Сегодня, когда наши социальные сети и смартфоны буквально завалены уймой фотографий с милыми пушистиками, развратом и едой, к счастью, несмотря на всю огромную массу всех этих изображений, всё ещё можно найти что-то уникальное и интересное среди всего этого мусора. Фотографии, которые становятся искусством.
Например, как эти изображения, украшенные вышивкой от Беатрис Сперанца (Beatrice Speranza) — художницы, которая вручную наносит на свои снимки переплетения из шерстяных ниток. При помощи шитья можно украшать, подгонять, соединять части изображений вместе. Чтобы создать своего рода лоскутное одеяло из опыта и восприятия. Синонимами этого слова являются «намётка», «штопка» и «шов», нить соединяет два стежка. Многие уровни интерпретации возникают в результате переопределения исходного изображения, как и слова, которые могут менять смысл.
Беатрис, какова ваша личная история фотографии?
С детства фотография всегда очаровывала меня, я находила в ней загадку. На первом курсе университета я записалась на курсы фотографии и с того момента всегда фотографировала, переходя от увлечения к профессии спонтанным образом. Положительные отзывы, которые я всегда получала от других, вдохновляли меня продолжать этим заниматься.
Насколько академические знания способствовали развитию вашего фотографического мировоззрения?
Мои занятия помогли мне научиться читать пространство, свет и композицию. Прежде всего, мой интерес к фотографии вырос из просмотра профессиональных архитектурных журналов, где великие фотографы интерпретировали пространства и здания со строгостью и чистотой. Я постепенно осознала, что меня больше интересует фотография, её композиция и выбор точки зрения, чем сама архитектура. Архитектура стала для меня объектом для интерпретации.
После окончания университета я начала многолетнее сотрудничество с архитектором Мауро Лови. Для того чтобы ощутить поэзию, связанную с изображением, мне не удалось бы выбрать лучшую студию для моих знаний и экспериментов в области фотографии. Даже сегодня вход в его студию — это как вход в мир холстов и красок, вы работаете со словами, образами и изысканностью.
Беатрис, кто вдохновляет вас?
С самого детства изображение и композиция всегда привлекали меня. У моего отца было много художественных каталогов, которые я листала и пыталась узнать авторов. Во время учёбы в университете по специальности «архитектура» я часто терялась, рассматривая обложки Габриэле Базилико для журнала Domus и пейзажи Гирри. Также в университетские годы я впервые попала на выставку Анри Картье-Брессона во Флоренции и начала посещать курсы, чтобы освоить технику чёрно-белой печати. Мои друзья уходили гулять по вечерам, а я часто проводила свой досуг, печатая в маленькой ванне у себя дома.
Вдохновение для меня сегодня во многом приходит из чтения и общения с друзьями-писателями, с которыми мы вместе начали несколько проектов. Но больше всего меня тронула художница Мария Лай. Я нашла её в социальных сетях в 2014 году, на тот момент я вышивала по фотографиям чуть больше года. На моём экране появилось одно из её полотен с очень сильными графическими знаками. Я думала, что это работа мужчины. Я кликнула на изображение, и передо мной открылся мир: следы были вышивкой, а не краской, а художником была она, тонкоголосая маленькая женщина с разрушительной силой, которая проникала мне прямо в грудь.
Недавно у вас была выставка в рамках мероприятия MIA, как вы оцениваете этот опыт. Эта выставка помогла вам стать более известной?
Это был действительно важный опыт для меня. С самого первого дня мимо моего стенда прошло множество людей, включая журналистов, коллекционеров и энтузиастов. Как вы знаете, я выставила несколько проектов, связанных с моими вышивальными картинами с проекта «Присутствия». На меня также обратили внимание коллеги, галеристы и журналисты.
Среди различных предложений, которые мне были сделаны, одно уже материализовалось: создать историю с моими вышитыми фотографиями, посвящённую Монблану, священной горе. Эту идею предложила мне Глорианда Чиполла, бывшая чемпионка по лыжам, а ныне коллекционер искусства, которая уже много лет приглашает художников для создания работ, посвящённых самой высокой вершине Европы, в своих высокогорных шале в Курмайере. Отсюда родился проект «Присутствия и Святая Гора».
Сейчас я работаю над новым проектом о Болонье, который также родился после фотоярмарки MIA. Банк Fineco, благодаря сотрудничеству с Campogrande Concept, пригласил меня организовать выставку в своих залах на улице Риццоли по случаю Недели дизайна 26 сентября.
Как возникла идея наносить вышивку на фотографии?
Фотография для меня — это не просто роман, это способ увлечься, открыть себя, сделать заметки и остановиться на том, что я считаю ценным и наиболее важным. Всё меняется, и то, как я отношусь к фотографии, тоже. Раньше фотография для меня была классическим чёрно-белым отпечатком, который я печатала в фотолаборатории.
С цифровыми технологиями я утратила часть этой близости, и впервые почувствовала необходимость в ручном вмешательстве в изображения после их печати. Тогда мне пришла идея проекта «Присутствия» — фотографии, напечатанные на хлопковой бумаге, на которых я делаю небольшие вышивки шерстяными нитями.
Идея родилась в 2012 году в результате сравнения моего стиля работы и стиля работы Эми Петрини, флориста, с которой я сотрудничаю в художественном плане уже много лет, и с которой у меня постоянная конфронтация, подталкивающая меня к личностному и профессиональному росту. Увидев её в состоянии покоя во время создания больших работ, в которых она сплетает и накладывает ветви, я подумала, что физический контакт с моими фотографиями поможет мне обрести больше тишины и внутреннего покоя. Отсюда идея вышивки, древней медитативной формы, повторяющихся движений, почти мантры.
Это стремление привлечь внимание, желание выявить маленькие скрытые объекты. Кроме того, вышивка дарит тепло, придаёт трёхмерность изображению и позволяет открыть новые смыслы за пределами реальности. Поэтому именно на нить я возлагаю задачу изменить точку зрения.
Я считаю, что также важно передавать позитивные послания с помощью искусства. Мне не нравятся изображения, которые стремятся шокировать и впечатлить любой ценой, можно также заставить людей задуматься о важных вопросах в более уважительной, я бы сказала, молчаливой манере.
В первую очередь, ручное вмешательство делает работу уникальной. Во-вторых, создаётся новая визуальная концепция. Более того, вышивка создаёт третье измерение, которого обычно не хватает фотографии. Это обогащает фотографию до такой степени, что она почти оживает.
Вышивка, которая никогда не бывает навязчивой на моих фотографиях, раскрывается только перед глазами внимательного наблюдателя. По мере приближения к работе, которая почти всегда небольшая, вы обнаруживаете тени, нити, вибрирующие на свету.
Работы, развешанные в комнате, меняют глубину и тени при изменении освещённости в течение дня и каждый раз удивляют меня. Как вы уже сказали, все мои работы — единственные в своём роде экземпляры. Было бы невозможно воспроизвести точно такую же вышивку, но я сама хочу, чтобы работы отличались друг от друга, даже если я использую один и тот же базовый кадр.
Беатрис, вы начали с вышивки по изображениям, сделанным вами много лет назад. Бывает ли так, что в процессе планирования вы делаете снимки в надежде на то, что далее на них будет нанесена вышивка?
Да, я начала с фотографий, которые уже делала раньше, так что каждая работа была самостоятельной. Это был способ заново открыть их для себя, но, возможно, больше для того, чтобы открыть свой новый способ чувствовать.
Теперь всё чаще я делаю реальные проекты, почти истории, у меня всегда есть первоначальная идея, но пока я не начну фотографировать, трудно получить реальное видение ситуации, в которую я собираюсь вмешаться с помощью вышивки. Поэтому я также меняю линии и получаю более точную идею только после того, как все фотографии сделаны и отобраны. Сделанная картина уже имеет свою композицию и работает сама по себе.
«Присутствие» — это ваш долгосрочный проект, очень актуальны сюжеты и сцены природы, деревьев и гор. Вы говорите о непостоянстве, что это значит?
Я начала с фотографий интерьеров, но из-за моей близости с Эми и её поиска растений в лесу для своих скульптур, спонтанно возник мой новый взгляд на природу, наблюдение за её трансформацией: «Всё проходит. Потеря. Всё разрушается и воссоздаётся».
В современную эпоху ускоряется процесс снижения материальности фотографии: мы больше не печатаем и забываем о тактильных ощущениях, связанных с изображениями. А также теряем возможность вмешиваться в фотографии, как это делали в аналоговую эпоху. Что вы думаете по этому поводу?
Я всегда советую своим друзьям и близким печатать те фотографии, которыми они дорожат больше всего. Я сама каждые два года дарю своей сестре и племянникам на Рождество их распечатанные снимки. Печатайте свои снимки, так фотография будет гораздо ценнее.
Ещё больше работ автора на сайте: beatricesperanza.it
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube