
«Воздушные пузыри», Ларс Бейганг
«Зверь в чёрном», Даниэла Граф
«Серна», Якубовский Радомир
«Измерения по защите климата», Тобиас Бюттель
«Удар благодати», Осмунд Кейлен
«Пара», Андрес Луис Домингес Бланко
«Коно де Арита» Игансио Паласиос
«Эхолокация», Лана Таннир
«Падшая красота», Саймон Бут
«Дерево фантазий», Матейс Френкен
«Золотая стая», Алекс Пансье
«Уход», Ян Смит
«Ледяные каналы», Сюзанна Баркманн
«В объятиях матери», Двир Баркай
«В потоке времени», Балаж Раваш
«В тени огня», Филипп Эггер
«Адская красота», Джейсон Миранди
«Раненая кайра», Кнут Сверре Хорн
«Галки в сумерках», Матийс Френкен
«Акварель с медузами», Алекс Варани
«Королевские пингвины у пруда», Ренато Граньери
«Жизнь в коробке», Сартак Агравал
«Глаза львицы за птицами», Виллем Крюгер
«Объятия Ньюта», Антон Сорокин
«Ночное Лебединое озеро», Матеуш Матысяк
«Нет страха, нет пощады», Томаш Шпил
«На спине Гулливера», Мереннеге Чаматка Индувар Ферандо
«Игра в прятки», Пол Эйкеманс
«Слон Пикассо», Ильза Кокс
«Тень и свет», Гарри Седин
«Суровый взгляд», Тибор Литаушка
«Выжившие в затруднительном положении», Октавио Кампоса Саллеса
«Хвосты и лапы», Двир Баркай 
«Фрегат и бриллиантовое кольцо», Лирон Герцман
«Скрытый Грааль острова Суматра», Владимир Чех-младший