В 2024 году крупнейшие производители фото и видеотехники продолжали худо-бедно выпускать камкордеры — ручные видеокамеры с широким диапазоном зуммирования без потери качества и продвинутой стабилизацией. Обеспечить диапазон фокусного расстояния 24-480mm с сохранением качества современные смартфоны пока не могут, а беззеркальные камеры или компактные кинокамеры, казалось бы, потребуют наличия громоздкой оптики, которая (в случае достижения схожего широкого диапазона фокусных расстояний) будет иметь ряд ограничений. Есть ли шанс на возрождение камкордеров в 2025 году?
Что такое камкордер?
Для начала определим, в чем разница между камкордером и кинокамерой. Оба устройства предназначены для съемки видео, однако имеют разный функционал и направленность.
В то время, как кинокамеры фокусируются на максимальном качестве изображения, камкордеры делают ставку на универсальность и концепцию «все в одном». То есть камкордер в отличии от кинокамеры зачастую не требует подключения дополнительных устройств и обвеса (за исключением звука).
История камкордеров
История появления камкордеров начинается с перехода от магнитной и кинопленки на кассетные форматы записи видео. До этого на телевидении использовались камеры RCA TK-41 (на фото ниже) и Ampex VR-1000.
Подобные системы записи видео на магнитную и кинопленку имели очевидный минус — они были очень громоздкими.
Затем компания Sony сделала серьезный шаг вперед — в 1969 году японский производитель представил новый формат записи видео U-matic. Первый видеокассетный формат, использующий магнитную ленту шириной 3/4 дюйма (19 мм).
Руководил разработкой U-matic Икэо Такахаши (Ikéo Takahashi). Главная задача, которую преследовала Sony — создать более удобный способ записи, не требующий громоздкого оборудования, и который мог бы быть доступен для широкого круга лиц, а не только специализированных компаний.
В тот же год Sony выпустили профессиональный видеорекордер Sony VCK-2000, который стал частью системы U-matic. С помощью Sony VCK-2000 записывались телевизионные передачи и новостные репортажи.
Спустя шесть лет — в 1975 году Sony выпустили формат кассет Betamax. Это был один из первых широко доступных аналоговых видеокассетных форматов, предназначенных для записи видео в домашних условиях. А в 1982 году Sony анонсировали формат улучшенного качества Betacam.
Sony vs VHS
В 1983 году были выпущены два камкордера (первый — с форматом записи Betacam, а второй — Betamax). Первый: Sony BVW-1. Система состояла из камеры BVP-3 и рекордера BVV-1, объединенных в одно устройство. Общий вес составлял порядка 11 кг.
Камкордер позволил снимать видео с плеча и широко применялся в новостных эфирах. Революционность этого устройства оказалась в следующем: до появления модели Sony BVW-1 видеожурналисты и операторы новостных студий использовали отдельные камеры и рекордеры, соединенные проводами (уже упомянутый ранее U-matic).
Сам же стандарт Betacam позволял получать более качественное изображение по сравнению с U-matic и Betamax. Кассеты Betacam были компактнее, что позволяло снизить вес оборудования.
Почти одновременно с этой моделью (в том же — 1983 году) Sony выпустили более компактный и нацеленный на любительскую аудиторию камкордер Sony Betamovie BMC-100P (см. изображение ниже).
Этот камкордер позволял записывать видео на кассеты типа Betamax, который проигрывал по качеству формату Betacam. Betamax — запись велась на кассеты с шириной ленты 12.7 мм (1/2 дюйма), а Betacam — на кассеты с шириной ленты 19 мм (¾ дюйма).
Воспроизвести отснятый материал на самом камкордере Sony Betamovie BMC-100P было нельзя — требовался отдельный видеоплеер.
Форматы Betamax и Betacam проиграли в конкурентной борьбе знаменитому VHS (Video Home System). Его выпустила компания JVC в 1976 году.
Первым камкордером, поддерживающим формат VHS, стал JVC GR-C1, выпущенный в 1984 году. Этот камкордер стал революционным, поскольку он объединил камеру и видеомагнитофон в одном корпусе, что позволяло снимать видео прямо на VHS-кассету — формат VHS-C (см. изображение ниже).
Этот камкордер позволил людям по всему миру записывать видео на компактные кассеты VHS-C. Так начинались первые домашние съемки.
