Начиная с первого снимка, сделанного Робертом Корнелиусом (1839) и Надаром, заканчивая Сандером и Ланге, Аведоном и Риттсом и вплоть до наших дней, фотопортрет всегда имел центральное значение, свидетельствуя о человеке и рассказывая о его особенностях, мечтах и страданиях.
И сегодня, я хочу познакомить вас со всемирно известным фотографом — Энцо Даль Верме (Enzo Dal Verme). Он талантливый коммерческий фотограф портретист из Милана с двадцатилетним стажем в области фотографии. Его работы были опубликованы в Vanity Fair, Vogue, Panorama, Glamour, GQ, Elle и многих других журналах.
Энцо Даль Верме известен тем, что снимал таких знаменитостей, как Донателла Версаче, Летиция Каста, Марина Абрамович, Бьянка Джаггер и Вим Вендерс. Его основной вид деятельности как фотографа — это редакционная и коммерческая фотография, в которой преобладает портрет во всех его проявлениях.
«Портретная съёмка — это моя стихия, и год за годом я исследую ею во всех проявлениях. Попутно я занимался модой и репортажной съёмкой. Одно из преимуществ работы фотографом — возможность снимать самые разные вещи: мне нравится снимать дизайн интерьеров и натюрморты, но моя страсть определённо заключается в создании впечатляющих портретов людей.
Съёмка портретов — это мой способ заглянуть в реальность, каждый раз, когда я фотографирую кого-то, я также узнаю себя немного лучше. Я могу сказать, что смотрю на объекты моих портретов так, как будто смотрю на себя, в другой форме. Мы все разные, но не настолько.»
Помимо портретов, он также работает над репортажами, часто связанными с общественными программами, такими как серия портретов «Городские герои», снятая в Азии, Европе, Америке, Африке и на Ближнем Востоке, документирующая успехи обычных людей, которые, оставаясь верными своему вдохновению, совершают маленькие и большие подвиги на благо всего общества.
Какова ваша личная история фотографии, и когда вы поняли, что портрет является вашей предпочтительной формой самовыражения?
Я начал публиковать свои фотографии в конце прошлого века, кажется, что это было очень давно! В 2001 году было принято решение закрыть моё коммуникационное агентство, чтобы посвятить себя исключительно фотографии. Сначала я был немного не в себе, много энтузиазма без чёткого направления. Затем, постепенно, стало ясно, что портрет — это тот жанр, который стимулирует меня больше всего.
Мои работы сразу же развивались в основном в издательской сфере. В предыдущие годы мне посчастливилось работать в качестве арт-директора или в других качествах в сфере моды и рекламы с самыми разными фотографами. Ценность этого опыта впоследствии окажется очень важной. Я не запоминал схемы освещения и технические настройки, но я впитал годы дискуссий между профессионалами в области изображения о том, как улучшить воздействие определённых фотографий. Сам того не осознавая, все эти встречи помогли мне развить фотографический взгляд.
Кто из великих портретных фотографов прошлого вдохновлял вас, если таковые имеются, и какие уроки они вам преподали?
Должен признаться, что я никогда не изучал фотографию и знакомился с великими фотографами постепенно. Есть много изображений, которые тронули меня по разным причинам и в разные периоды моей жизни. Некоторые снимки Ирвинга Пенна обладают невероятной силой благодаря сбалансированности композиции.
Мне нравится интенсивность персонажей, сфотографированных Беренис Эббот. Я считаю портреты Херба Риттса удивительными по своей элегантности и существенности. Я увлекаюсь Питером Линдбергом и восхищаюсь чистым синтезом Аведона. Я мог бы продолжить длинный список имён: Брюс Вебер, Мэппельторп, Анри Картье-Брессон , но я рискую сказать банальность.
На самом деле никто из них не вдохновляет меня на съёмки, вдохновение — это то, что происходит внутри меня. Обычно у меня нет чёткого представления о том, каким будет конечный результат, но я понимаю, когда приближаюсь к нему.
Совсем недавно мне указали на то, что мои изображения отличаются простой декорацией, изображением лица и жестом, как на картинах в итальянской портретной традиции.
На самом деле, есть несколько художников, которые очаровали меня во время изучения истории искусств. Например, Джован Баттиста Морони, художник XVI века, известный прежде всего своей способностью сочетать верность своему объекту (даже с его физическими недостатками) с интроспективным исследованием. В его портретах меня всегда поражала интенсивность и неподвижность взгляда.
Мне трудно признать, что эти полотна повлияли на то, как я фотографирую, но они являются частью моего обучения и принадлежат к моему языку.
Портрет — один из самых сложных жанров фотографии, потому что в нём два человека оказываются лицом к лицу: какова ваша философия, каков ваш подход и насколько важна эмпатия?
Я смотрю на объекты моих фотографий так, как будто мы две волны в одном океане. Две уникальные и неповторимые волны, каждая из которых возникает, развивается и затем растворяется, как никакая другая. Каждый из них обладает уникальными и не имеющими аналогов характеристиками. И в то же время и то и другое — вода, океан, одно и то же. Иногда я узнаю что-то своё в человеке, которого фотографирую, иногда поражаюсь, насколько мы разные.
Бывает, что наша встреча сопряжена с трудностями, но чаще всего съёмка проходит гладко. То, как всё сложится, зависит от множества факторов, в том числе от того, как я реагирую на ситуацию. Иногда я чувствую особый энтузиазм и любопытство, иногда меня что-то беспокоит. В любом случае во время съёмки я наблюдаю не только за объектом, но и за собой, потому что каждая встреча с ним создаёт различные стимулы и трудности.
Если я буду внимателен, то помимо того, что запечатлею на фотоаппарат какой-то аспект этого человека, у меня будет возможность узнать что-то о себе. Это одна из величайших привилегий фотографа. И это также одна из причин, почему я фотографирую.
Как сильно в своих портретных работах вы стремитесь передать характерные черты объекта съёмки и как сильно вы стремитесь найти себя?
Когда-то я был убеждён, что нужно нацелить объектив на какой-то нюанс в глубину объекта и запечатлеть его на фотографии. Точное, но неполное определение. На снимке есть и я. Я подчёркиваю тот аспект, который поражает меня в этом человеке. Именно я решаю придать ей авторитет, фотографируя её снизу вверх, решаю показать более солнечную сторону, выбирая определённый свет, или показать её непослушную сторону, дразня лукавым выражением лица.
И я также несу ответственность за то, чтобы моё присутствие на фотографии было лишь моей точкой зрения, взглядом под определённым углом на то, что действительно есть. В противном случае это уже не портрет этого человека, а человек, исполняющий мою фантазию.
Диана Арбус сказала: «Я действительно верю, что есть вещи, которые никто не может увидеть до того, как их сфотографируют». Как далеко может зайти портретная фотография в этом отношении?
Фотография показывает не только объект съёмки, но и точку зрения фотографа. Она показывает нам «вещи, которых больше нет» с определённой точки зрения и «вещи, которые никто не видит», потому что избирательное внимание каждого сосредоточено на разных аспектах одного и того же контекста.
С момента съёмки фотографическое изображение начинает стареть. Если рассматривать фотографию как нечто, документирующее событие, то этот увековеченный момент уже не существует в следующем мгновении. Выражение лиц уже не то, как и ситуация уже не та.
Но если рассматривать фотографию как инструмент, позволяющий нам, например, соединиться с сущностью душевного состояния, то линейное время отходит на второй план, и изображение потенциально способно вызвать у зрителя нечто, выходящее за рамки времени. В зависимости от того, что удалось запечатлеть фотографу и что может воспринять зритель, одна и та же фотография может документировать момент прошлого, связывать с определённой эмоцией, символизировать момент истории и многое другое.
Если вернуться к предыдущему вопросу, есть ли в портрете место для того, чтобы вызывать, не показывая, и интерпретировать, не изображая?
На мой взгляд, да, и это нелегко, потому что каждый человек, который будет наблюдать этот образ, будет делать это через фильтры своей личной истории. Фотограф может использовать свой язык, но он никогда не будет уверен в том, как это будет воспринято. Риск быть неправильно понятым, по-видимому, возрастает по мере того, как мы отходим от непосредственных или дидактических образов, но я не думаю, что этот риск должен нас сдерживать. Всегда найдутся те, кто увидит в наших изображениях нечто очень далёкое оттого, что видим мы.
Освещение имеет решающее значение в фотографии, и, возможно, даже большее в портретной съёмке, что вы думаете?
Свет — один из главных ингредиентов, но не единственный. Есть портреты с безупречным освещением, которые на самом деле немного пустые, потому что они не показывают ничего интимного в объекте съёмки. Портрет интереснее, когда он трогает зрителя и помогает настроиться на определённый лад. Поразительное освещение или гармоничная композиция могут оказать большую помощь, и в то же время изображение может передать суть объекта даже без помощи специального освещения.
К какой из своих работ вы привязаны больше всего и насколько помогает личное участие?
Мне нравятся некоторые снимки, сделанные в начале моей карьеры, когда я ещё не так хорошо понимал, что делаю, но всё ещё следовал своей интуиции. Есть и такие снимки, которые знаменуют открытия или изменения в том, как я фотографирую.
Вы написали ценную книгу «Маркетинг для фотографов», не могли бы вы кратко описать, в чём заключается её смысл?
Должен ли я говорить правду? Я предложил компании Feltrinelli книгу по портретной живописи, но они только что опубликовали две и попросили меня найти другую тему. Я написал несколько статей о маркетинге для фотографов, и было естественно двигаться в этом направлении. Сначала я сомневался насчёт книги по маркетингу, на самом деле я не очень хотел заниматься этим, но потом меня зацепило, и в процессе написания я понял, как много я знаю об этой теме.
Мне нравится идея поделиться тем, чему я научился за эти годы, с другими. Более того, я также решил поделиться в книге контактами своих самых труднодоступных поставщиков. В результате получилось очень насыщенное и практическое руководство, полное конкретных советов.
Многие люди писали мне письма с благодарностью, удивляясь, что я делюсь тем, что другие держат в секрете. Я не против. Это точка зрения профессионала, который опробовал множество стратегий на собственном опыте, исследовал различные клиентские ниши, а также совершил множество ошибок, прежде чем нашёл то, что работает.
Кто-то также спросил меня, преподаю ли я курсы маркетинга, но я не собираюсь этого делать. Но я с удовольствием провожу презентации книг, где рассказываю о сегодняшней ситуации в фотографии с точки зрения моего опыта, который является долгим и эклектичным.
Конечно, я не отказался от желания опубликовать книгу о портрете, на самом деле я почти закончил её писать, и есть издатель, который заинтересован. Но я ещё не принял решение о публикации, и мне ещё предстоит внести в неё последние штрихи.
То есть это не очередное руководство по портретам?
Это не руководство — а исследование тех аспектов портрета, которые редко принимаются во внимание. В книгах по фотографии часто говорится о технике и обо всём, что можно измерить: свет, глубина резкости, пропорции. Но фотография также состоит из вещей, которые трудно измерить: ощущений, эмоций, впечатлений.
Мы привыкли думать, что вещи, которые не поддаются количественной оценке, не логичны и, следовательно, нереальны. Однако жизнь состоит из множества подобных вещей: кто когда-нибудь слышал о фунте любви или фунте страха? Можно ли измерить застенчивость в сантиметрах? Тем не менее, это очень реальные вещи, даже если их нельзя измерить. Присутствие этих элементов в портрете означает, что это непросто воспроизведение формы человека, но и раскрытие его интимной жизни.
Ещё больше работ автора на сайте: enzodalverme.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube