Главные работы
Работы мастера – чёрно-белые пейзажи сверхкрупного формата. Размеры авторских отпечатков иногда достигают 2×3 метра, поэтому Бутчер неизменно предпочитает камеру большого формата, которая позволяет раскрыть сложные детали и структуры, которыми отличаются его запутанные пейзажи.
Клайд Бутчер любил снимать в дикой природе. Поэтому в бэкстейджах его съемок мы видим фотографа по грудь в воде, и с упертым в илистое дно штативом, но при этом — спокойствие позы, и отсутствие напряжения на лице. Хотя в этой воде могут жить и змеи, и кое-чего похуже.
Фотограф объяснял свою тягу к природе. Сын Бутчера погиб в ужасной автокатастрофе. После его смерти Клайд хотел «найти покой и равновесие». Этот душевный и физический побег привел его в дикие места.
«Именно в этот период природа открыла мне свою самую сокровенную красоту. Мой опыт и моё испытание убедили меня использовать художественную форму фотографии как призыв к спасению природы – места духовного прибежища для будущего поколения», – рассказывал Клайд Бутчер.
Чёрно-белые фотографии Клайда Бутчера можно считать исследованием его взаимоотношений и ощущений от соприкосновения с природой. А его погружение в воду (как в физическом, так и в метафорическом смысле) можно считать обязательной частью дискомфорта, которую нужно пережить для того чтобы увидеть, наконец, то, чего не видят другие.
Сам фотограф долго готовится к созданию кадра. На создание одного снимка может уйти несколько дней. Однажды Бутчер раскрыл детали съемок песчаных дюн, которые так выделяются среди его других работ. Дело было в Национальном парке Долина Смерти, Калифорния.
Бутчер провел там неделю, дожидаясь правильного света. Над песками была облачность, через которую слабо прорывалось солнце.
Невозможно сфотографировать песчаные дюны, без каких-либо теней, которые бы придавали объем формам. Поэтому Бутчер дожидался, когда световой поток достигнет нужной интенсивности. И вот что у него получилось:
Конечно, такие кадры должны быть масштабными, считал фотограф. Он делал отпечатки больших размеров, например, 1.6х2.6 метра. Но это не предел возможного: в 2019 году стены международного аэропорта Форт Лаудердейл во Флориде украсили произведения Бутчера размером 2х5.3 метра.
Эта серия называется «Изобразительное искусство в общественных местах». На трёх фотографиях Клайд показал три основных типа ландшафта штата Флорида: луга, болота и мангровые леса.
Подход фотографа всегда базировался на сохранении всех деталей. Бутчер говорил, что человеческий мозг получает особое удовольствие от деталей. Чем больше деталей глаз может уловить, тем притягательнее картинка для мозга.
Поэтому фотограф хотел, чтобы снимки сохраняли резкость практически на любом размере отпечатка, который предполагалось сделать в будущем. Для него это качество означает желание доставить удовольствие умам других людей.
Начало карьеры
Бутчер начал фотографировать случайно. На факультете архитектуры Калифорнийского политехнического института требовался хороший навык рисования. Ему же рисунок не удавался. Зато нашлось элегантное решение: создавать макеты домов, а затем фотографировать их на фоне карликовых хвойных деревьев. Получалось достаточно реалистично, но главное было в другом.
Будущий пейзажист исследовал вариации ракурсов — и увлекся этим настолько, что постепенно фотография стала куда важнее и интереснее архитектуры.
Когда в Штатах грянул кризис Бутчер сумел продать серию пейзажных снимков в качестве элемента декора в офисных зданиях. Успех заставил фотографа задуматься о собственном бизнесе по продаже эстетичных черно-белых отпечатков. Дело пошло.
Компания Бутчера развилась до представительств сразу в нескольких регионах страны, а численность сотрудников составила более 200 человек. Эта успешная картина имела место до смерти сына, которая изменила подход и настроение фотографа.
После трагедии фотограф продает свой бизнес в Калифорнии, отказывается от цветных фотографий, и начинает продавать черно-белые отпечатки на уличных мероприятиях.
Клайд Бутчер снимает до сих пор. Он с увлечением рассказывает о процессе работы в даркруме. Сейчас его цель — сделать серию кадров в огромном парке Everglades, национальном заповеднике во Флориде, и сделать из них альбом.
Несмотря на огромный вес аппаратуры, Клайд Бутчер никогда не откажется от старой, но надежной фототехники, говоря такие слова: «Я буду снимать на пленку до тех пор, пока живу». Стоя в холодной воде, с тяжелым штативом и камерой — в поиске нужного ракурса и момента.