В фильме «Назад в будущее» камкордер JVC GR-C1 появляется в сцене, когда персонажи снимают на видео Дока Брауна и его машину времени.
Однако Sony не отчаивалась. Чуть позднее — в 1985 году компания выпустила новый камкордер Sony Handycam. Он записывал видео на кассеты типа Video8. Здесь лента имеет ширину 8 мм, что делает Video8 более компактным по сравнению с Betamax (12.7 мм) и Betacam (19 мм).
Смысл этого релиза заключался в том, чтобы дать пользователям максимально компактный вариант для записи видео. При этом, естественно, качество изображения уступало Betacam.
Оцените нестандартный дизайн камкордера Sony Handycam (1985):
JVC не сдавалась. Увидев, что Sony движется в сторону обеспечения максимальной компактности JVC выпустили камкордер JVC GR-SXM240. Первое устройство с поддержкой формата Super VHS-C.
Этот камкордер получил поддержку стабилизации изображения, продвинутый зум и улучшенное качество изображение благодаря формата Super VHS. Релиз состоялся в 1987 году. Конкурентов у этой модели было очень много:
Sony CCD-V9 — с поддержкой записи VHS-C, но с улучшенной системой цветопередачи и стабилизацией изображения.
Panasonic NV-D3 — с поддержкой записи в формате Super VHS-C.
Canon E60 — портативный портативный камкордер, использующий формат Video8.
Sony Handycam CCD-TR50 — с поддержкой Video8 и 12-ти кратным зуммированием.
Sharp VL-E300
Переход на цифровую запись
В 1990-х годах произошел переход от аналоговой записи к цифровой. Появились форматы DV (Digital Video) и MiniDV, которые обеспечивали более высокое качество изображения и звука. Камкордеры стали компактнее, улучшилась эргономика и функциональность устройств.
В 1995 году была выпущена модель Sony DCR-VX1000 — первый камкордер с поддержкой цифрового формата DV.
Цифровая запись имела ряд преимуществ перед аналоговой: отсутствие потери качества при копировании или редактировании, что характерно для аналоговых форматов, монтаж на компьютере.
Canon выпустили конкурента — массивную Canon XL1, которая вела запись на Mini DV.
Она поддерживала сменную оптику, а стандартный объектив обеспечивал 16х зум. Но тренд на компактность продолжился.
В 1998 году Sony представили Sony DCR-TRV900 с 10-ти кратным зумом и профессиональным LCD-монитором и продвинутой стабилизацией изображения Super Steady Shot:
На тот момент стало понятно, что будущее — за цифровым форматом. Компании JVC ничего не оставалось, кроме как принять этот факт и попытаться сыграть на конкурентном рынке. Производитель выпустил модель JVC GR-DV5000:
Переход на HDV и AVCHD
Формат HDV стал первым массово доступным форматом записи в высоком разрешении (HD) для потребительских и полупрофессиональных камер.
Ключевые характеристики HDV:
• Запись в формате MPEG-2
• Поддержка разрешений 720p и 1080i
• Использование стандартных кассет MiniDV, что сделало переход к высокому разрешению доступным и не требующим замены носителей
Одной из первых профессиональных камер, поддерживающих формат HDV, стала модель Sony HVR-Z1. Она использовала кассеты MiniDV и предлагала запись в 1080i. Внешний дизайн в целом соответствует современным камкордерам Sony.
Затем в 2005 году вышла камера Canon XL H1 с возможностью записи в формате HDV и поддержкой разрешения 1080i. Эта камера использовалась профессиональными операторами.
Формат AVCHD был представлен в 2006 году. Он использовал кодек H.264, который обеспечивал лучшее сжатие данных, чем MPEG-2, применяемый в HDV. Он поддерживает запись на карты памяти (SD, SDHC) и на другие носители.
Первая модель, которая получила поддержку AVCHD — компактный камкордер Sony HDR-SR1. Она поддерживала запись видео в высоком разрешении Full HD (1080p). Она имела объектив Carl Zeiss Vario-Tessar с поддержкой 12х оптического зуммирования. Эта камера получила жесткий диск на 30 ГБ, на который можно было записать до 7 часов видео в высоком качестве.
Переход на 4K в камкордерах начался в начале 2010-х годов. Несмотря на то, что кинопроизводство использовало 4K разрешение еще с 2000-х годов для профессиональных камер, потребительский рынок был готов к этому переходу только в более поздний период.
4К камкордеры
В настоящее время на рынке достаточно много камкордеров (в том числе, потребительского сегмента), поддерживающих запись в разрешении 4К. Это Panasonic HC-X1000, Sony FDR-AX100 и многие другие.
В 2024 году компания Sony и Panasonic продолжали работать над своими линейками камкордеров. Наиболее продвинутые модели имеют дюймовые матрицы, качественную стабилизацию, оптику с высоким коэффициентом зуммирования и поддержку записи с 10 битным цветом. Также добавлена система встроенных ND-фильтров (в случае с новинками Sony даже поддерживается функция автоматического ND-фильтра).
Тем не менее, ряд «хронических» проблем подобные камеры все еще имеют. Но для их описания требуется понять, какого уровня достигли камкордеры пройдя путь эволюции с конца 80-х годов.
Летом 2024 года Sony выпустила два профессиональных камкордера: Sony PXW-Z200 и Sony HXR-NX800. Обе модели получили систему распознавания объектов на основе искусственного интеллекта, быструю гибридную автофокусировку, совершенно новый высококачественный зум-объектив 24-480mm, поддержку съемки 4К 120 к/с, профиль S-Cinetone, а также дюймовую матрицу Exmor RS CMOS с разрешением 14 мегапикселей.
При этом камкордеры могут писать 10 бит 4:2:2. По своим габаритам обе модели близки к кинокамере Sony FX6, которая, к слову, имеет полнокадровый сенсор. Здесь мы впервые касаемся проблематики, которая преследует камкордеры — маленькие матрицы, рассчитанные на съемку в условиях хорошего освещения.
Ряд экспертов заявляют, что добиться компактного форм-фактора в камкордере можно только при использовании небольших сенсоров (из-за того, что оптика для больших матриц будет значительно больше). Однако давайте еще раз взглянем на современную модель — камкордер Sony HXR-NX800. Он весит 1.9 кг и является достаточно габаритным:
Очевидно, что перед нами не компактный камкордер. Теперь давайте посмотрим, как модель смотрится рядом с полнокадровой кинокамерой Sony FX6:
В целом можно сказать, что габариты схожи. Однако Sony FX6 обеспечивает гораздо большую светочувствительность и динамический диапазон. При этом она также не перегревается и имеет встроенную систему ND-фильтров.
Да, можно сказать, что на Sony FX6 на изображении выше установлен объектив 24-70mm, который существенно отличается от возможностей зуммирования камкордера Sony HXR-NX800. Вот так Sony FX6 выглядит с кинообъективом Sony 28-135mm F/4, который обеспечивает почти пятикратный зум, имеет поддержку автофокусировки и плавного зуммирования, а также стабилизацию изображения:
Таким образом, производителям современных камкордеров необходимо обеспечить рабочую концепцию «все в одном» — для тех, кому нужно высокое качество изображения, продвинутая стабилизация и широкий диапазон фокусных.
Маленькие матрицы не дают достаточного запаса при съемке в условиях недостатка изображения, хотя частично эту проблему можно победить за счет внедрения систем ИИ или матриц типа DGO (с двойным усилением). Но в любом случае, только увеличение размера сенсора сможет привлечь дополнительную аудиторию к такой категории как камкордеры. В противном случае, подобные устройства остаются востребованы лишь в своей нише.
В свою очередь компания Panasonic работает в обратном направлении. Уже в 2025 году Panasonic анонсировали новые камкордеры с матрицами меньше чем в смартфонах.
Все они записывают видео 4K 60 к/с 4:2:0 10 бит с использованием 24-кратного оптического зума (25 до 600mm в эквиваленте полного кадра). Все четыре камеры имеют пятиосевую гибридную оптическую стабилизацию изображения, внутренний фильтр нейтральной плотности (ND), конструкцию с рассеиванием тепла, два кольца ручного управления, два слота для карт-памяти SD и подачу питания через USB-C. Но есть и серьезные компромиссы: три модели Panasonic HC-X1600, HC-X1200 и HC-X2100 оснащены маленькими 1/2.5-дюймовыми 8.29-мегапиксельными MOS-сенсорами.