Фотограф Билл Хао (Bill Hao) из Ванкувера, Канада, потратил два года на создание огромной камеры из дубового дерева и передвижной фотолаборатории из своего автобуса. Все это понадобилось Биллу для того, чтобы в путешествии по стране снимать пейзажи большого формата. После чего фотографии проявляются при помощи мокрого коллоидного процесса на пластинах размером 32 × 48 дюймов.
«Я путешествую только ради фотографии. Все считают меня сумасшедшим! Но также все они завидуют моей жизни только потому, что я могу делать все, что хочу», — с гордостью говорит Хао.
Сложность съемки с мокрой пластиной с коллодием заключается в том, что фотограф должен суметь покрыть, экспонировать и проявить пластину во влажном состоянии за 15 минут. Что было бы несложно в студии, однако Билл хотел взять камеру и лабораторию в свое путешествие в канадские горы. Что в итоге и привело Хао к созданию передвижной фотолаборатории, которая при этом еще и должна быть очень большой. Для этого Билл Хао переделал купленный автобус-дом на колесах.
Фотографический процесс с коллодием на мокрой пластине был изобретен Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году в Англии. Данное изобретение понадобилось ему, поскольку ученый был недоволен плохой четкостью и контрастностью калотипа, изобретенного Уильямом Генри Фоксом Талботом, в котором использовались бумажные негативы.
К концу 1860-х годов коллодий с мокрой пластиной почти полностью заменил первый объявленный фотографический процесс — дагерротип. Этот процесс был относительно недорогим, с использованием стекла вместо медных пластин с серебряным покрытием, и не требовал полировального оборудования или высокотоксичных химикатов, необходимых для дагерротипа.
Каждый год первую субботу мая любители старинных процессов фотопроизводства отмечают неофициальный праздник под названием «Всемирный день мокрых тарелок».
«Я не говорю, что старые процессы создания фотографий лучше современных цифровых, — делится фотограф. — Конечно, современные цифровые технологии просты, быстры и великолепны. Но для меня методы захвата изображения прошлых времен, особенно мокрый коллодионный процесс, предлагает лучшее качество, большие диапазона, больше деталей и больший формат.»
«Изображения, созданные старым способом, выглядят более реалистично… и при этом они могут сохраняться дольше. Что еще более важно, мне просто нравится такой тип фотографии».
Хао сам спроектировал и собрал свою камеру из дуба, метала и черной ткани. Она создана таким образом, что для ее управления, сборки и разборки фотографу не требуются ассистенты.
«Я сделал эту камеру в период с 2019 по 2021 год», — делится Билл Хао.
За это время дизайн камеры много раз менялся. Фотограф постоянно заменял и изменял детали камеры методом проб и ошибок, пока все части камеры не заработали должным образом. Одной из сложнейших частей камеры Билл Хао считает изготовление складного меха (гармошки). У него ушло много времени проб и ошибок, пока не вышло то, чего ждал Хао.
До того, как вышел идеальный «кожух», Билл Хао дважды переделывал его, так как поначалу был либо слишком мягким, либо слишком тяжелым, прежде чем он заработал так как должен.
Так как для съемки мокрым коллодионным процессом требуется чтобы камера была неподвижна, устойчива, фотохудожнику пришлось использовать не один сверхмощный крепкий штатив, а целых три, чтобы эта конструкция выдержала вес и большие габариты самодельной камеры.
Размер камеры в полностью открытом состоянии составляет 52x37x70 дюймов. А в закрытом состоянии сжимается до 52x37x8 дюймов. Эта камера без объектива и пластины весит примерно 50 кг и устанавливается на трёх мощных штативах по 10 кг каждый. Сами стеклянные пластины тоже тяжёлые. Они изготовлены из 3-мм стекла. При этом Билл говорит, что на съёмку он берет с собой два десятка таких пластин.
Сборка камеры и передвижение ее с места на место утомительна, но Билл не жалуется, т.к. для него это увлекательный процесс.
Кроме того, Билл Хао может взять с собой только ограниченный запас химикатов для своей мобильной фотолаборатории, поэтому он должен тщательно следить за ними во время путешествий. А также он должен продолжать совершенствовать свое оборудование, технику и процессы, чтобы улучшать качество изображения на выходе. Он полагается на свои собственные эксперименты, так как нет доступного эталона для создания изображений такого размера и масштаба.
При размере пластины 32х48 дюймов объектив также должен иметь огромный задний круг проекции. Для своей камеры фотохудожник выбрал объектив Carl Zeiss Tessar и Goerz Dagor. Самый большой объектив, который есть у Хао, — 1200 мм, где круг изображения составляет 1890 мм. Другие объективы — 900 мм с кругом изображения 1418 мм и 600 мм с кругом изображения 945 мм.
Также Билл напоминает, что мокрый коллодионный процесс накладывает ограничения и на сам процесс съёмки. Такая фотография слишком привязана к погоде и даже к температуре воздуха.
«Снимать облака очень сложно, потому что голубое небо и облака на фотопластине выглядят одинаково», — говорит Хао.
Однако фотограф не отступает и по-прежнему старается, чтобы облака проявились на платинах, но до недавнего времени большинству фотографов, работающих по этой технологии, это не удавалось.
«Я могу экспонировать маленькую пластину за одну минуту, но мне нужно 3-5 минут, чтобы экспонировать большую пластину», — делится фотограф. «Время воздействия варьируется в зависимости от погоды, времени и освещения. А время проявки пластин составляет почти 20 секунд, это очень быстрый процесс и его трудно контролировать!»
В одном из роликов в конце статьи мы видим, как Хао спешит в автобус-фотолабораторию с тяжелым держателем пластин, чтобы проявить его как можно быстрее, пока эмульсия не начала высыхать. Однажды Хао снимал круизный лайнер и к нему пристала полиция, в результате чего эмульсия высохла, а скрытое (не проявленное) изображение было невозможно спасти.
Хао увлекся фотографией с 16 лет, с тех пор как он пошел учиться в среднюю школу, где ему довелось проявлять собственную пленку в фотолаборатории. По мере того, как его страсть к фотографии росла, он использовал и экспериментировал с различными камерами 35 мм, 66 и 67 (средний формат), 4×5 и, наконец перешел на большой формат 8×10.
В 2015 году он познакомился с мокрым коллодионным процессом. Тогда он и собрал камеру 11×11 дюймов и построил свою первую фотолабораторию в Dodge Caravan. Он использовал объективы Zeiss Protar и Goerz Dagor.
Со временем его охватило желание делать более крупные изображения. А с коллодием единственный способ — экспонировать большую стеклянную пластину – это создать еще большую камеру, что привело к появлению в 2019 году нынешней пластинчатой камеры 32 × 48 дюймов и большой фотолаборатории в доме на колесах.
«Я купил этот автобус в 2007 году не для фотосъемки, а для использования моих туристических поездках с друзьями. Но прямо сейчас я превратил этот автобус в дом на колесах с фотолабораторией».
Для хранения своих изображений и подготовленных пластин Хао сделал специальные ящики, в которых он хранит стеклянные пластины, и это его архив — все изображения в единственном экземпляре, их невозможно повторить или скопировать. Фотограф также говорит, что эти изображения нельзя отсканировать, только переснять обычной камерой. Однако и такой результат не передает всего качества изображения по сравнению с оригиналом, говорит Хао.
На вопрос к Хао о съемке портретов на его камеру, он ответил, что единственные портреты, которые он когда-либо снимал своей гигантской камерой, — портреты его жены.
«Она мой лучший помощник, а еще она создает фоновую музыку для моих видео. Она любит музыку. Я поддерживаю ее, и она поддерживает меня».
Хао не является профессиональным фотографом и до сих пор не заработал ни цента на своем увлечении. Он владеет и управляет международной туристической компанией.
Помимо съемки при помощи коллодия он сделал более сотни снимков методом амбротипа, с помощью «меньшей» камеры 11X11″.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
Социальные сети: @hao.bill
Следите за новостями в наших социальных сетях Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube