Берт Штерн: «Гений фотографии в объективе времени»

фото: Bert Stern

На рубеже 1960-х годов Берт Штерн (Bert Stern) взорвал мир фотографии своим талантом, необузданной креативностью и неподражаемым стилем. Эпоха его триумфа совпала с расцветом рекламы, золотым веком голливудского кинематографа и популярностью джаза. Среди тех, чьи лица воспел Штерн, — Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Льюис Армстронг и многие другие звёзды того времени. Мы продолжаем нашу рубрику #ВеликиеИмена.

фото: Bert Stern

Не только профессиональные вершины венчали творческий путь Берта Штерна, но и личная жизнь, ярко освещённая союзом с блестящей танцовщицей Аллегрой Кент, от которой у него родилось трое детей.

фото: Bert Stern

К концу 60-х годов, Берт осуществил мечту каждого фотографа, открыв собственную студию. Здесь рождались фотографии для престижных редакционных и рекламных проектов. Несмотря на вихрь коммерции, Штерн сохранил место для креативных экспериментов, несущих в себе дух его неудержимой страсти к фотографии.

фото: Bert Stern

Однако как часто в искусстве, за успехом последовали испытания. Иссушенный работой и постоянным напряжением, Штерн стал заложником амфетаминов (запрещённые в РФ вещества). Брак раскололся, а карьера взмыла вниз. Сломанный и отчаявшийся, Штерн бросил Нью-Йорк, устремившись в Испанию. К тому моменту он потерял почти всё.

фото: Bert Stern

Недавно вышел документальный фильм «Bert Stern: Original Mad Man», в котором раскрывается жизнь и творчество великого фотографа. В фильме Штерн деликатно ведёт зрителя в свой мир страсти к женщинам и искусству фотографии.

фото: Bert Stern

Штерн, выросший в Бруклине, начал свою карьеру в 16 лет в журнале «Look». Становление его таланта совпало с встречей, со Стэнли Кубриком и Хершалом Брамсоном, что укрепило его связь в этом мире искусства. Под влиянием работы в «Mayfair», Штерн открыл для себя магию фотографии. «Я полагал, что как арт-директор журнала, у меня есть право фотографировать. Так я стал ещё и фотографом».

фото: Bert Stern

Временный уход в армию, стремительный взлёт известности, привело Штерна в Японию, где его талант расцвёл в качестве армейского фотографа. После войны Штерн, вернувшись к искусству, стал арт-директором в журнале «Flair». Его влечение к фотографии всё сильнее проявлялось, и он не отказывал себе в возможности экспериментировать в мире объявлений.

фото: Bert Stern

Проницательный взгляд Штерна на рекламу принёс ему успех с «Smirnoff». Отказавшись от стандартных логотипов, он воплотил идею в фотографии, а затем отправился в пустыню Нью-Мексико на своей новой машине, наслаждаясь плодами своего труда.

фото: Bert Stern

Первая награда за фото для «Smirnoff» была только началом. Штерн превратил рекламу в искусство, освежая взгляды на рекламные образы. Путешествуя по 5-й авеню со стаканом Martini, Штерн случайно обнаружил отражение в окнах отеля Plaza, перевёрнутое, и зажглась идея – сфотографировать пирамиды вверх ногами, исследуя перевёрнутое отражение. Эта фотография стала символом его творческого взрыва в 50-х и 60-х годах.

фото: Bert Stern

Таков Берт Штерн, гений, чьи фотографии стали неотъемлемой частью истории искусства и рекламы. В 1962 году началась эпоха, которая превратила Берта Штерна в волшебника фотографии. Приглашение от Twentieth Century Fox в Рим для съёмок Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра» открыло перед ним двери к миру знаменитостей.

фото: Bert Stern

«Я не делал серии фотографий», признаётся Штерн. «Я всегда любил снимать портреты, и на тот момент у меня уже был опыт в подобных съёмках. К тому же я уже фотографировал Ричарда Бертона, который играл Марка Анотония, в своей студии в Нью-Йорке. У них начался роман. Я подружился с этими ребятами, мы часто общались, и мне было гораздо интереснее делать более откровенные и искренние фотографии в работе с ними».

фото: Bert Stern

Фотография для Штерна всегда была подобной любви — интенсивной, эмоциональной и чувственной. «Я был влюблён в каждого, кого фотографировал», признаётся мастер. Параллельно с фотографированием Тейлор, пришло предложение от «Glamour». «Я действительно безумно хотел работать с «Vogue», вспоминает Штерн. «Если бы я не снимал для «Glamour», я бы, возможно, никогда не попал в «Vogue».

фото: Bert Stern

«В «Vogue» я подписал контракт, который предусматривал то, что у меня будет определённое количество страниц, где я могу делать всё, что захочу. Тогда я подумал, что Мэрилин Монро никогда не фотографировалась для Vogue. Я не хотел делать fashion-съёмку, не хотел, чтобы меня отправили в отдел аксессуаров и дали маленький чемодан с шарфами и ювелирными украшениями. Я планировал адаптировать для съёмки один из люксовых номеров отеля Bel-Air Hotel».

фото: Bert Stern

«Существовало два Берта Штерна. Один из них был Берт Штерн, которого обвиняли в хождении по лезвию бритвы. Который женился на своей первой жене со скрещёнными пальцами. Которому была назначена встреча с роковой блондинкой. Этот Берт Штерн готов был отдать всё, что у него было ради той единственной ночи с Мэрилин Монро. Другой Берт Штерн — муж и отец, ну и, конечно же, фотограф, который планировал сделать кадр, заработать денег, вернуться домой к жене и ребёнку, и жить долго и счастливо».

фото: Bert Stern

Мэрилин Монро, встреченная в номере Bel-Air, предложила нечто новое. «Вы хотите снять ню?» — спросила она, предлагая собственную идею. Так началась 12-часовая фотосессия, которая заложила основы одних из самых интимных и неповторимых портретов знаменитости. Встреча с Мэрилин Монро стала ключевым моментом. Её предложение сделать ню отразило интимное и откровенное видение Штерна.

фото: Bert Stern

Он создал чёрно-белые фотографии, отличные от предыдущих цветных работ для Vogue. Эти снимки, полные интриги, были промаркированы для журнала, который, не согласившись с некоторыми, позволил использовать их в «Eros». Это был период, когда Штерн также работал над известным фильмом «Лолита» Стэнли Кубрика.

фото: Bert Stern

Однако конец 1960-х годов пришёл с тенью невзгод. Личная жизнь Берта рухнула, он разорился, и его здоровье пошло на убыль. Это привело к решению о переезде в Испанию в поисках нового начала. В 1970-х годах он собрал свою жизнь в книгу, ставшую бестселлером, и вернулся к фотографии.

В 1982 году, в двадцатую годовщину смерти Мэрилин Монро, Штерн опубликовал последние фотографии, давшим ему возможность вернуться к некоторым из отвергнутых работ. Это событие предшествовало его знакомству с Шанной Лаумейстер, которая стала его спутницей, а затем и документалисткой его жизни. В своём фильме «Bert Stern: Original Mad Man», который выходил к двадцатилетию его смерти, Штерн и Лаумейстер делились их историей. Это произведение стало своеобразным актом саентологии и исследованием несовершенства.

На выставке в Staley-Wise представлено 50 фотографий Штерна, приуроченных к презентации фильма. Это окно в творчество и жизнь великого мастера, который, несмотря на взлёты и падения, оставил свой след в истории фотографии.

фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern
фото: Bert Stern

Ещё больше работ по ссылке: www.bertstern.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь