Елена Чернигина: «Моими вдохновителями были и есть современные фотографы»

Фото: Елена Чернигина

Я продолжаю знакомить читателей Photar.ru с талантливыми фотографами рубрики #Нашилюди. И сегодня в эксклюзивном интервью у нас в гостях детский и семейный фотограф — Елена Чернигина. Её художественные портреты должны подтолкнуть вас к вашему творчеству.

Автопортрет: Елена Чернигина

Елена, приветствую вас, представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите, по возможности, подробнее о себе. Фотография — это ваше увлечение или профессиональная деятельность, а возможно и то и другое? Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

Здравствуйте, меня зовут Елена Чернигина, я занимаюсь художественной фотографией. В настоящее время снимаю в жанрах: «Детская», «Семейная» и «Постановочная» фотография», а также «Жанровый портрет». Очень люблю стилизованные съёмки в ретро стиле, киношные и немного сказочные постановки. Фотография для меня — это страсть, любовь, безумие, поэтому она является как творческим, так и профессиональным видом деятельности.

Фото: Елена Чернигина

Фотографией я увлекаюсь с детства. Сначала это было разглядывание чёрно-белых снимков в семейном альбоме (мой папа увлекался фотографией и поэтому у меня очень много снимков моего детства и не только), лет в 12 я нашла у бабушки в шкафу запылившийся, но вполне рабочий фотоаппарат «Любитель» — именно он стал моей первой камерой. Папа показал и рассказал мне как делать настройки, правильно выставлять выдержку и диафрагму.

Фото: Елена Чернигина

Это был очень увлекательный процесс, и я стала снимать всё подряд – друзей, животных, природу. Снимки на тот момент оставляли желать лучшего, но я не сдавалась. Спустя пару лет он подарил мне свой «Сокол» и для меня это была большая гордость. Вскоре «ручной» фотоаппарат заменили «мыльница» с цветной плёнкой. Я всегда носила её с собой. Будучи уже взрослой, сама купила себе первую зеркальную камеру. Это был Canon 40D с зум объективом 18-200 мм. Так и не разобравшись в его настройках оставила на полке на несколько лет. Мне казалось, что на смартфон фотографии получаются не хуже и это гораздо удобнее.

Фото: Елена Чернигина

Спустя ещё несколько лет, с момента появления инстаграм (запрещён в РФ), я нашла в нём прекрасные, просто удивительные для меня на тот момент художественные фотографии. Они были словно картины – с мягким красивым размытым фоном, красочные, невероятные и волшебные. Мне очень захотелось во что бы то ни стало научиться создавать такие же. Я пошла в фотошколу 2:8 у нас в Нижнем Новгороде, достав свой кроп Canon 40D.

Фото: Елена Чернигина

По окончании фотошколы осталось много вопросов, но главное, я научилась снимать в ручном режиме «М» и это было самое основное! Каждый день я тренировалась, фотографировала и кошек. Но всё равно было не то, не то, что я хотела. Через пару месяцев после окончания фотошколы, на день рождения муж подарил мне полнокадровый Canon 6D. Тогда он ещё не знал на что он «подписался». С этой камеры и начался мой путь в художественную фотографию, которая поглотила меня всецело и по сей день.

Овладев камерой, очень скоро, как и многие, мне захотелось, объединить удовольствие с доходом. Так я стала фотографом.

Фото: Елена Чернигина

На какую технику вы снимаете, почему выбрали её и насколько был для вас важен этот выбор?

К выбору техники я подходила очень серьёзно. Много читала обзоров, сравнений, узнала про так называемую «серую» и «белую» технику. И поскольку, изначально я начала дружить именно с Canon, то оставалось выбрать лишь модель и это должна была быть однозначно полнокадровая камера, удовлетворяющая требованиям – цена-качество.

Фото: Елена Чернигина

Canon 6D Mark II – моя первая полнокадровая зеркальная камера и выбрала я её за средний бюджет и при этом она имеет довольно хорошие характеристики.

Сейчас я снимаю на беззеркальную камеру Canon R6, поскольку технологии не стоят на месте, а из прежней зеркалки я попросту «выросла». Canon R6 также находится в среднем ценовом сегменте среди беззеркальных камер.

Фото: Елена Чернигина

Елена, могли бы вы назвать тех, кто вдохновляет вас на ваше творчество. Возможно, это даже не фотограф или даже что-то неодушевлённое, как например музыка или иное искусство?

Моими вдохновителями были и есть современные фотографы, такие как Алексей Казанцев, Элина Гарипова, Карина Киль, Сергей Спирин, Надежда Шибина, Елена Шумилова. Обожаю рассматривать работы Роберта Дуано, Питера Лимберга. Но больше всего, сейчас, я ищу вдохновение среди старинных живописей, картин разных художников – безупречные образы, одежда, фактура, цвет и свет! Благо, всё это можно найти на Pinterest в достатке.

Фото: Елена Чернигина

Елена, почему детский портрет?

Детский портрет моя сама большая любовь, наверное, потому что, собственно, и начала я с него. Как и многие женщины фотографы, будучи мамами в декрете, начала снимать своих сыновей. Это самая любимая и доступная модель. Все дети по-своему красивы, а главное, они дают искреннюю неподдельную эмоцию. Их легко рассмешить, при этом они могут быть совершенно непредсказуемы, что тоже играет на руку, а какие у них глаза! Наверное, я и сама ещё немного ребёнок поэтому порой мне с ними работать гораздо легче, чем со взрослыми.

Фото: Елена Чернигина

Как вы считаете, ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

Мне, кажется, выделяются, по крайней мере раз вы меня заметили. Когда я смотрю на свои работы, мне кажется, как бы я ни старалась, чтобы не делала, они всё равно выглядят какими-то немного сказочными, детскими, но главное – добрыми.

Фото: Елена Чернигина

Елена, у вас преобладает цвет в портфолио, вы просто не очень любите чёрно-белую фотографию или это не ваш стиль? Почему цвет?

Да, все работы у меня в цвете. При этом я очень люблю чёрно-белую фотографию, но пока у меня она не получается именно такой, как она должна быть в моём понимании. Для меня ч/б это другой вид философии, немного иное видение и мышление, т.е. это непросто взять любую работу и перевести в ч/б, нет, это что-то совершенно другое. Возможно, когда-нибудь я приду к ней, но не сейчас.

Фото: Елена Чернигина

Плёнка или цифра, а возможно, вы предпочитаете оба варианта?

Я люблю цифровую фотографию с её последующей постобработкой, люблю посидеть, подумать над готовым кадром, довести его до «блеска», с плёнкой так, к сожалению, не получится.  Хотя процесс «рождения» плёночной фотографии очень занимателен.  

Фото: Елена Чернигина

Елена, естественный свет или постоянный / импульсный, возможно, смешанный? Какой свет предпочитаете вы?

Предпочитаю естественный дневной свет. С импульсом у меня пока не складывается дружба, мы с ним слишком мало «общались» и пока нас не тянет друг к другу. Возможно, это дело времени, но пока мне нравится дневной.

Фото: Елена Чернигина

Расскажите об одной из ваших самых запоминающихся работ. Как она создавалась? Какая идея за ней стоит?

Каждая работа имеет свою историю, сложно остановиться на какой-то одной.

Вот этот кадр совершенно случайный. Мы с моделью возвращались со съёмки домой, проезжая по деревенской улочке, я увидела из окна машины гусей. Они важно расхаживали вокруг своей хозяйки, сидящей на этом старом спиленном дереве, щёлкая семечки.  Резко остановив машину, понимая, что другого такого шанса больше не будет, я побежала к женщине. На мою просьбу разрешить сделать несколько кадров с гусями около её заборчика, она охотно согласилась. Задача модели была просто посидеть на этом бревне, около гусей. Ясе (так звали мою девочку) было жутко страшно.

Фото: Елена Чернигина

Ну кто из нас не боится гусей? Многие не понаслышке знают, как больно они щипаются и как страшно шипят. Не успел Яся и глазом моргнуть, как хозяйка вручила ей прямо в руки одного из своих подопечных. Видели бы вы глаза моей модели! Но Яся молодец, она стойко пережила эти две минуты, а я в свою очередь, смогла схватить один единственный кадр, где она не корчится от страха и не кричит. Теперь эта фотография разъезжает по выставкам в нашей области.

Фото: Елена Чернигина

Елена, многие фотографы не умеют зарабатывать на своём творчестве. Вы могли бы дать какие-нибудь советы, которые могут помочь им стать на правильный путь в этом направлении?

Если говорить именно о творческой фотографии, то на ней тоже можно заработать. Например, на творчестве я зарабатываю награды в конкурсах.  Можно выставлять свои работы на стоки и другие продающие платформы. Также творческие проекты привлекают клиентов, которые видят работы, им может понравиться, как и сама идея, так и вы как фотограф и они придут к вам на съёмку, поскольку творческие проекты, как правило, более подготовленные, в отличие от коммерческих. 

Фото: Елена Чернигина

Вы снимаете собственные творческие проекты или сосредоточены исключительно на коммерции? Как часто вам удаётся это делать и насколько для вас важно заниматься именно творческой съёмкой?

Я много снимаю творческих проектов. Идеи приходят спонтанно и периодично. Творчество необходимо фотографу как пища для человека. В нём мы выражаем себя, выплёскиваем энергию, воплощаем идеи в жизнь. Здесь мы сами себе хозяева и можем снимать что угодно, насколько хватит нашей фантазии, учиться, экспериментировать, кайфовать от результата. Лично я без него не могу и это в прерогативе. Поначалу у меня было очень много творческих проектов, я снимала чуть ли не каждый день. Сейчас реже, я стала более обдуманно подходить к идее, тщательнее готовиться.  Творческих проектов может быть как один в месяц, так и десять, всё зависит от вдохновения.  

Фото: Елена Чернигина

Как проходит ваш съёмочный день? У вас есть помощники на площадке или вы работаете самостоятельно? Возможно, у вас большая команда и, если да, насколько она важна для вас?

В основном я работаю одна. Иногда я прошу мам помочь что-то подержать. Мне не сильно важен грим и макияж, одежду для творческой съёмки я собираю всегда сама, поэтому необходимости в стилистах, визажистах нет. Для съёмки мне нужна только модель и фотоаппарат.

Фото: Елена Чернигина

Елена, что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Желание, либо единственная возможность. Бывают дни и даже недели, когда не хочется ничего снимать. Но понимая, что, например, завтра начнётся неделя дождей, а я не успела сделать фотографию в ромашках, которые потом отцветут, либо пшеница, которую скоро скосят или место, которое сейчас красивое, а через два дня утратит свою красоту и т.д. – всё это призывает действовать. И через «не хочу», берёшь камеру и летишь на съёмку, потому что это последняя возможность сделать, забываешься в процессе, увлекаешься, потом любуешься и становишься чуточку счастливее.

Фото: Елена Чернигина

У вас множество наград. Поделитесь, насколько для вас важно участие в конкурсах? Нужно ли это начинающим фотографам и помогает ли такое участие уже состоявшимся фотографам?

Да, я постоянно участвую в конкурсах со своими творческими работами, получаю награды. Считаю, что обязательно нужно участвовать тем, кто хочет от фотографии большего, чем просто заработок, для кого она наполнена художественным смыслом и кто снимает творческие проекты. Именно по результатам конкурса можно понять свой уровень как фотографа и каждая победа, и даже проигрыш стимулируют двигаться дальше.

Фото: Елена Чернигина

Елена, вы бы могли дать несколько важных советов начинающим фотографам, которые только делают первые шаги в фотографии?

Определите для себя в первую очередь, что вы хотите – зарабатывать деньги фотографируя всё подряд, гнаться за заказами, едва научившись снимать либо создавать красивые картины, оттачивать мастерство, найти свой стиль, участвовать в выставках и конкурсах и получать награды?

Фото: Елена Чернигина

На своём опыте могу сказать, что, когда я стала брать много коммерческих заказов, поняла, что это убивает меня как художника и делает ремесленником. Нет времени на развитие, теряется индивидуальность, накапливается сильная усталость. В один момент можно просто «сгореть». Найдите золотую середину для себя. Ответьте на вопрос самому себе «Чего я хочу от фотографии». Если вы хотите чего-то большего, чем быть просто фотографом, то не гонитесь за деньгами и клиентами. Развивайтесь! Учитесь! Оттачивайте мастерство. Участвуйте в конкурсах. Посещайте мастер–классы, мечтайте, ставьте цели и достигайте их.  Не обесценивайте свой труд. Пусть будет меньше клиентов, но зато они будут качественными, они будут стараться, а вы будете стараться для них в ответ. Придёт время и люди сами потянутся к вам.

Фото: Елена Чернигина

Поверьте, если идти к цели, не распыляясь на мелочи, то жизнь сама выстроит вам путь. Возможно, это звучит несколько наивно, но так и есть. Ещё 4 года назад меня не знал никто.  Я смотрела на свои идеалы и мечтала когда-нибудь создавать такие же прекрасные работы. И сейчас мечтаю, но при этом много изучаю, постоянно узнаю что-то новое. Моя мечта и стремление сами привели меня к моим кумирам, к тем, казалось бы, недосягаемым звёздам, которые стали сейчас знакомыми. Это лишь начало пути. Поверьте, у вас всё получится, главное — делать!

Ещё больше работ автора в социальных сетях и сайте:

Сайт: https://echernika.ru/

ВКонтакте: vk.com/echernika

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзен, Telegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь